Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая психология как отрасль научного знания и основне исторические этапы ее становлення. Предмет, цели , задачи и основне методы педагогической психологи. Схема проведения психолого-педагогического экспримента.
Виды и механизмы научения человека.

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология.docx

— 76.16 Кб (Скачать)
  1. Педагогическая  психология как отрасль  научного знания и  основне исторические этапы ее становлення. Предмет, цели , задачи и основне методы педагогической психологи. Схема проведения психолого-педагогического  экспримента.

    "Педагогическая  психология - та ветвь прикладной  психологии, которая занимается  приложением выводов теоретической  психологии к процессу воспитания  и обучения".

    "Педагогическая  психология - продукт последних нескольких  лет, это новая наука, которая  является частью прикладной психологии  вместе с юридической, медицинской,  экономической, эстетической и  промышленной психологией.  

Вехи  становления педагогической психологии

Педагогическая  мысль впервые была отрефлексирована и оформлена в работе Яна Амоса  Коменского "Великая дидактика" (1657 г.). В ней положено начало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьного обучения.

Только  в конце 19 в. педагогическая психология стала оформляться как самостоятельная  наука и прошла три больших  периода.

I период: середина 17 в. - конец 19 в.

Общедидактический период, с явно "ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику" (Песталоцци). Наибольший вклад в этот период в  развитие педагогической психологии внесли Ян Амос Коменский (1592-1670), Жан Жак  Руссо (1712-1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Гербарт (1776-1841), Адольф Дистерверг (1790-1866), Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922).

В 1885 г. П.Ф. Каптерев в книге "Дидактические  очерки. Теория образования" делает первые попытки научного осмысления процесса развития педагогической психологии на основе глубокого и системного анализа этого периода развития педагогической теории. П.Ф. Калтереву  принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов не только великих  дидактов (Песталоцци, Дистерверга), но и представителей так называемой экспериментальной дидактики, по сути, экспериментальной психологии в  обучении и для обучения. Задачей  авторов этих работ, согласно П.Ф. Каптереву, было исследование умственной работы учащихся, значения движения в умственной работе, предметных и словесных представлений учащихся, типов одаренности школьников и других проблем.

П.Ф. Каптерев по праву считается одним  из основателей педагогической психологии. Само понятие "педагогическая психология", по свидетельству исследователей, вошло  в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева "Педагогическая психология". Более того, именно П.Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное  научное понятие "образование" как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. В той же книге были рассмотрены  педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенно, что  сам образовательный процесс  рассматривался П.Ф. Каптеревым с психологической  позиции.

Большую роль в становлении педагогической психологии в этот период сыграла  работа К.Д. Ушинского "Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребёнок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в  качестве предметов специального анализа  и задачи развития.

Существенен вклад в становление педагогической психологии представителя зарождавшейся  в то время социальной педагогики С.Т. Шацкого (1878-1934), разработавшего целостную  концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.

II период: конец 19 в. - начало 50-х гг. 20 в.

В это  время педагогическая психология оформляется  в самостоятельную отрасль. Проводятся первые экспериментальные работы в  этой области. Ученые Франции, России, США разрабатывают специальные  педагогические системы (например, система  М.Монтессори, Вальдорфская педагогика), открывают лаборатории, на базе которых  изучают физические, душевные способности  ребенка, методы преподавания учебных  дисциплин, отрабатывают методики отбора детей в специальные школы  для умственно-отсталых детей.

В этот период развивается тестовая психология, психодиагностика, которая начала использоваться для контроля знаний и умений обучающихся, а также управления учебным процессом, разработкой программ. В этот период работали Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П. Блонский, А. Бине, В. Анри, К.Штерн, А. Валлон, К.Бюлер  и др.

Данный  этап характеризуется формированием  особого психолого-педагогического  направления - педологии (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в  котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических  измерений определялись особенности  поведения ребенка в целях  диагностики его развития.

В педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками. Были предприняты попытки научной  рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретического осмысления. Реализация этих начинаний развернулась в третьем периоде.

III период: с начала 50-х  гг. 20 в. и по  сегодняшний день

В этот период создается целый ряд собственно психологических теорий обучения, т.е. разрабатываются теоретические  основы педагогической психологии. Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х годах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с одной стороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучение должно идти через решение проблем, а с другой - соотносилось с положениями О. Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и др. о проблемном характере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли в проблемной ситуации (П.П. Влонский, С.Л. Рубинштейн). В 50-е годы появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это же время разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражение и в экспериментальной системе Л.В. Занкова.

В этот же период С.Л. Рубинштейн в "Основах  психологии" дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний. Появившаяся  в 1970 г. книга И. Лингарта "Процесс  и структура человеческого учения" и в 1986 г. книга И.И. Ильясова "Структура  процесса учения" позволили сделать  широкие теоретические обобщения  в этой области.

Все многообразие этих теоретических разработок было направлено на решение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точки зрения их авторов, требованиям общества к  системе обучения (или учения, учебной  деятельности). Соответственно формировались  определенные направления обучения. В рамках этих направлений выявились  и общие проблемы: активизация  форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний, развитие обучающегося как цель и  др. 

    Объект педагогической психологии - человек.

    Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.

    "Педагогическая  психология изучает психологические  вопросы управления, исследует процессы  обучения, формирования познавательных  процессов, отыскивает надежные  критерии умственного развития, определяет условия, при которых  достигается эффективное умственное  развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений  между учащимися" (А.В. Петровский).

    "Педагогическая  психология изучает механизмы,  закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные  различия в этих процессах,  закономерности формирования творческого  активного мышления, определяет  условия, при которых достигается  эффективное умственное развитие  в процессе обучения, рассматривает  вопросы взаимоотношений между  педагогом и учащимися, взаимоотношения  между учащимися" (В.А. Крутецкий).

Таким образом, "предметом педагогической психологии являются факты, механизмы  и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального  и личностного развития ребенка  как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесса" (И. А. Зимняя).

Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Психология  выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения  способов и средств воспитания.

Педагогика  же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и  перспективы развития, разрабатывает  теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы  и методы.

Структура педагогической психологии включает 4 раздела:

I - психология  образовательной деятельности (единство  учебной и педагогической деятельности);

II - психология учебной деятельности  и её субъекта - обучающегося (ученик, студент);

III - психология педагогической деятельности  и её субъекта (педагога);

IV - психология учебно-педагогического  сотрудничества и общения.

методы  научной психологической  диагностики.

    Среди множества методов психолого-педагогических исследований в педагогической психологии наиболее широко используются:

    › изучение продуктов деятельности обучающихся;

    › опрос в формах беседы и анкетирования;

    › наблюдение;

    › эксперимент;

    › тестирование;

    › социометрическая методика изучения взаимоотношений  в коллективе. 
 

Эксперимент - научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный  эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный  эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Виды  ППЭ:

- констатирующий;

- проверочный;

- созидательно-преобразующий  (формирующий);

- контрольный.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"