Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.

Оглавление

Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

общение псих 2.docx

— 53.20 Кб (Скачать)

Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении важное качество педагога необходимое при  общении с аудиторией. Посредством  обратной связи учитель дает ученику  информацию не только о результатах  его деятельности, но и о собственном  восприятии ученика. Это влияет как  на учебную деятельность ребенка, так  и на его самооценку, мотивацию  к учебе, отношение к учителям и школе в целом. Благоприятнее  всего использовать модель активного  взаимодействия «Союз»- когда педагог  находится в постоянном диалоге  с аудиторией, поощряет инициативу, решает возникшие проблемы общими усилиями.

Умение управлять собой  также необходимый атрибут качеств  педагога. Умение правильно говорить, двигаться во время диалога, управлять  своими эмоциями - все это позволит создать нужную обстановку и адекватно оценить ситуацию, принять правильное решение.

Способность к спонтанности- способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Это творческая способность педагога развивающаяся с опытом, позволяющая сделать более интересной и красочной образовательный процесс.

Умение прогнозировать возможные  педагогические ситуации и последствия  своих воздействий позволит педагогу не только избежать негативных ситуаций и их последствий, но и обратить ситуацию в свою пользу. Как говорится «Предупрежден значит вооружен».

Хорошие вербальные способности  позволят педагогу правильно выразить и донести свою мысль до любого уровня подготовки обучаемого.

Владение искусством педагогических переживаний позволяет педагогу не оставаться в стороне от проблем  обучаемого, что в свою очередь  позволяет найти общий язык и  расположить к себе объекта обучения и воспитания.

Способность к педагогической импровизации дает возможность применять  все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением  различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

 

2.3 Педагогические способности

1. Дидактические способности  — способности передавать учащимся  учебный материал, делая его доступным  для детей, преподносить им  материал или проблему ясно  и понятно, вызывать интерес  к предмету, возбуждать у учащихся  активную самостоятельную мысль.  Учитель с дидактическими способностями  умеет в случае необходимости  соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное — простым, непонятное, неясное — понятным... Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять ее в нужную сторону.

 

2. Академические способности  — способности к соответствующей  области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный  учитель знает предмет не только  в объеме учебного курса, а  значительно шире и глубже, постоянно  следит за открытиями в своей  науке, абсолютно свободно владеет  материалом, проявляет к нему  большой интерес, ведет хотя  бы очень скромную исследовательскую  работу.

 

3. Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

 

4. Речевые способности  — способности ясно и четко  выражать свои мысли и чувства  с помощью речи, а также мимики  и пантомимики. Речь способного  учителя на уроке всегда обращена  к учащимся. Сообщает ли учитель  новый материал, комментирует ли  ответ ученика, выражает ли  одобрение или порицание, речь  его всегда отличается внутренней  силой, убежденностью, заинтересованностью  в том, что он говорит. Выражение  мысли ясное, простое, понятное  для учащихся.

 

5. Организаторские способности  — это, во-первых, способности  организовать ученический коллектив,  сплотить его, воодушевить на  решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать  свою собственную работу. Организация  собственной работы предполагает  умение правильно планировать  и самому контролировать ее. У  опытных учителей вырабатывается  своеобразное чувство времени  — умение правильно распределять  работу во времени, укладываться  в намеченные сроки.

 

6. Авторитарные способности  — способность непосредственного  эмоционально-волевого влияния на  учащихся и умение на этой  основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается  не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

 

7. Коммуникативные способности  — способности к общению с  детьми, умение найти правильный  подход к учащимся, установить  с ними целесообразные, с педагогической  точки зрения, взаимоотношения, наличие  педагогического такта.

 

8. Педагогическое воображение  (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) —  это специальная способность,  выражающаяся в предвидении последствий  своих действий, в воспитательном  проектировании личности учащихся, связанном с представлением о  том, что из ученика получится  в будущем, в умении прогнозировать  развитие тех или иных качеств  воспитанника.

 

9. Способность к распределению  внимания одновременно между  несколькими видами деятельности  имеет особое значение для  работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

 

 

 

 

 

 

Термины:

 

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.

Коммуникации - контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Статус - положение человека в системе внутригрупповых отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Психологические типологии  — классификации людей на основе психологических характеристик или классификация психических свойств, черт, комплексов и т. п.

Аспект  — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции.

Мировоззре́ние  — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Мотива́ция  — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Обуче́ние  — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Импровизация — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуационные задачи.

 

Ситуация 1. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл. Каковы действия педагога?

Ситуация 2. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. "Не пойду", - отвечает он. Учитель спрашивает: "Может быть, мне выйти из класса?". А в ответ слышит: "Пожалуйста, иди". Каковы действия педагога?

Ситуация 3. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище. Каковы действия педагога?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовые задания.

1.Что такое «Педагогическое общение»:

а) -  это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции .

б) - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников.

в) – целенаправленная и  последовательная передача общественно-исторического  опыта от одного человека другому  в специально организованном учреждении.

2.Модель по М.Талену, сопоставить модель – характеристика:

а) – «Сократ                     А- Воплощенный образ ходячей энциклопедии.

б) – «Менеджер»             Б- учитель - любитель споров и дискуссий

в) – «Гид»                         В- Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

 

3.Какие способности называются  дидактическими:

а) — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

б) — способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность.

в) — способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, вызывать интерес к предмету.

Ответы:

1- а)

2- а)-Б

    б)-В

    в)-А

3- в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятию «педагогическое общение»?
  2. Расскажите о типологии моделей учителей, предложенной М.Таленом?
  3. Расскажите о модели поведения преподавателя с обучаемыми -      «Робот» ,модель негибкого реагирования.
  4. Расскажите о втором этапе педагогического общения.
  5. Какие педагогические способности вы можете перечислить?

 

Ответы:

  1. Педагогическое общение –  это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции .Оно  направленно на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Модель I - «Сократ». Это учитель  с репутацией любителя споров и дискуссий. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе.

Модель II - «Руководитель  групповой дискуссии». Главным в  учебно-воспитательном процессе считает  достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника.

Модель III - «Мастер». Учитель  выступает как образец для подражания.

Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - «Менеджер». Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - «Тренер». Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - «Гид». Воплощенный  образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан.

3)

Модель негибкого реагирования («Робот») - взаимоотношения преподавателя  со студентами строятся по жесткой  программе, где четко выдерживаются  цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет  место безупречная логика изложения  и аргументация фактов, отшлифованы  мимика и жесты, но преподаватель  не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются  педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически  отработанное занятие разбивается  о рифы социально-психологической  реальности, не достигая своей цели.

Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении