Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как "спартанская", "система рыцарского воспитания", "домострой", "воспитание джентльмена", "система коллективных творческих дел"

Оглавление

1. Основные категории педагогики.
2. Принципы и методы теории обучения.
3. Принципы и методы теории воспитания.
4. Ощущения. Общая характеристика процесса.
5. Способности. Виды способностей.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.85 Кб (Скачать)

План.

  1. Основные категории педагогики.
  2. Принципы и методы теории обучения.
  3. Принципы и методы теории воспитания.
  4. Ощущения. Общая характеристика процесса.
  5. Способности. Виды способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные категории педагогики.

В период становления педагогики как науки были определены три  фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - "воспитание", "обучение", "образование".

"Воспитание" как всеобщая  категория исторически включала  в себя "обучение" и "образование".

В современной науке под "воспитанием" как общественным явлением понимают передачу исторического  и культурного опыта от поколения  к поколению. При этом воспитатель:

  • передает опыт, накопленный человечеством;
  • вводит в мир культуры;
  • стимулирует к самовоспитанию;
  • помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

  • овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
  • работает над собой;
  • обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с  обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств  личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как  основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют  сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой  практике известны такие системы  воспитания, как "спартанская", "система  рыцарского воспитания", "домострой", "воспитание джентльмена", "система коллективных творческих дел".

Вторая категория - "обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

  • преподает - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  • руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
  • создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

  • учится - овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
  • пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
  • проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, интернет), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение "обучение-воспитание" направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик  человека на основе его интересов, приобретенных  знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное  обучение.

Третья категория педагогики - "образование" - понимается как:

1) ценность развивающегося  человека и общества;

2) процесс обучения и  воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему  в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись  разные воспитательные и образовательные  учреждения. К ним относятся: детские  сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся три главные  категории педагогики?

По данному вопросу  существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения  жизни на Земле, антропогенеза или  возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно  выделить первую точку зрения на проблему. "Воспитание" выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя "обучение" и "образование". С данных позиций "воспитывать" означало выращивать и обучать ребенка  правилам поведения, давать ему образование.

Если "воспитание" понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным  случаем "обучения".

Порой имеют место попытки  отождествить "воспитание" и "образование".

В Законе "Об образовании" последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства".

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и  практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип  лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в  каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно  рассматривать как особым образом  организованную деятельность, результатом  которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование  являются процессами взаимодействия воспитателя  и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью  развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования  в качестве системы выделяют следующие  элементы - цель, средства, результат, объекты  и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в  случае самообразования мы имеем  дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя - свои знания умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы и методы теории обучения.

 Дидактика - это часть педагогической  науки,  раскрывающая  в  наиболее общем  виде  теоретические  основы  обучения  и  образования.  В   дидактике сформулированы и выражены эти основы  в  виде  закономерностей  и  принципов обучения, задач и содержания образования,  форм  и  методов  преподавания  и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения.  Эти наиболее общие положения имеют отношение, стало быть, и  к  производственно-экономическому обучению.

Важнейшей составной частью дидактики являются  принципы  обучения.  Это основные руководящие  положения,  отражающие  закономерности  педагогического процесса и ориентирующие  преподавателя  на  эффективную  организацию  учебы, оптимальное  применение в ней форм, методов  и  средств  обучения  слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

 К числу общедидактических  принципов обучения относятся  следующие:

  • направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;
  • тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;
  • систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;
  • доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
  • наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;
  • оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
  • рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
  • сознательность, активность, самостоятельность обучения – достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
  • прочность, осознанность и действенность знаний и умений -обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.

Перечисленные  принципы,   всю   их   совокупность   не   рекомендуется рассматривать  как некий свод законов, как катехизис.  Относиться  к  ним  ко всем и  к каждому в отдельности следует  творчески, гибко, не шаблонно. И  это  прежде всего потому, что принципы всегда исторически конкретны,  они  должны читаться  в  конкретном  социальном  контексте,  должны  как  можно   полнее отражать реальные социальные потребности общества.

Методы обучения - это  способы организации взаимосвязанной  деятельности педагога  и  обучаемых  в  целях  формирования  знаний,   навыков,   умений, профессиональных,  политических  и  нравственных  качеств,  необходимых  для успешного  выполнения производственных задач.

Педагогическая наука, точнее часть ее - Дидактика, выделяет три  группы методов обучения:

  • организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • стимулирования учебно-познавательных процессов;
  • контроль за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает  в себя словесные, наглядные и  практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ,  демонстрация, наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и т.  д.  Во  вторую группу  (методов стимулирования)   включают:   деловые   игры,   дискуссии, “мозговые атаки” и другие активизирующие процесс познания  методы,  а также поощрения, создание ситуаций психологического  комфорта  или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе  с тем и первая группа  должна  использовать  методы  активного обучения:  лекции-дискуссии, чтение лекций  двумя преподавателями и др.  К третьей группе (методов контроля)  относят устную  либо  письменную  проверку   усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

 

 

  1. Принципы и методы теории воспитания.

Принципы   воспитания   в   своём   разнообразии    могут    охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и  педагогов наряду с  педагогическим воздействием и  взаимодействием. В  жизни  существует  и  воздействие  детей педагогам, и   противодействие,   и    сопротивление    ими    непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка  формируется  постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому  педагогу, чтобы добиваться позитивного результата  в  воспитании, нужны  не  только  принципы прямого воздействия, но и  косвенного, опосредованного, долгосрочного  действия на сознание  и  привычное  поведение  путём  целенаправленного  и  духовного насыщения  всех  областей   детской   жизни. Педагогом   должно   учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники  преодолевают  в  себе сопротивление   и   сознательное   противодействие   воспитательным   мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"