Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.

Оглавление

Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

общение псих 2.docx

— 53.20 Кб (Скачать)

 

Оглавление:

Теоретическая часть :

Введение (актуальность)

Глава 1 Стили, уровни и этапы  педагогического общения

1.1. Стили педагогического общения

1.2. Уровни педагогического  общения и их последствия

1.3. Этапы педагогического  общения

Глава 2 Коммуникативные  навыки педагога и их роль

в педагогическом общении

2.1. Коммуникативные педагогические  приемы,

способствующие успешному общению

2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога

для общения с аудиторией

Практическая  часть:

  1. Термины
  2. Ситуационные задачи
  3. Тесты
  4. Контрольные вопросы
  5. Графологические структуры

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность.

           Педагогическое общение –  это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции .Оно  направленно на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой  которого является общение: через общение  учитель организует поведение и  деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о  происходящих событиях, вызывает соответствующие  переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ  или обращение к партнеру.

Слово учителя приобретает  силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил  к нему внимание, чем-то помог ему. Доверительное общение помогает учителю усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении.

Для успешного воспитания и образования преподаватель  должен обладать множеством качеств  и владеть определенными навыками, уметь применять их в соответствии с ситуацией. В этом и заключается  творчество педагогического общения.

 В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.

Одну из ведущих ролей  в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля  педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Стили, уровни и этапы педагогического общения.

1.1. Стили педагогического  общения

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и  задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и  учащихся.

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

- автократический (самовластный  стиль руководства), когда преподаватель  осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

- авторитарный (властный) стиль  руководства допускает возможность  для студентов участвовать в  обсуждении вопросов учебной  или коллективной жизни, но  решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль  предполагает внимание и учет  преподавателем мнений студентов,  он стремится понять их, убедить,  а не приказывать, ведет диалогическое  общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется  тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный  стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется  от руководства группой студентов  либо идет на поводу их желаний; 

- непоследовательный, алогичный  стиль - преподаватель в зависимости  от внешних обстоятельств и  собственного эмоционального состояния  осуществляет любой из названных  стилей руководства, что ведет  к дезорганизации и ситуативности  системы взаимоотношений преподавателя  со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе  высоких профессиональных установок  педагога, его отношения к педагогической  деятельности в целом. О таких  говорят: «За ним ученики буквально  по пятам ходят!» Причем в  высшей школе интерес в общении  стимулируется еще и общими  профессиональными интересами, особенно  на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе  дружеского расположения. Оно предполагает  увлеченность общим делом. Педагог  выполняет  роль  наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится  к самым распространенным типам  педагогического общения. В этом  случае во взаимоотношениях постоянно  прослеживается дистанция во  всех сферах (в обучении со  ссылкой на авторитет и профессионализм,  в воспитании  со ссылкой на  жизненный опыт и возраст). Такой  стиль формирует отношения учитель  - ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать  учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение, негативная  форма общения, антигуманная, вскрывающая  педагогическую несостоятельность  прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное  для молодых преподавателей, стремящихся  к популярности. Такое общение  обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет .

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание  стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных  в последние годы за рубежом классификаций  стилей педагогического общения  интересной представляется типология  профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I - «Сократ». Это учитель  с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном  процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных  позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - «Руководитель  групповой дискуссии». Главным в  учебно-воспитательном процессе считает  достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - «Мастер». Учитель  выступает как образец для  подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько  в отношении к жизни вообще.

Модель IV - «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный  с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и  оценке конечного результата.

Модель VI - «Тренер». Атмосфера  общения в классе пронизана духом  корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной  команды, где каждый в отдельности  не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю  отводится роль вдохновителя групповых  усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - «Гид». Воплощенный  образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы  ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен .

1.2. Уровни педагогического  общения и их последствия

Анализируя реальную работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной  и той же группе студентов, можно  выделить разные уровни общения:

- высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;

- средний;

- низкий - характеризуется  отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи .

Уровень общения непосредственно  связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, подробно изученным  Б.Г. Ананьевым. Эти воздействия можно  разделить на два вида:

- положительные - одобрение,  поощрение самостоятельности,  похвала,  юмор, просьба, совет и предложение;

- отрицательные - замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько  моделей поведения преподавателя  в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом.

- Модель диктаторская («Монблан») - преподаватель как бы отстранен  от обучаемых студентов, он  парит над ними, находясь в  царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены  к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность  и пассивность студентов.

- Модель неконтактная («Китайская  стена») - близка по своему психологическому  содержанию к первой. Разница  в том, что между преподавателем  и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие со студентами, а с их стороны - равнодушное  отношение к преподавателю.

- Модель дифференцированного  внимания («Локатор») - основана на  избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель  ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров, он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание.  Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность  акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется  фрагментарностью ситуативных контактов.

- Модель гипорефлексная («Тетерев») - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует  взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

- Модель гиперрефлексная («Гамлет») - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая  чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики  и действия аудитории. В такой  модели поведения не исключено, что  бразды правления окажутся в руках  студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

- Модель негибкого реагирования («Робот») - взаимоотношения преподавателя  со студентами строятся по  жесткой программе, где четко  выдерживаются цели и задачи  занятия, дидактически оправданы  методические приемы, имеет место  безупречная логика изложения  и аргументация фактов, отшлифованы  мимика и жесты, но преподаватель  не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении