Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы ( усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие Коммуникативной компетенции, её составляющие
1.1. Понятие коммуникативной компетенции, цели обучения
1.2. Разница между терминами «компетенция» и «компетентность»
1.3. Составляющие коммуникативной компетенции
1.4. Формирование навыков в ходе реализации коммуникативной компетенции
Глава 2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся
2.1. Пути, предлагаемые методистами и психологами
2.2. Приемы, примеры упражнений по обучению английскому языку в рамках коммуникативной компетенции
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 223.22 Кб (Скачать)

К средствам, развивающим учебно-познавательную компетенцию, относят следующие:

а) разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые), где ученик найдет объяснения слов, сочетания их с другими словами, примеры употребления. Это поможет для выполнения упражнений и удовлетворения любознательности учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку; 
б) учебник; 
в) книга для чтения; 
г) учебные пособия; 
д) компьютерные программы и Интернет.

Безусловно, только взаимосвязанное нормирование всех составляющих коммуникативной  компетенции при обучении обеспечит  развитие коммуникативных умений в  основных видах речевой деятельности в процессе овладения школьниками  языковыми, лингвострановедческими и  социокультурными знаниями и навыками.

 

    1. Формирование навыков в ходе реализации коммуникативной компетенции

Внимания заслуживает  деятельностная форма представления  коммуникативной компетенции А.В. Хуторского. Ученый подчеркивает, "чтобы  перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения". Автор приводит следующие примеры формулировок коммуникативной компетенции в деятельностной форме:

-уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

-уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

-владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

-владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

-владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

-иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп [Хуторской, 2005: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся

2.1. Пути, предлагаемые методистами и психологами

Существует множество  путей развития коммуникативной  компетенции, предлагаемы различными методистами и психологами. Рассмотрим некоторые из них. Так, например, Полат  Е.С. обращается к методу проектов для  развития коммуникативной компетенции.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [Википедия, статья «Метод проектов»].

Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне  языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка  условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные  задачи. Важно предоставить им возможность  мыслить, решать какие-то проблемы, которые  порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения  этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

"Основная идея подобного  подхода к обучению английского  языка, таким образом, заключается  в том, чтобы перенести акцент  со всякого рода упражнений  на активную мыслительную деятельность  учащихся, требующую для своего  оформления владения определенными  языковыми средствами" [Полат, 1991. с.3-10].

Кроме метода проектов существует ряд других мероприятий, сопутствующих  развитию коммуникативной компетенции.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности  к речевому общению, ориентирующей  учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в  стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Например, учищимся младших  классов можно было бы показать мультик  «Маззи». Хоть он и выпущен несколько лет назад, тем не менее, является эффективным и по сей день.

Детям более старшего возраста подошли бы фильмы нравоучительного характера, классика, с субтитрами и пояснениями учителя, например, «Убить пересмешника».

Следующим метод развития коммуникативной компетенции является использование урока-экскурсии: в наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Такой метод подходит для  старшеклассников, которые знают свои родные места, уже владеют неплохим словарным запасом, знают, что интересно одноклассникам.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль и урок-праздник. Данные методы подходят школьникам всех возрастов, в наше время издается огромное количество методических рекомендаций, сценариев, программ праздников, которые можно использовать при подготовке. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. А урок-праздник расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

На своем собственном  опыте я убедилась в эффективности  урока-праздника. Опишу программу данного мероприятия для 5 класса, приведу анализ внеклассного мероприятия.

Тема: Saint Valentine`s Day

Цель: Познакомить детей  с традицией проведения данного праздника, выработать работу в команде и командный дух, развить память, проверить изученные грамматические темы, развить творческое мышление, коммуникативную компетенцию.

Обоснование выбранного вида внеклассной работы: актуальность тематики (мероприятие проведено 16 февраля), повышенный интерес детей к празднику.

Оборудование: классная доска, карточки из цветного картона, цветные  мелки, цветная бумага, CD-проигрыватель, ноут-бук, стенгазета, шарики.

Используемая литература: «Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке 1-4 классы», Е.В. Дзюина.

Ход мероприятия: 1)Создание ситуации готовности, учитель знакомит меня с классом, 2)разъяснения о том, что сегодня будет происходить, что за мероприятие, 3)рассказ о празднике – на русском и английском языках, 4)выступление двух учеников со стихами, выученными наизусть, 5)чтение стихов с выражением, 6)прослушивание песни «My Bonnie lies over the ocean», раздача слов, пение песни хором, объяснение сути песни, 7)разделение ребят на 2 команды для проведения конкурсов, 8)конкурс «Mend a broken heart» (на доску на скотч крепятся половинки сердец, специально криво разрезанные. Ребята делятся на пары, у одного закрыты глаза, второй словесно указывает, куда нужно повести рукой, чтоб соединить две половинки сердца. Ученик использует слова «left», «right», «lower», «higher»), 9)конкурс «Correct a mistake» (на доске написан текст на «валентинки» на английском, с ошибками. Дети выходят по очереди, исправляют ошибки), 10)вырезание сердечек из цветной бумаги на скорость – для небольшого перерыва в умственной деятельности, 11)конкурс «Match the famous couple» (каждой команде раздается несколько сердец, разрезанных пополам, на них написаны различные гером мультиков, сказок, фильмов. Например, Winnie-the-Pooh и Piglet. Ребята на скорость соединяют половинки, затем вслух зачитывают по очереди полученные пары), 12)конкурс «Red things» (ребятам дается 3 минуты, за это время они должны вспомнить как можно больше вещей, имеющих красный цвет от природы, по определению, или устойчивые словосочетания. Например, Красная площадь, красная икра), 13)подведение итогов конкурса, раздача призов, пожелания любви, дружбы, выражение благодарности за внимание и участие.

«14 февраля 2012 года Григорьева Мария Ярославна провела КТД в 5 классе. Примерный возраст учеников 11-12 лет. Мероприятие под названием «День Святого Валентина» было проведено в МКОУ Ржавская СОШ –класс был поделен на команды. Общий состав учащихся составил двенадцать.

В процессе КТД были использованы различные виды ТСО (интерактивная  доска, аудиомагнитофон, компьютер).

Целью данного КТД - отработка  и закрепление лексического и  грамматического материала, ознакомление детей с традициями страны изучаемого языка, выработка работы в команде, развитие творческого мышления, активизация  мыслительной и речевой деятельности.

Данный вид внеклассной  работы учил детей узнавать, анализировать  закреплять пройденный материал, соревноваться. Ученики поддерживали свою команду, болели друг за друга.

Планируемые педагогические задачи реализованы полностью. В  процессе ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, у них формировался опыт общения внутри коллектива и  сотрудничество с учителем в учебном  процессе.

Ученики принимали активное участие в процессе, тем самым  лучше усваивали пройденный материал в непринужденной обстановке. В качестве поощрения и победители и проигравшие были вознаграждены (сладости). Никто не почувствовал себя ущемленным, так как приз получил каждый.»

 

 

 

2.2. Приемы, примеры упражнений по обучению английскому языку в рамках коммуникативной компетенции (10 класс)

Приемы  по обучению аудированию:

-Повторение иноязычной речи за диктором а) в паузу б) синхронно на том же языке.

-Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы.

-Прослушать текст/ сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.

-Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.

-Прослушать текст и вставить слова в предложениях.

-Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.

-Прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.

-Прослушать текст и найти русский, английский эквивалент слов в параллельном столбце.

-Во время практики я давала урок в 10 классе, привожу пример задания по аудированию:

               «Listen to the text (p. 103).

What did you understand from this text? Do you believe, it`s true?

Now let`s do the second section of this ex.Read and choose the correct paragraph of the text.

К упражнению дала перевод новых слов:

extra boost – доп.энегрия,

to treat yourself – баловать  себя,

brain - мозг,

concentration - концентрация,

to fight off - побороть,

infection - инфекция,

eyesight - зрение,

to feel a bit down in the dumps – как в воду опущенный,

 to grin from ear to ear – улыбаться во весь рот,

to complain - жаловаться,

tummy - живот,

to rumble - урчать,

soothing - успокаивающий,

handful - горсть,

prunes – чернослив

Задание заключается в  том, чтобы прослушать текст об овощах и фруктах, понять, овощи и фрукты каких цветов  оказывают влияние на энергичность, настроение, умственную деятельность , ответить на вопросы по тексу.

(Which colour food should you eat if..

1 you have a difficult exam to study for?

2 you are feeling very nervous about meeting someone?

3 you are worried about getting lines and wrinkles?

4 you`ve been feeling a bit sad lately

5 you are taking part in a championship swimming match)».

 

Приемы  обучения чтению

Прием

Группа приемов

Метод/этап

пример

Forecasting the content

формирование ориентировочной  способности учащихся

Ознакомление

/предтекстовый

Look at the heading and say what you expect from the article

Motivating questions

систематизация языковых знаний

Ознакомление

Тренировка/

предтекстовый

Think over the following question before reading the text

Gap-filling

систематизация языковых знаний

Ознакомление

Тренировка/

предтекстовый

Before reading the article complete the sentences with the words and phrases in the box

Present or missing?

формирование ориентировочной  способности учащихся

систематизация языковых знаний

Ознакомление

Тренировка/

предтекстовый

Think over the questions…

Questioning (inferential, comprehension, display, control, multiple-choice, true/false q-s, закрытые/открытые вопр., pre-questions, in-questions, etc.

формирование ориентировочной  способности учащихся

систематизация языковых знаний

Тренировка/

текстовый

In pairs discuss and find which answer is NOT correct according to the text

Read and match

 

Тренировка/

текстовый

Match the hero and his description

Information transfer

систематизация языковых знаний

Тренировка/

Текстовый

Complete the maps from the text

Summary-writing

 

Применение/

текстовый

Make an accurate summary of the text

diagrammatic display

 

Применение/

текстовый

Present the text in a diagrammatic display

Writing a letter

Систематизация языковых знаний

Применение/

послетекстовый

Write a letter to the newspaper

Crossword/puzzle

систематизация языковых знаний

Применение/

послетекстовый

Do the crossword/complete the puzzle

Putting in the correct order

систематизация языковых знаний

Тренировка/

текстовый

Number the sentences in order, 1 to 10

Classifying the words

формирование ориентировочной  способности учащихся

систематизация языковых знаний

Тренировка/

текстовый

Put the words from the box into this table

Информация о работе Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе