Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как "спартанская", "система рыцарского воспитания", "домострой", "воспитание джентльмена", "система коллективных творческих дел"

Оглавление

1. Основные категории педагогики.
2. Принципы и методы теории обучения.
3. Принципы и методы теории воспитания.
4. Ощущения. Общая характеристика процесса.
5. Способности. Виды способностей.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

Принципы воспитательного  процесса (принципы  воспитания)  —  это  общие исходные положения, в которых выражены  основные  требования  к  содержанию, методам,  организации  воспитательного  процесса.  Они  отражают   специфику процесса  воспитания,  и  в  отличие  от  общих  принципов   педагогического  процесса,  рассмотренных  нами   выше,   это   общие   положения,   которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Требования, предъявляемые  к принципам воспитания:

  • Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не  рекомендация; они  требуют  обязательного  и  полного  воплощения  в  практику.  Грубое  и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований  не  просто снижают эффективность воспитательного процесса,  но  подрывают  его  основы. Воспитатель, нарушающий требования  принципов,  устраняется  от  руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых  из  них,  как, например, принципов гуманизма, уважения к  личности,  может  быть  привлечен даже к судебному преследованию.
  • Комплексность.  Принципы  несут  в  себе  требование  комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное  применение на  всех  этапах  воспитательного  процесса.  Принципы  используются  не   в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • Равнозначность.  Принципы  воспитания  как  общие   фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и  второстепенных,  таких,  что требуют реализации в первую очередь, и таких,  осуществление  которых  можно отложить на завтра. Одинаковое  внимание  ко  всем  принципам  предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а  тем более не универсальные  правила,  руководствуясь  которыми  воспитатели  могли  бы автоматически достигать  высоких результатов. Они не заменяют ни  специальных знаний, ни опыта,  ни  мастерства  воспитателя.  Хотя  требования  принципов одинаковы  для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Принципы,  на  которые  опирается  воспитательный  процесс,  составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания.  И  естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не  могут  оставаться в них неизменными. Современная  отечественная  система  воспитания руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом, опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Методы воспитания:

  • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
  • это пути достижения заданной цели воспитания;
  • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов  и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово - средство, а реплика, замечание, сравнение - приемы).

Приёмы воспитания:

  • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
  • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания - это  предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении  педагогических задач.

Схема функционально-операционного  подхода к методам воспитания:

Категория

Методы воспитания - это  конкретные пути воздействия на сознание, чувства, поведение детей для  решения педагогических задач и  достижения цели воспитания в процессе взаимодействия детей с педагогом  и миром

Назначение

Формирование социально-ценностных отношений субъекта, его образа жизни

Функции метода

Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление ребенку  мира через:

1) Показ, пример - наглядно-практические  формы

2) Сообщение, лекция, беседа, дискуссия, диспут, разъяснение,  внушение, просьба, увещевание - словесные  формы

Формирование опыта поведения, организация деятельности через:

1) упражнения, приучение,  поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы

2) Требование, приказ, совет,  рекомендация, просьба - словесные  формы

Формирование оценки и  самооценки, стимулирование через:

1) Поощрение и наказание  - практические и словесные формы

2) Соревнование, субьективно-прагматический  метод - практические формы

Сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизни, формирование нравственной позиции субъекта, мировоззрения

Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и  общение. Приобретение навыков и  привычек

Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном  опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело

Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему

Результат

Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности


На самом деле выбор  методов жестко детерминирован, так  как он глубоко причинно обусловлен. Чем глубже воспитатель понимает причины, по которым он использует те или иные методы, чем лучше знает  специфику самих методов и  условия их применения, тем правильнее он намечает пути воспитания, выбирает наиболее эффективные методы. Нет  плохих и хороших методов, везде  и всегда учитываются условия  их применения. Рассмотрим общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:

  • Цели и задачи воспитания.
  • Содержание воспитания.
  • Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).
  • Уровень сформированности коллектива.
  • Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».
  • Средства воспитания - это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
  • Уровень педагогической квалификации.
  • Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).
  • Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют  свое содержание через:

  • Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).
  • Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.
  • Создание общественного мнения.
  • Общение, деятельность организованные воспитателем.
  • Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.
  • Погружение в мир искусства и творчества.

Воспитателям нельзя забывать, что мы всегда имеем дело с цельной  системой методов, и никогда никакое  вырванное из системы отдельное  средство не принесет успеха. Поэтому  в жизни, на практике один метод или  прием всегда дополняет, развивает  или поправляет и уточняет другой, следовательно, нужен комплексный, системный, конструктивный подход к  применению методов воспитания для  эффективности воспитательного  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ощущения. Общая характеристика процесса.

Ощущение - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Отличие ощущения от восприятия:

  • В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии;
  • Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас мира.

Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению  к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым  существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Функции ощущения:

  • Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром.
  • Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования.
  • Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если ощущения не поступают в сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).

Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.

Классификация ощущений (по Шеррингтону):

Деление ощущений на виды в зависимости  от того, где находится действующий  раздражитель:

  1. Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные.
  2. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем.
  3. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

Общие закономерности ощущений:

  • Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений нет.
  • Ощущение всегда имеет пространственную локализацию
  • Адаптация к ощущениям
  • Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.
  • Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способности. Виды способностей.

Способности    —    это    индивидуально-психологические  особенности   личности,   являющиеся условиями успешного осуществления  данной деятельности и обнаруживающие   различия   в   динамике   овладения необходимыми для нее  знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств  личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно  отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии  у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с  требованиями,

которые предъявляет ему  деятельность, то это дает основание  предполагать у него отсутствие соответствующих  психологических качеств, другими  словами, отсутствие способностей.

 

Пока человек не начал  определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности  к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными  его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные  способности   становятся   актуальными способностями,   не  только проявляющимися,   но  и формирующимися в этой деятельности.

 

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно   предъявляют   различные требования к личности, к ее способностям. Особенности  этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних  видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного  вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства  воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического  мышления и т. д.), но и их комплексов.

 

Учебная деятельность, большинство  видов квалифицированного труда  предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями   к   личности,   нашло   отражение   в классификации  способностей человека.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

 

Все способности человека как психические явления могут  быть разделены на четыре группы.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"