Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 12:49, реферат
На основании сущностных признаков, к которым относятся: а) увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени; б) сокращение общего времени на изучение определенного объема учебной информации; в) увеличение общего числа методов и форм обучения (многообразие дидактической основы); г) увеличение продолжительности единицы учебного процесса, выделим модели, в разное время разработанные разными авторами
Введение
1. Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии
1.1 Модели, предшествующие концентрированному обучению
1.1.1 Параллельная система обучения
1.1.2 Интегрированные уроки
1.1.3 Интегрированные дни
2. “Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
2.1 “Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия
2.2 “Погружение” как модель длительного занятия одним или несколькими предметами
3. “Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
4. Двухпредметная система “погружения”
Заключение
Список литературы
|
Апробация
такого расписания дала положительные
результаты: снизилась усталость
детей, повысилась их активность на уроках,
повысился уровень усвоения знаний.
|
Очевидное
уменьшение количества часов на “левополушарные”
предметы приводит к задаче концентрации
знаний или “прессования времени” (термин
М.П.Щетинина). Тогда и возникла идея “погружения”
как “способа познания”. В качестве теоретической
основы были взяты учение о доминантной
деятельности А.И.Ухтомского, для систематизации
знаний — идеи укрупнения дидактических
единиц П.М.Эрдниева (он был консультантом
эксперимента), для организации коллективной
учебной деятельности — элементы методик
В.Ф.Шаталова, Ш.А.Амонашвили, П.М.Эрдниева.
3. “Погружение” в предмет
или однопредметное
“погружение”
Данная
идея, но безотносительно к учению
о функциональной асимметрии головного
мозга, была высказана еще в начале
20-х гг. П.П.Блонским. В работе “Трудовая
школа” он предложил половину учебного
времени отдавать на изучение наук,
четверть — на искусство, четверть — на
спорт. Поскольку такое чередование уроков
позволяет ученикам сохранять высокую
активность и работоспособность в течение
всего учебного дня, то это дало возможность
отказаться от обязательных домашних
заданий, а высвободившуюся половину дня
использовать для дополнительных занятий
по интересам учащихся. Для этих занятий
в приложении к вышеприведенному учебному
плану предусматривались дополнительные
часы из расчета 0,5 часа на ученика в неделю.
Группы школьников, объединенных по интересам,
получили название “кафедр”. Идея создания
“кафедр” была почерпнута у того же П.П.Блонского,
предлагавшего при каждой трудовой школе
иметь пять студий: физико-математическую,
биологическую, социально-историческую,
литературно-философскую и философско-географическую.
Одной из задач работы “кафедры” являлась
подготовка учеников-консультантов, которые
становились помощниками учителя во время
“погружения”. Таким образом, занятия
по интересам, предполагающие опережение
в изучении учебного материала, стали
неотъемлемой частью модели однопредметного
“погружения”. Наличие учеников-консультантов,
которые становились помощниками учителя,
позволило включить в систему “погружения”
работу под их руководством малых групп,
которая получила название “экипажей”.
Сама же работа в таких группах получила
название “экипажной работы” или “работы
по взаимообучению”. Благодаря “кафедре”
и взаимообучению, ученики, выбравшие
любимый предмет, имеют возможность выходить
не просто на репродуктивный, но и на творческий
уровень познания. Работа “кафедры” предполагает
несколько уровней учебной и учебно-методической
работы. Вот деление этих уровней с позиции
ученика, члена “кафедры по интересу”:
Роль ученика | Уровень |
“Я учусь” | Репродуктивный уровень |
“Я учусь учить” | Уровень постижения методических знаний |
“Я учу” | Уровень взаимообучения |
“Я учу учить” | Уровень передачи методических знаний |
Дополнительным положительным моментом работы “кафедры” является то, что учитель, наблюдая за процессом взаимообучения, имеет возможность выявить педагогически одаренных школьников.
Следует
заметить, что при единстве содержания
(один предмет) в течение учебного
дня кроме чередования “
1-й урок. Повторение вчерашнего материала (при помощи опроса, самостоятельной работы, решения задач и т.п.) — 25 мин.
Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы их учебная деятельность была подчинена собственной цели, а не “навязанной” учителем) — 10 мин.
2-й урок. Изложение учителем нового материала крупным блоком с помощью компактных схем (концептов) — 35 мин.
Урок художественного цикла (музыка, хореография или изобразительное искусство) — 35 мин.
3-й урок. Самостоятельная работа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения — 35 мин.
4-й урок. Дидактическая игра (соревнование между группами, перекрестный опрос или другие формы учебных игр) — 35 мин.
Урок физкультуры — 35 мин.
5-й урок. Фронтальная лабораторная работа (без оформления документации) — 20 мин.
“Огонек” — совместный с учениками анализ дня (“Достигли ли мы поставленной на сегодня цели?”) — 15 мин.
“Погружение — это совместная активная работа учителя и учащихся (всех и каждого), наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, социально значимая направленность личности. Ребята узнают друг друга, учителя, а он — своих учеников, их интересы, способности, работоспособность каждого, причины затруднений, конфликтов. Все это помогает педагогу вносить обоснованные коррективы в свою методику, проектируя дальнейшее развитие каждого школьника. В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат”. Таким образом, можно сделать вывод, что модель “погружения в предмет”, предложенная М.П.Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:
1.
Чередование “контрастных”
2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.
3. Наличие “разности потенциалов” в знаниях учеников (либо благодаря опережению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе), позволяющей “включить” работу по взаимообучению.
4.
Систематизация знаний, структурирование
их и подача нового материала
при помощи компактных
5.
Совместная работа учителя и
учеников по планированию
Целесообразно отметить, что многие из форм уроков, используемые при технологии “погружения”, наконец-то попали в вузовский учебник по педагогике. В частности, речь идет об уроках-”погружениях”, уроках взаимообучения, бинарных уроках, уроках с групповыми формами работы
Сама же технология “погружения”, предложенная М.П.Щетининым, даже если все обязательные компоненты в ней присутствуют, имеет ряд недостатков. Так, пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Как правило, отставание ученика можно решать путем приглашения его на занятия “кафедры”, где с ним могут заниматься либо консультанты, либо учитель, но задача работы “кафедры” — работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.