Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.
Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры
Заключение
Список литературы
Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении важное качество педагога необходимое при общении с аудиторией. Посредством обратной связи учитель дает ученику информацию не только о результатах его деятельности, но и о собственном восприятии ученика. Это влияет как на учебную деятельность ребенка, так и на его самооценку, мотивацию к учебе, отношение к учителям и школе в целом. Благоприятнее всего использовать модель активного взаимодействия «Союз»- когда педагог находится в постоянном диалоге с аудиторией, поощряет инициативу, решает возникшие проблемы общими усилиями.
Умение управлять собой
также необходимый атрибут
Способность к спонтанности- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Это творческая способность педагога развивающаяся с опытом, позволяющая сделать более интересной и красочной образовательный процесс.
Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации и последствия своих воздействий позволит педагогу не только избежать негативных ситуаций и их последствий, но и обратить ситуацию в свою пользу. Как говорится «Предупрежден значит вооружен».
Хорошие вербальные способности позволят педагогу правильно выразить и донести свою мысль до любого уровня подготовки обучаемого.
Владение искусством педагогических переживаний позволяет педагогу не оставаться в стороне от проблем обучаемого, что в свою очередь позволяет найти общий язык и расположить к себе объекта обучения и воспитания.
Способность к педагогической импровизации дает возможность применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
2.3 Педагогические способности
1. Дидактические способности
— способности передавать
2. Академические способности
— способности к
3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности
— способности ясно и четко
выражать свои мысли и чувства
с помощью речи, а также мимики
и пантомимики. Речь
5. Организаторские способности
— это, во-первых, способности
организовать ученический
6. Авторитарные способности
— способность
7. Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение
(или, как бы их назвали
9. Способность к распределению
внимания одновременно между
несколькими видами
Термины:
Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.
Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.
Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию
в общественной и культурной жи
Психологические типологии — классификации людей на основе психологических характеристик или классификация психических свойств, черт, комплексов и т. п.
Аспект — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического
Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Обуче́ние — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Импровизация — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.
Ситуационные задачи.
Ситуация 1. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл. Каковы действия педагога?
Ситуация 2. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. "Не пойду", - отвечает он. Учитель спрашивает: "Может быть, мне выйти из класса?". А в ответ слышит: "Пожалуйста, иди". Каковы действия педагога?
Ситуация 3. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище. Каковы действия педагога?
Тестовые задания.
1.Что такое «Педагогическое общение»:
а) - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции .
б) - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников.
в) – целенаправленная и последовательная передача общественно-исторического опыта от одного человека другому в специально организованном учреждении.
2.Модель по М.Талену, сопоставить модель – характеристика:
а) – «Сократ А- Воплощенный образ ходячей энциклопедии.
б) – «Менеджер» Б- учитель - любитель споров и дискуссий
в) – «Гид»
3.Какие способности
а) — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
б) — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность.
в) — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету.
Ответы:
1- а)
2- а)-Б
б)-В
в)-А
3- в)
Контрольные вопросы:
Ответы:
Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе.
Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника.
Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания.
Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - «Менеджер». Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - «Тренер». Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан.
3)
Модель негибкого реагирования
(«Робот») - взаимоотношения преподавателя
со студентами строятся по жесткой
программе, где четко выдерживаются
цели и задачи занятия, дидактически
оправданы методические приемы, имеет
место безупречная логика изложения
и аргументация фактов, отшлифованы
мимика и жесты, но преподаватель
не обладает чувством понимания меняющейся
ситуации общения. Им не учитываются
педагогическая действительность, состав
и психическое состояние
Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении