Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.
Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры
Заключение
Список литературы
Оглавление:
Теоретическая часть :
Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальность.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции .Оно направленно на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.
Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.
Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Доверительное общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении.
Для успешного воспитания
и образования преподаватель
должен обладать множеством качеств
и владеть определенными
В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей
в формировании детского коллектива
играет педагогическое общение. От стиля
педагогического общения
Глава 1: Стили, уровни и этапы педагогического общения.
1.1. Стили педагогического общения
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:
- автократический (самовластный
стиль руководства), когда преподаватель
осуществляет единоличное
- авторитарный (властный) стиль
руководства допускает
- демократический стиль
предполагает внимание и учет
преподавателем мнений
- игнорирующий стиль
- попустительский, конформный
стиль проявляется в том
- непоследовательный, алогичный
стиль - преподаватель в зависимости
от внешних обстоятельств и
собственного эмоционального
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе
высоких профессиональных
2. Общение на основе
дружеского расположения. Оно предполагает
увлеченность общим делом.
3. Общение-дистанция относится
к самым распространенным
4. Общение-устрашение, негативная
форма общения, антигуманная, вскрывающая
педагогическую
5. Общение-заигрывание,
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
Модель I - «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен .
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения:
- высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;
- средний;
- низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи .
Уровень общения непосредственно
связан с воздействиями педагога,
которые соответствуют
- положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;
- отрицательные - замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.
Различные стили коммуникативного
взаимодействия порождают несколько
моделей поведения
- Модель диктаторская («Монблан»)
- преподаватель как бы
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность студентов.
- Модель неконтактная («Китайская
стена») - близка по своему
Следствие: слабое взаимодействие со студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
- Модель дифференцированного внимания («Локатор») - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров, он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.
Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
- Модель гипорефлексная («Тетерев») - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.
- Модель гиперрефлексная («Гамлет») - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.
Следствие: обостренная социально-
- Модель негибкого реагирования
(«Робот») - взаимоотношения преподавателя
со студентами строятся по
жесткой программе, где четко
выдерживаются цели и задачи
занятия, дидактически
Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении