Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.

Оглавление

Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

общение псих 2.docx

— 53.20 Кб (Скачать)

Следствие: низкий эффект педагогического  взаимодействия.

- Модель авторитарная («Я - сам») - учебно-воспитательный процесс  целиком фокусируется на преподавателе.  Он - главное и единственное действующее  лицо. От него исходят вопросы  и ответы, суждения и аргументы.  Практически отсутствует творческое  взаимодействие между ним и  аудиторией. Односторонняя активность  преподавателя подавляет всякую  личную инициативу со стороны  обучаемых студентов, которые  осознают себя лишь в качестве  исполнителей, ждут инструкций к  действию. До минимума снижается  их познавательная и общественная  активность.

Следствие: воспитывается  безынициативность обучаемых,  теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

- Модель активного взаимодействия («Союз») - преподаватель постоянно  находится в диалоге с  обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические  проблемы творчески решаются совместными  усилиями. Такая модель - наиболее продуктивная .

1.3. Этапы педагогического  общения

Этапы педагогического общения  включают:  1) прогностический этап:  моделирование педагогом общения  с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности; 

2) начальный период общения:  организация непосредственного  общения с аудиторией, группой; 

3) управление общением  в развивающимся педагогическом  процессе;

4) анализ осуществленной  системы общения и моделирование  общения в предстоящей деятельности .

Рассмотрим особенности  выделенных творческих этапов общения.

Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры  будущей деятельности, соответственно

а) педагогическим целям  и задачам;

б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

в) творческой индивидуальности самого педагога;

 г) индивидуальным  особенностям учащихся;

д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического  общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение - это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», - отмечал В.А. Сухомлинский.

Второй этап. Это начальный  период общения, организация непосредственного  взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего  успешность дальнейшего развития содержательного  и социально-психологического аспекта  педагогической деятельности.

Важнейшими элементами этого  этапа являются: а) конкретизация  спланированной модели общения,

 б) уточнение условий  и структуры предстоящего общения, 

в) осуществление изначальной  стадии непосредственного общения.

Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном  этапе методов работы.

Педагог выступает как  инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения .

Третий этап - управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения  должны быть адекватны. Только тогда  будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.

Следовательно, кроме дидактических  и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических  требований к ней. Вот важнейшие  из них.

1. Установление психологического  контакта с группой для передачи  информации и ее личностного  восприятия обучаемыми.

2. Разработка психологически  обоснованной партитуры лекции, т. е. использование элементов  беседы, риторических вопросов, ситуаций  размышления и т.п., установление  определенной логики в чередовании  фактов и обобщений, ярких примеров  и теоретического материала. Оптимальное  сочетание таких приемов обеспечивает  психологический контакт, а следовательно, - реальное включение учащихся в процесс познания.

3. Создание  через систему психологических средств  обстановки  коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения,  которому необходимы,  как никакому другому,  коммуникативные компоненты.

4. Управление познавательной  деятельностью учащихся. Стиль общения  снимает психологический барьер  возраста и опыта, способствует  организации взаимоотношений на  основе увлеченности совместной  творческой деятельностью.

5. Единство делового и  личностного аспектов, обеспечивающее  не только информационный строй  лекции, но и самовыражение личности  педагога. Оно придает лекции  мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы.

6. Целостная, педагогически  целесообразная система взаимоотношений  педагога и учащихся, которая  обеспечивает настрой учащихся  на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов .

Таким образом, целесообразно  организованное педагогическое общение  не только выполняет функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и  мировоззренческих позиций.

Четвертый этап. Преподаватель  анализирует использованную им систему  общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения  заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.

С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки может быть использован  коммуникативный тренинг, решающий две тесно связанные между  собой задачи: 1) изучение, осмысление и освоение природы, структуры и  закономерностей педагогического  общения;

2) овладение процедурой  и «технологией» педагогической  коммуникации, развитие коммуникативных  способностей, формирование умений  и навыков профессионально-педагогического  общения, развитие педагогического  воображения, интуиции, навыков импровизации, постановки и решения коммуникативных  задач. В него входят многообразные  задания на действие в типичных  ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специально инсценированные педагогические задачи .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Коммуникативные навыки педагога и их роль

в педагогическом общении.

 

2.1. Коммуникативные педагогические  приемы, способствующие успешному  общению.

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих  коммуникативных приемов:

- приемы профилактики  и снятия блокирующих коммуникативных  аффектов (коммуникативной заторможенности,  неловкости, подавленности, скованности,  неуверенности в общении);

- создание на занятии  атмосферы защищенности при общении  студентов с преподавателями;

- одобрение, поддержка  посредством придания ценности  самой попытке ответа, самому  факту участия в диалоге;

- одобрение практики обращения  студентов за помощью к преподавателю  или товарищам;

- поощрение устных ответов  по собственной инициативе студентов;

- создание щадящих условий  при ответе студента с ярко  выраженной коммуникативной заторможенностью;

- недопущение действий  со стороны отдельных студентов,  подавляющих творческую активность товарищей на занятии .

Приемы оказания коммуникативной  поддержки в процессе общения:

- оказание своевременной  помощи в подборе адекватной  лексики, в правильном построении  высказываний;

- разъяснение смысла коммуникативных  норм в конкретной ситуации  общения;

- обучение (прямое и косвенное)  коммуникативным приемам, технике  выступления и общения;

- подчеркнуто позитивная  критика (если таковая необходима) поведения студента в диалоге  с преподавателем;

- демонстрация вербальными  и невербальными средствами заинтересованного  внимания к студентам, поддержка  их стремления к участию в  диалоге с преподавателем;

- оперативное предоставление  студентам возможности «оправдать  нетерпение поднятой руки»;

- предоставление студентам  возможности сориентироваться в  ситуации, «собраться с мыслями».

Приемы инициирования  встречной учебно-познавательной активности студентов:

- прямое побуждение студентов  к активному взаимодействию с  преподавателем на занятии;

- мотивирование перед  группой поощрения студентов  за проявленную инициативу;

- критика собственных  ошибок в качестве демонстрации  эталона отношения к ним;

- «игровая провокация»  («Что-то Иванов Иван недоверчиво  улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав...») .

Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном  педагогическом общении.

В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного  обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного  обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал  путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

 

2.2 Качества личности педагога, важные для общения.

Эффективность педагогического  общения в немалой степени  определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:

показатели коммуникативного плана;

показатели индивидуально-личностного  плана;

показатели общего социально-психологического плана;

показатели морально-этического плана 

Среди показателей личностного  плана наибольшее значение имеют  коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и  др. Безусловно, на результативность педагогического  общения оказывают влияние такие  показатели индивидуально-личностного  плана, как интересы, склонности, уровень  подготовленности, привычки учителя  и ученика.

          В некоторых исследованиях отмечается  связь эффективного познания  личности учащегося с индивидуально-психологическими  особенностями педагога, например  такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования  показали, что в целом педагоги  интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.

Также можно выделить ряд  профессионально важных качеств  педагога, необходимых для общения  с аудиторией.

Важным качеством педагога, является любовь к детям, к педагогической деятельности. Обучение и воспитание не легкий труд и требует огромной интеллектуальной и моральной подготовки педагога, не каждому это по плечу. Только любовь и заинтересованность в педагогической деятельности дает возможность пройти эту подготовку и стать профессионалом своего дела.

Не случайно учителей и  воспитателей много, а одаренных  и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Педагогическая эмпатия— понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся; связана с сопереживанием.

Обучение и воспитания не будет эффективным если не установить эмоциональный контакт с обучаемым. Для этого педагог должен уметь сопереживать, понимать чувства и взгляды другого человека.

Гибкость педагога не мало важное качество в педагогической деятельности, особую значимость оно приобретает например при выборе методического материала в соответствии с изменениями стандартов или смене обучаемых и т.п. Педагог должен уметь подстраиваться под различные ситуации и находить правильную форму поведения. Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении