Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы ( усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие Коммуникативной компетенции, её составляющие
1.1. Понятие коммуникативной компетенции, цели обучения
1.2. Разница между терминами «компетенция» и «компетентность»
1.3. Составляющие коммуникативной компетенции
1.4. Формирование навыков в ходе реализации коммуникативной компетенции
Глава 2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся
2.1. Пути, предлагаемые методистами и психологами
2.2. Приемы, примеры упражнений по обучению английскому языку в рамках коммуникативной компетенции
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 223.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 


Институт Лингвистики  и Межкультурной Коммуникации

Романо-германский факультет

 

 

Куровая по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков»

на тему

«Коммуникативная компетенция как цель обучения

иностранным языкам в общеобразовательной  школе»

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 4 курса, 5 группы

Романо - германского факультета

Английского отделени

Григорьева М. Я.

 

 

Москва, 2012 г.

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие Коммуникативной компетенции, её составляющие

1.1. Понятие коммуникативной компетенции, цели обучения

1.2. Разница между терминами «компетенция»  и «компетентность»

1.3. Составляющие коммуникативной компетенции

1.4. Формирование навыков в ходе реализации коммуникативной компетенции

Глава 2. Технология развития коммуникативной компетенции учащихся

 2.1. Пути, предлагаемые методистами и психологами

2.2. Приемы, примеры упражнений по обучению английскому языку в рамках коммуникативной компетенции

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции  учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Направление  коммуникативного подхода к обучению английскому языку в методике преподавания возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США, Канаде в 1970-1980-х годах. Поскольку с каждым днём Россия все  больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные  связи, английский язык становится действительно  необходимым во всех сферах деятельности человека. Все это, несомненно, повышает статус английского языка как  учебного предмета и заставляет продолжать традицию коммуникативно ориентированного подхода к обучению английского  языка, т.е. готовить учащихся к использованию  языка в реальной жизни.

В законе “Об образовании” написано, что учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей  перед школой: обеспечение условий  для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины  мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.

Для усиления коммуникативной  направленности содержания образования  в российской школе и создания серьезных предпосылок для грядущей информатизации российской школы обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного  образования.

Целью обучения иностранным  языкам в общеобразовательной школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы ( усвоение грамматики и лексики), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.

Целью моей работы является рассмотрение на практике развитие коммуникативной  компетенции учащихся на уроках английского  языка.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть теоретические  основы проблемы: понятие компетентностного  подхода, развитие иноязычной  коммуникативной компетенции;

-рассмотреть пути, предлагаемые  методистами и психологами;

-описать разработанные  приёмы для развития коммуникативной  компетенции.

Объектом моей работы является развитие коммуникативной компетенции  учащихся на уроках английского языка.

Предметом ее являются учащиеся 10го класса, развитие коммуникативной компетенции которых мы рассмотрим на практике.

В данном исследовании используются следующие приёмы:

приёмы по обучению чтению;

приёмы по обучению лексике и грамматике;

приёмы по обучению говорению;

приёмы по обучению аудированию.

 

Данная работа включает в  себя две главы, первая из которых  представляет теоретическую часть  и носит название " Понятие Коммуникативной компетенции, её составляющие ", а вторая глава направлена больше на практику и носит название " Технология развития коммуникативной компетенции учащихся ".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие Коммуникативной  компетенции, её составляющие

    1. Понятие коммуникативной компетенции, цели обучения

Коммуникативная компетенция - это способность реализовать  лингвистическую компетенцию в  различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения  и коммуникативной целесообразности высказывания.

 

Коммуникативная задача – форма существования

мотива речевого высказывания; возникает в ходе

совместной речевой деятельности, при необходимости 

передать или получить информацию.

 

Под целями обучения понимаются планируемые  результаты изучения иностранного языка  школьником. (см. Приложение 1) 
 
Можно смело сказать, что именно цели обучения являются самой важной методической категорией. Отвечая на вопрос "Зачем учить?", они определяют весь последующий выбор. Все проблемы в обучении начинаются с неверно сформулированной или неверно понятой цели. 
 
Если раньше характер преподавания иностранных языков в мире определялся социальными запросами государства, исходя из характера экономических, политических и международных связей, то сегодня в Европе ситуация резко меняется. Многие европейские страны становятся членами Совета Европы, совместно решая сходные проблемы и устанавливая единые стандарты и требования. Преподавание иностранных языков не стало исключением. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе. 
 
С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения ИЯ является формирование коммуникативной компетенции.

 

    1. Разница между терминами «компетенция» и «компетентность»

Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность»  встречаются все чаще и нередко  употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно  различаются между собой. Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической  компетенции - ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Идея оказалась привлекательной для ученых, работающих в области языкового тестирования, поскольку лингвистическую компетенцию можно было достаточно точно измерять (тестировать) с помощью имеющихся средств педагогических измерений (тестов). Поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция».

В отличие от коммуникативной  компетенции, коммуникативная компетентность определяется в современной науке  как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной  деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие.

Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью  языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком - личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного  развития и роста в овладении  языком и коммуникативной деятельностью. Таким образом, если коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности, то коммуникативная компетентность представляет собой более глобальное образование, именуемое личностным ресурсом и выходящее за пределы компетенции разработчиков языковых тестов.

 

1.3. Составляющие коммуникативной компетенции

Выделяются  несколько её составляющих:

1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи;

Для достижения поставленных целей обучения английскому языку в средней  школе предусмотрено использование  разнообразных средств обучения. Под средствами обучения понимается все то материальное, что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать и какие результаты можно получить. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:

а) учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности;

б) книга для чтения, которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке. Чтение дополнительных текстов на различную тематику, кроме всего прочего, дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели;

в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;

г) аудио и видеозаписи при обучению английскому языку играют очень важную роль. Они дают возможность детям слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух;

д) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистанционного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации, что в нашей практике учебного и профессионального общения в настоящий момент является наиболее слабым звеном.

2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией.

Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют следующие  средства обучения:

а) рабочая тетрадь, которая необходима для самостоятельной работы учащихся дома и позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку. Кроме того, рабочая тетрадь формирует у детей самоконтроль, самокоррекцию и самооценку;

б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи;

в) учебник;

г) аудиоматериал;

д) компьютерные программы и Интернет

3. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.

В условиях современного мира, когда  все чаще слышны слова “глобализация” и “интернационализация”, особая актуальность проблемы развития социокультурного компонента в обучении иностранным языкам очевидна. Какими же средствами следует развивать  социокультурную компетенцию у  изучающего иностранный язык вне языковой среды?

а) Когда-то одним из таких средств  были аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка.

б) Затем появились видеоматериалы, которые продолжают быть популярными и в настоящее время, поскольку являются своего рода культурными портретами страны.

в) Погружение в виртуальное пространство – очень эффективное средство развития социокультурной компетенции  учащихся. Безусловно, этим виртуальным  пространством является Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями.

г) Безусловно, самым эффективным средством  развития социокультурной компетенции  является пребывание в стране изучаемого языка. Учителя иностранного языка, побывавшие в стране, являются своего рода “наглядным пособием” для учеников, поскольку они “впитали” в себя дух того общества, в котором пребывали.

4. Компенсаторная компетенция – умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

Данный  вид компетенции развивается  такими средствами как:

а) учебник;

б) Интернет;

в) пребывание в стране изучаемого языка.

5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Информация о работе Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе