Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель исследования: научно обосновать пути формирования готовности к самостоятельной работе у будущих специалистов.
Гипотеза исследования: обучающийся переходит к самостоятельной деятельности и повышает уровень самостоятельной работы и творческой активности, если обучающий: мотивирует, стимулирует,
организовывает, координирует, консультирует, контролирует.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Определить сущность понятия «самостоятельной работы»
1.1 роль и функции самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.2 мотивации самостоятельной работы студентов
Глава 2. Классификация видов самостоятельной работы учащих
2.1 организация самостоятельной работы на уроках
2.2 влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Заключение
Литература
Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.
2.1 Организация самостоятельной работы на уроках
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий учителя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку школьников; невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом; особенности личности учителя.
В истории педагогики
не раз принимались попытки
Но наиболее успешной, на наш взгляд, является система индивидуализированного обучения. Она получила своё распространение в начале ХХ в. и рассматривается как объективная необходимость учёта индивидуальных различий детей в установившейся, уже традиционной классно-урочной системе. В начале века она развивалась в трёх направлениях: организация индивидуального режима учебной деятельности; сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся; организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.
Первое направление нашло своё развитие в “Дальтон-плане”: годовой объём учебного материала разбивался на “подряды”, которые состояли из ежедневных заданий. Ученик заключал с учителем “договор” о самостоятельном изучении определённого материала в назначенное время. Материал изучался в предметных кабинетах-лабораториях, где он мог получать консультации учителя по данному предмету. “Дальтон-план” приучал учащихся к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность за взятые на себя обязательства, побуждал к поиску рациональных способов выполнения заданий.
Второе
направление – сочетание
Третье
направление можно считать
В наше время используется классно-урочная система обучения, которая предполагает группировку учащихся в классы в соответствии с возрастом и условием знаний, основной организационной структурой является урок; содержания образования в каждом классе определяется учебными планами и программами; на основе учебного плана составляется расписание уроков. Важным элементом этой системы является планирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качество учебных занятий. Существует 2 вида планирования:
1)
перспективное –
2)
текущее – заключается в
Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Однако нужно отметить. Что успешная организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся зависит от способа решения задач. Рассмотрим некоторые из них.
Анализ
практики использования задач показал,
что наиболее распространенным способом
организации решения задач
Лишь небольшая часть учителей
указывает, что они всегда
Наконец, совсем незначительная часть учителей не только формулирует цель решения задачи, но строит процесс ее решения, как процесс разрешения проблемы, осуществление цели, и после решения обсуждают с учащимися как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот способ называется учебно-проблемным.
Таким образом, данные убедительно показывают, что совершенно недостаточно лишь сформулировать цель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процесс разрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то анализ педагогической практики учителей, показывает, что этот путь связан с использованием в обучении учебно-проблемного способа организации решения задач. Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, учитель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем учитель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.
На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.
Изложение
учебного материала производится в
основном учителем, но по мере взросления
учащихся, часть учебного материала
передается для изложения докладчиком
или для индивидуального
3) Рефлексивно-оценочный этап.
Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.
Мы выяснили, что самое трудное для учителя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Как показывает опыт, если эту систему вводить начиная с первого класса, то учащиеся быстро осваиваются с ней и она становится для них привычной, и школьники смогут в полной мере испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.
Главное
в стратегической линии организации
самостоятельной работы студентов в вузе
заключается не в оптимизации ее отдельных
видов, а в создании условий высокой активности,
самостоятельности и ответственности
студентов в аудитории и вне ее в ходе
всех видов учебной деятельности.
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных
занятий в пользу самостоятельной работы
- не решает проблемы повышения или даже
сохранения на прежнем уровне качества
образования, ибо снижение объемов аудиторной
работы совсем не обязательно сопровождается
реальным увеличением самостоятельной
работы, которая может быть реализована
в пассивном варианте.
В стандартах
высшего профессионального
В общем
случае возможны два основных направления
построения учебного процесса на основе
самостоятельной работы студентов.
Первый - это увеличение роли самостоятельной
работы в процессе аудиторных занятий.
Реализация этого пути требует от преподавателей
разработки методик и форм организации
аудиторных занятий, способных обеспечить
высокий уровень самостоятельности студентов
и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов
по всем направлениям самостоятельной
работы во внеаудиторное время. Повышение
активности студентов при работе во внеаудиторное
время связано с рядом трудностей. В первую
очередь это неготовность к нему как большинства
студентов, так и преподавателей, причем
и в профессиональном и в психологическом
аспектах. Кроме того, существующее информационное
обеспечение учебного процесса недостаточно
для эффективной организации самостоятельной
работы.
Основная задача организации самостоятельной
работы студентов (СРС) заключается в создании
психолого-дидактических условий развития
интеллектуальной инициативы и мышления
на занятиях любой формы. Основным принципом
организации СРС должен стать перевод
всех студентов на индивидуальную работу
с переходом от формального выполнения
определенных заданий при пассивной роли
студента к познавательной активности
с формированием собственного мнения
при решении поставленных проблемных
вопросов и задач. Цель СРС - научить студента
осмысленно и самостоятельно работать
сначала с учебным материалом, затем с
научной информацией, заложить основы
самоорганизации и самовоспитания с тем,
чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно
повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит
преподавателю, который должен работать
не со студентом “вообще”, а с конкретной
личностью, с ее сильными и слабыми сторонами,
индивидуальными способностями и наклонностями.
Задача преподавателя - увидеть и развить
лучшие качества студента как будущего
специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация
СРС должна представлять единство трех
взаимосвязанных форм:
Информация о работе Классификация видов самостоятельной работы учащих