Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа
В современном цивилизованном обществе учитель является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет педагогическое общение. От стиля педагогического общения зависит каким будет коллектив. Следовательно, мы должны рассмотреть проблему влияния педагогического общения на формирование коллектива.
Введение (актуальность)
Глава 1 Стили, уровни и этапы педагогического общения
1.1. Стили педагогического общения
1.2. Уровни педагогического общения и их последствия
1.3. Этапы педагогического общения
Глава 2 Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении
2.1. Коммуникативные педагогические приемы,
способствующие успешному общению
2.3. Профессиональные качества, необходимые для педагога
для общения с аудиторией
Практическая часть:
Термины
Ситуационные задачи
Тесты
Контрольные вопросы
Графологические структуры
Заключение
Список литературы
Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.
- Модель авторитарная («Я
- сам») - учебно-воспитательный процесс
целиком фокусируется на
Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
- Модель активного
Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель - наиболее продуктивная .
1.3. Этапы педагогического общения
Этапы педагогического общения
включают: 1) прогностический этап:
моделирование педагогом
2) начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой;
3) управление общением
в развивающимся
4) анализ осуществленной
системы общения и
Рассмотрим особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап. В процессе
моделирования общения
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической
и нравственно-психологической
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это вместе взятое представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение - это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», - отмечал В.А. Сухомлинский.
Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения,
б) уточнение условий
и структуры предстоящего
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения, от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения .
Третий этап - управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Следовательно, кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней. Вот важнейшие из них.
1. Установление психологического
контакта с группой для
2. Разработка психологически
обоснованной партитуры лекции,
т. е. использование элементов
беседы, риторических вопросов, ситуаций
размышления и т.п., установление
определенной логики в
3. Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы, как никакому другому, коммуникативные компоненты.
4. Управление познавательной
деятельностью учащихся. Стиль общения
снимает психологический
5. Единство делового и
личностного аспектов, обеспечивающее
не только информационный
6. Целостная, педагогически
целесообразная система
Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение не только выполняет функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Преподаватель
анализирует использованную им систему
общения, уточняет возможные варианты
организации общения в данном
коллективе, анализирует содержание
занятия и тем самым
С целью формирования собственного
стиля, навыков и умений оптимального
педагогического общения в
2) овладение процедурой
и «технологией»
Глава 2: Коммуникативные навыки педагога и их роль
в педагогическом общении.
2.1. Коммуникативные
Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:
- приемы профилактики
и снятия блокирующих
- создание на занятии
атмосферы защищенности при
- одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге;
- одобрение практики обращения
студентов за помощью к
- поощрение устных ответов
по собственной инициативе
- создание щадящих условий
при ответе студента с ярко
выраженной коммуникативной
- недопущение действий
со стороны отдельных
Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения:
- оказание своевременной
помощи в подборе адекватной
лексики, в правильном
- разъяснение смысла
- обучение (прямое и косвенное)
коммуникативным приемам,
- подчеркнуто позитивная
критика (если таковая
- демонстрация вербальными
и невербальными средствами
- оперативное предоставление
студентам возможности «
- предоставление студентам
возможности сориентироваться
Приемы инициирования
встречной учебно-
- прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
- мотивирование перед группой поощрения студентов за проявленную инициативу;
- критика собственных
ошибок в качестве
- «игровая провокация»
(«Что-то Иванов Иван
Основные психолого-
В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.
Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».
2.2 Качества личности педагога, важные для общения.
Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
показатели коммуникативного плана;
показатели индивидуально-
показатели общего социально-психологического плана;
показатели морально-этического плана
Среди показателей личностного
плана наибольшее значение имеют
коммуникативные склонности, способности,
знания, умения, навыки общения и
др. Безусловно, на результативность педагогического
общения оказывают влияние
В некоторых исследованиях
Также можно выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией.
Важным качеством педагога, является любовь к детям, к педагогической деятельности. Обучение и воспитание не легкий труд и требует огромной интеллектуальной и моральной подготовки педагога, не каждому это по плечу. Только любовь и заинтересованность в педагогической деятельности дает возможность пройти эту подготовку и стать профессионалом своего дела.
Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
Педагогическая эмпатия— понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний учащихся; связана с сопереживанием.
Обучение и воспитания не будет эффективным если не установить эмоциональный контакт с обучаемым. Для этого педагог должен уметь сопереживать, понимать чувства и взгляды другого человека.
Гибкость педагога не мало важное качество в педагогической деятельности, особую значимость оно приобретает например при выборе методического материала в соответствии с изменениями стандартов или смене обучаемых и т.п. Педагог должен уметь подстраиваться под различные ситуации и находить правильную форму поведения. Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Информация о работе Коммуникативные навыки педагога и их роль в педагогическом общении