Классификация видов самостоятельной работы учащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: научно обосновать пути формирования готовности к самостоятельной работе у будущих специалистов.

Гипотеза исследования: обучающийся переходит к самостоятельной деятельности и повышает уровень самостоятельной работы и творческой активности, если обучающий: мотивирует, стимулирует,

организовывает, координирует, консультирует, контролирует.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3


Глава 1. Определить сущность понятия «самостоятельной работы»

1.1 роль и функции самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

1.2 мотивации самостоятельной работы студентов

Глава 2. Классификация видов самостоятельной работы учащих

2.1 организация самостоятельной работы на уроках

2.2 влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся


Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

1. Внеаудиторная  самостоятельная работа;

2. Аудиторная  самостоятельная работа, которая  осуществляется под непосредственным  руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды  внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и  даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; 
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение  студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание  этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. 
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного  курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д. 
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и  техническим дисциплинам нужно  не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1. Вводное  слово преподавателя (цели занятия,  основные вопросы, которые должны  быть рассмотрены).

2. Беглый  опрос.

3. Решение  1-2 типовых задач у доски.

4. Самостоятельное  решение задач.

5. Разбор  типовых ошибок при решении  (в конце текущего занятия или  в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой  банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут  быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать  определенное количество задач  для самостоятельного решения,  равных по трудности, а оценку  ставить за количество решенных  за определенное время задач.

2. Выдавать  задания с задачами разной  трудности и оценку ставить  за трудность решенной задачи.

По результатам  самостоятельного решения задач  следует выставлять по каждому занятию  оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных  форм СРС для практических занятий  на старших курсах наилучшим образом  подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными  производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. 
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность  работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением  новой формы СРС, сущность которой  состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие  задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.  
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия. 
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода. 
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

1. Провести  экспресс-опрос (устно или в  тестовой форме) по теоретическому  материалу, необходимому для выполнения  работы (с оценкой).

2. Проверить  планы выполнения лабораторных  работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

3. Оценить  работу студента в лаборатории  и полученные им данные (оценка).

4. Проверить  и выставить оценку за отчет. 
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Влияние самостоятельной  работы на качество знаний и развитие        познавательных способностей учащихся

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние  на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический  опыт учителей многих школ показал, что:

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Информация о работе Классификация видов самостоятельной работы учащих