Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:11, контрольная работа
Педагогическая психология как отрасль научного знания и основне исторические этапы ее становлення. Предмет, цели , задачи и основне методы педагогической психологи. Схема проведения психолого-педагогического экспримента.
Виды и механизмы научения человека.
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера.
1. Линейная система
программированного
обучения, первоначально разработанная
американским психологом Б. Скиннером
в начале 60-х гг. ХХ в. на основе бихевиористского
направления в психологии.
Он выдвинул следующие требования к организации обучения:
При обучении учащийся
должен проходить через
Обучение следует построить таким образом, чтобы учащийся все время был "деловит и занят", чтобы он не только воспринимал учебный материал, но и оперировал им.
Перед тем, как перейти к изучению последующего материала, учащийся должен хорошо усвоить предыдущий.
Учащемуся необходимо помочь путем деления материала на небольшие порции ("шаги" программы), путем подсказок, побуждений и т.д.
Каждый правильный ответ учащегося необходимо подкреплять, используя для этого обратную связь, - не только для формирования определенного поведения, но и для поддержания интереса к обучению.
Согласно этой системе, обучаемые проходят все шаги обучаемой программы последовательно, в том порядке, в котором они приведены в программе. Задания в каждом шаге состоят в том, чтобы заполнить одним или несколькими словами пропуск в информационном тексте. После этого обучаемый должен сверить свое решение с правильным, которое до этого каким-либо способом было закрыто. Если ответ обучаемого оказался правильным, то он должен перейти к следующему шагу; если же его ответ не совпадает с правильным, то он должен выполнить задание еще раз. Таким образом, линейная система программированного обучения основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий. Поэтому шаги программы и задания рассчитаны на наиболее слабого ученика. По мысли Б. Скиннера, обучаемый учится, главным образом, выполняя задания, а подтверждение правильности выполнения задания служит подкреплением для стимуляции дальнейшей деятельности обучаемого (см. анимацию).
Линейные программы рассчитаны
на безошибочность шагов всех
учащихся, т.е. должны соответствовать
возможностям наиболее слабых
из них. В силу этого
2. Разветвленная программа программированного обучения. Ее основоположником является американский педагог Н. Краудер. В этих программах, получивших широкое распространение, кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматриваются дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности. Кроме того, эти программы открывают бόльшие возможности для формирования рациональных видов познавательной деятельности, чем линейные, ограничивающие познавательная деятельность в основном восприятием и памятью.
Контрольные задания в шагах
этой системы состоят из
Кроме этих двух основных
Общий недостаток программ, построенных
на бихевиористской основе, заключается
в невозможности управления
9. Концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Место и роль интериоризации в процессе формирования умственных действий.
Данная теория предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки.
В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа действия (ООД) – система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия.
Чтобы
безошибочно выполнять какое-
Виды ориентировок: 1) ООД – конкретный образец (демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения); 2) ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действия; 3) ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного задания.
Типы ориентировок: 1) действия методом проб и ошибок; 2) предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия, прежде чем оно будет выполнено; 3) есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия.
Согласно
концепции П.Я. Гальперина предметное
действие и выражающая его мысль
– звенья единого процесса постепенного
преобразования материального действия
в идеальное. Действие функционально
связано с предметом, на который
оно направлено, и включает в себя
продукт (цель преобразования действия
и средства преобразования). Это
исполнительская часть
Цикл усвоения действия состоит из ряда этапов (базисом цикла является формирование мотивационной основы – привлечение внимания, пробуждение интереса, результат – желание получить соответствующее знание).
1– й этап. Предварительное ознакомление с действием (по инструкции, описанию, визуально). В результате в сознании формируется ООД, т. е. система указаний, как выполнить разучиваемое действие.
2–
й этап. Материальное действие. Учащиеся
на тренажерах, макетах выполняют
реальные действия во внешней,
материальной, развернутой форме.
Осуществляется контроль
3–
й этап. Внешнеречевой. Обучаемый
проговаривает вслух действия, которые
осваиваются. В результате
4– й этап. Внутренней речи. Действие проговаривается «про себя». В результате обобщение действия и его свертывание происходят наиболее интенсивно.
5–
й этап. Усвоенное действие. Выполняется
автоматически, мысленно не
Сильные
стороны теории: 1) сокращается время
формирования навыков и умений за
счет показа образцового выполнения
действия; 2) достигается высокая
автоматизация выполняемых
Слабые
стороны теории: 1) существенно ограничены
возможности усвоения теоретических
знаний; 2) сложна разработка методического
обеспечения (полно) алгоритма операций);
3) у обучающихся формируются
Понятие интериоризации означает прививание элементов идеологии к изначально биологическому сознанию индивида: идеология, общественное сознание переносилось «в» индивидуальное сознание;
Обучение
и воспитание можно
рассматривать как
процесс интериоризации — как процесс
преобразования внешней предметной деятельности
во внутреннюю психическую деятельность,
в способности, знания, умения человека.
Проблема в том, как оптимально управлять
этим процессом. Теория Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий указывает
условия, обеспечивающие формирование
умственных действий с заранее намеченными
свойствами. Для этого на первом этапе
надо ознакомить обучаемого с целью обучения,
сформировать мотивацию. На втором этапе
надо осваиваемую деятельность подвергнуть
объективному описанию (анализу), в процессе
которого необходимо выделить совокупность
условий (знаний, являющихся условием
правильного выполнения действия, объективных
ориентиров), выполнение деятельности.
