Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:11, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая психология как отрасль научного знания и основне исторические этапы ее становлення. Предмет, цели , задачи и основне методы педагогической психологи. Схема проведения психолого-педагогического экспримента.
Виды и механизмы научения человека.

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология.docx

— 76.16 Кб (Скачать)

Констатирующий  эксперимент проводят в начале исследования. Он ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления, построение его схематической модели.

Формирующий эксперимент организуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует её проверку. Для повышения объективности анализа полученных данных вводятся контрольная и экспериментальная группы.

  1. Виды и механизмы научения человека.

    Научение  – это процесс и результат  приобретения индивидуального опыта.

    У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также  животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной  нервной системой.

    1. Научение по механизму импринтинга. Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый-этолог К. Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, оказавшимся в их поле зрения. В обычных условиях таким объектом становится утка-мать, и следование птенцов за ней обеспечивает их безопасность и дальнейшее научение. В последние минуты перед появлением утят на свет К. Лоренц изолировал утку-мать от яиц и сам оказался первым увиденным ими движущимся объектом, за которым они и стали следовать. Детеныши млекопитающих запечатлевают облик своих соплеменников и ориентируются на него в поиске партнеров по размножению. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.

    2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

    Условные  рефлексы могут вырабатываться у  ребенка первых дней жизни. В одном  из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал  головку направо, рядом с ним  зажигалась лампочка. В первые дни  жизни у детей уже имеется  ориентировочный рефлекс «Что такое?», выражающийся в повороте головы к  источнику света или звука. К  концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка  зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они  поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался  у них так же быстро, как и  в первом случае. В результате постоянного  ассоциирования в памяти стимула  с удовлетворением биологической  потребности организм научается  реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

    3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.

    Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку  не встречаются или почти не встречаются  у других живых существ.

    4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

    5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

      Процесс научения реализуется за счет следующих  интеллектуальных механизмов:,

      1. Формирования ассоциаций. Этот механизм  лежит в о установления временных  связей между отдельными знаниями  частями опыта.

      2. Подражание. Выступает в качестве  основы для форм> ния главным  образом умений и навыков.

      3. Различение и обобщение. Связаны  преимущественно с рованием понятий.

      4. Инсайт (догадка). Представляет собой  непосредственное отрение человеком  какой-либо новой информации, чего-то  неиз-рстного в уже известном,  знакомом по прошлому опыту. Инсайт яв-лется когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.

      5. Творчество. Служит основой для  создания новых знаний, редметов, умений и навыков, не представленных  в виде готовых для усвоения  через подражание образцов.

      Задача  совершенствования научения сводится к тому, чтобы действовать в  нем все описанные механизмы. Успех научения зависит от многих факторов, и среди них важное место  занимают психологические факторы. Это уже рассмотренные нами в  курсе общих основ психологии мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов  восприятия, внимания, воображения, па-' пяти, мышления и речи, наличие у  обучаемого необходимых волевых  ц ряда других качеств личности; настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других. 

 

    3. Усвоение как психологическая  сторона учения  и его структурная  организация.

    Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация).

              Процесс учебного познания складывается  из нескольких этапов. Первым  из них является восприятие  объекта, которое связано с  выделением этого объекта из  фона и определением его существенных  свойств. Этап восприятия сменяет  этап осмысления, на котором происходит  усмотрение наиболее существенных  вне- и внутрисубъектных связей  и отношений. Следующий этап  формирования знаний предполагает  процесс запечатления и запоминания  выделенных свойств и отношений  в результате многократного их  восприятия и фиксации. Затем  процесс переходит в этап активного  воспроизведения субъектом воспринятых  и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

              Очень часто перечисленные этапы  формирования знаний принимают  в качестве критериев оценки  уровней их усвоения.

    • Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее

    o к пониманию;

    o применению знаний в знакомых и новых условиях;

    o оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания (Маркова А.К., 1990; аннотация) (см. анимацию).

    Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного  развития.

    • Знания могут усваиваться на разных уровнях:

    o репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;

    o продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

    Установление  уровней усвоения знаний в диагностике  важно потому, что эти уровни оказывают  влияние на качество мышления, его  шаблонность или нестереотипность, оригинальность.

    • И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

    o уровень различения (или распознавания) предмета;

    o уровень его запоминания;

    o уровень понимания;

    o уровень применения.

    Сходные уровни усвоения знаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и  рассматривая их структуру с точки  зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации (Беспалько  В.П., 1989)

    Характеристика  уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько)

    Уровень усвоения Название  уровня Характеристика  уровня
    0(нулевой) Понимание Отсутствие  у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем  понимание свидетельствует о  его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
    I Обучающийся Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
    II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и  применяет информацию в ранее  рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
    III Применение Способность обучающегося использовать приобретенные  знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
    IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере  деятельности, в непредвиденных ситуациях  создает новые правила, алгоритмы  действий, т.е. новую информацию; такие  продуктивные действия считаются настоящим  творчеством

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"