Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

1. Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
2. Формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, не являются чем-то взятым из головы одного профессора, а представляют собой крапотливые наработки, сложенные множествами поколениями педагогов и их деятельности.
3. Согласно теории отечественных педагогов, полноценное формирование личности может происходить только в коллективе. Поэтому он является основой для воспитания и обучения.

Оглавление

Вопрос 1 Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования…………………………………………………3-8
Вывод по первому вопросу…………………………………………………….8
Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся………………………………………………………………………...9-15
2.1 Особенности применения методов контроля и оценки на занятиях по физической культуре…………………………………………………………...15-17
Вывод по второму вопросу……………………………………………………17-18
Вопрос 3 Понятие о коллективе и его роли в формировании и развитии личности…………………………………………………………………………18-20
Вывод по третьему вопросу…………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………….21

Файлы: 1 файл

педагогика1.docx

— 59.06 Кб (Скачать)

По конечным целям педагогический эксперимент может быть:

  • констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе;
  • преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива;
  • контрольным, который организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов. При этом дублируется уже состоявшийся эксперимент (повторный эксперимент) или осуществляется замена экспериментальной группы на контрольную, и наоборот (перекрестный эксперимент);
  • пилотажным (предварительным), который  имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента.  Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются, и затем он проводится в полном объеме.

    

 Выводы по первому вопросу.

 

Существует огромное количество теоретических и математически-статистических методов педагогического исследования и с каждым днём их количество только увеличивается. Это объясняется неуклонным развитием исследовательских процессов, наличием твёрдой базы, пробелами тех или иных имеющихся методов, поиском более точных и совершенных методов исследования.

 

 

Вопрос 2

 

Контроль знаний, умений и навыков  учащихся является важной составной  частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование  их знаний и умений, воспитание ответственности  к учебной работе. Для выяснения  роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

 

Типы контроля

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

 

 

 

Виды контроля

 

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.


 

Методы контроля.

 

Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной  и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние  знаний учащихся всего класса по определенному  вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется :

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,
  • определения сформированности понятий,
  • проверки домашних заданий,
  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет  выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность  суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется  для текущего и тематического  учета, а также для отработки  и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают  эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в  контроле знаний является определение  проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно  использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются:

  • обращение с вопросом ко всему классу,
  • конструирование ответа,
  • рецензирование ответа,
  • оценка ответа и ее обоснование,
  • постановка вопросов ученику самими учащимися,
  • взаимопроверка,
  • самопроверка.

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

 

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет  за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики  умения применять знания в учебной  практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных  и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

 

Диктант

Диктант используется как форма  опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом  начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между  следующими друг за другом вопросами  должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

 

Зачет

Зачет проводится для определения  достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического  контроля обусловлена тем, что для  каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные  работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться  недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель  решает, основываясь на результатах  прошлых или промежуточных контрольных  мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом  делать лабораторную работу, а затем  беседовать с учителем.

 

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится  на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная  работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым  этапом любой темы. Как правило, она  проводится после коллективного  решения или обсуждения задач  новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

 

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью  определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной  работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет  повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые  учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант  работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

 

 

 

Практическая работа

Для закрепления теоретических  знаний и отработки навыков и  умений, способности применять знания при решении конкретных задач  используется практическая работа, которая  связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

 

Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может  проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать  с такими формами контроля, как  диктант или тест.

 

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления  требуется значительное время, поэтому  возникает необходимость в новых  видах проверки знаний. Распространение  контролирующих устройств, способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное  технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для  всех испытуемых условиях и имеющее  вид такого задания, решение которого поддается качественному учету  и служит показателем степени  развития к данному моменту известной  функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы  заданий, к каждому из которых  прилагаются как верные, так и  неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для  данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую  ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные тесты, в которых  среди предлагаемых ответов на  вопрос приведено несколько неверных  и единственный верный ответ.

2. Многовариантные тесты с несколькими  верными и неверными ответами  на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя  ответами на вопрос (один ответ  верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов  ответов. Учащиеся предлагают свой вариант  ответа.

Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества  ответов.

Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов  приводятся графики, схемы, чертежи  и т.д.

Наиболее доступными для школы  являются избирательные тесты, позволяющие  использовать контролирующие устройства.

Тестирование является стандартизированной  формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

 

Нетрадиционные виды контроля

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных  методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного  вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут  быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"