Эти условия соответствуют заданию полной
ориентировочной основы деятельности.
На третьем этапе в ходе материального
выполнения действий ориентировочная
деятельность свертывается, автоматизируется,
обобщается, переводится во внутренний
план — формируются новые знания, умения,
способности и психические свойства. Такую
стратегию называют стратегией интериоризации
(переноса во внутренний план). При этом
внешнее, материальное действие, прежде
чем стать умственным, проходит ряд этапов,
на каждом из которых претерпевает существенные
изменения и приобретает новые свойства.
Принципиально важно, что исходные формы
внешнего, материального действия требуют
участия других людей (родителей, учителей),
которые дают образцы этого действия,
побуждают к совместному его использованию
и осуществляют контроль за правильным
его протеканием. Позже и функция контроля
интериоризуетея, превращаясь в особую
деятельность внимания. Внутренняя психологическая
деятельность имеет такой же орудийный,
инструментальный характер, как и деятельность
внешняя. В качестве этих орудий выступают
системы знаков (прежде всего, язык), которые
не изобретаются индивидом, а усваиваются
им. Они имеют культурно-историческое
происхождение и могут передаваться другому
человеку только в ходе совместной (вначале
обязательно внешней, материя практической)
деятельности. Приложение этой теории
к практике реального обучения показало
возможность формировать знания, умения
и на с заранее заданными свойствами, как
бы проектирующие характеристики психической
деятельности. 1. Всякое действие представляет
собой сложную систему, состоящую из нескольких
частей: ориентировочная (управляющая),
исполнительная (рабочая) и контрольно-корректирущая.
Ориентировочная часть действия обеспечивает
отражение совокупности объективных условий,
необходимых для успешного выполнения
данного действия. Исполнительная осуществляет
заданные преобразования в объекте действия.
Контрольная часть отслеживает ход выполнения
действия сопоставляет полученные результаты
с заданными образами и при необходимости
обеспечивает коррекцию как ориентировочной,
так и исполнительной частей действия.
Именно контрольная функция действия
трактуется автором концепции как функция
внимания. В различных действиях перечисленные
выше части имеют разную сложность и как
бы разный удельный вес. При отсутствии
хотя бы одной из них действие разрушается.
Процесс обучения направлен на формирование
всех трех органов действия, но наиболее
тесно связан с его ориентировочной частью.
2. Каждое действие характеризуется определенным
на ром параметров, которые являются относительно
независимыми и могут встречаться в разных
сочетаниях. а) Форма совершения действия
— материальная (действие с конкретным
объектом) или материализованная (действие
с материальной моделью объекта, схемой,
чертежем), перцептивная (действие в плане
восприятия); внешнеречевая (громкоречевая)
(операции по преобразованию объекта проговариваются
вслух), умственная (в том числе и внутриречеваявая).
б) Мера обобщенности действия — степень
выделения существенных для выполнения
действия свойств предмета из других,
несущественных. Мера обобщенности определяется
характером ориентировочной основы действия
и вариаций конкретного материала, на
котором идет освоение действие. Именно
мера обобщенности определяет возможность
выполнения его в новых условиях. в) Мера
развернутости действия — полнота представлен-ности
в нем всех, первоначально включенных
в действие операций. При формировании
действия его операционный состав постепенно
уменьшается, действие становится свернутым,
сокращенным.
г) Мера самостоятельности — объем помощи,
которую оказывает учащемуся преподаватель
в ходе совместно-разделенной действительности
по формированию действия. д) Мера освоения
действия — степень автоматичности и
быстрота выполнения. Иногда выделяются
также вторичные качества действия —
разумность, сознательность, прочность,
мера абстракции. Разумность действия
является следствием его обобщенности
и развернутости на первых стадиях выполнения;
сознательность зависит от полноты усвоения
в громкоречевой форме; прочность определяется
мерой освоения и количеством повторений,
мера абстракции (способность выполнять
действие в отрыве от чувственно-наглядного
материала) требует как можно большего
разнообразия конкретных примеров, на
которых отрабатываются исходные формы
действия.
10. ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) – методологическая основа для развивающего обучения.
В педагогике ТРИЗ используется для формирования культуры мышления как осознанного, целенаправленного, эффективного и управляемого процесса мыследеятельности [6, 9]. Как показала практика, ТРИЗ-педагогика, в основе которой - функционально-системный подход, успешно решает задачи проблемного и развивающего обучения и является следующим этапом развития педагогических систем.
Формулирование
функции искусственного
Использование
системного подхода в качестве
инструмента для анализа
Функционально-системный
подход в ТРИЗ-педагогике реализован
практически в форме
Алгоритм решения проблемных ситуаций, специально адаптированный для применения в учебном процессе, представляет собой четкую программу в виде универсальной последовательности операций (шагов) по анализу проблемы: преобразованию исходной ситуации в задачу, выявлению противоречия и поиска способов его устранения. Алгоритм решения проблемных ситуаций включает в себя систему логических, психологических, информационных и других инструментов. Его применение вырабатывает у учащегося своеобразный стиль мышления, в основе которого - гибкость, оригинальность, чувствительность к противоречиям, умение осознанно моделировать идеальный эталон, психологически ориентировать мысль на его достижение и добиваться этого кратчайшим путем, что создает ощущение красоты интеллектуального процесса.
ТРИЗ, таким
образом, предлагает для развития мышления
как материал, содержащий реальную
проблему, так и методы осознанного
овладения мыслительными
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"