Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 09:19, курсовая работа
Цель исследования: научно обосновать пути формирования готовности к самостоятельной работе у будущих специалистов.
Гипотеза исследования: обучающийся переходит к самостоятельной деятельности и повышает уровень самостоятельной работы и творческой активности, если обучающий: мотивирует, стимулирует,
организовывает, координирует, консультирует, контролирует.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Определить сущность понятия «самостоятельной работы»
1.1 роль и функции самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.2 мотивации самостоятельной работы студентов
Глава 2. Классификация видов самостоятельной работы учащих
2.1 организация самостоятельной работы на уроках
2.2 влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Заключение
Литература
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Определить сущность понятия «самостоятельной работы»
1.1 роль и функции самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
1.2 мотивации самостоятельной работы студентов
Глава 2. Классификация видов самостоятельной работы учащих
2.1 организация самостоятельной работы на уроках
2.2 влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся
Приложение 1
Заключение
Литература
Введение
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению своих сфер деятельность.
Необходимым условием для создания у студентов интереса к содержанию обучения к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее метод обучения, тем легче заинтересовать им учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формированию интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могу решить при помощи имеющегося у них запаса знаний, сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или принятия старых в новой преодолимой ситуации.
Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же — в новый для него мир интенсивного познания.
Однако — таков жизненный парадокс! — чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов.
Л. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития».
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Студент, в первый раз переступающий порог учебного заведения, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Актуальность
исследования: В современных условиях
в высших учебных заведениях проявляется
тенденция к возрастанию роли самостоятельной
деятельности студентов по овладению
знаниями, умениями и навыками.
Научные исследования и накопленный в
вузах опыт убеждают, что без систематической
организованной и целеустремленной самостоятельной
работы невозможно стать высокопрофессиональным
специалистом, а главное - невозможно самосовершенствоваться
после окончания вуза в процессе профессиональной
деятельности. Именно поэтому самостоятельная
работа студентов рассматривается как
важнейшая составляющая их познавательной
учебной деятельности, мощный резерв повышения
качества образования, усиления эффективности
учебно-воспитательного процесса.
В педагогической теории и практике существуют
различные подходы к пониманию сущности
и содержания самостоятельной работы:
одни специалисты полагают, что самостоятельная
работа - это такой вид познавательной
деятельности, которую студент выполняет
сам, в том числе и во время аудиторных
занятий. Главное, чтобы он самостоятельно
мыслил, ориентировался в учебном материале.
Другие считают, что самостоятельная работа
представляет собой внеаудиторное изучение
учебного материала; третьи убеждены,
что под самостоятельной работой следует
понимать учебную деятельность студентов,
которую они выполняют без непосредственного
участия преподавателя.
Объект исследования: самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в системе профессионального образования.
Предмет исследования: способы формирования потребности к самостоятельной работе у учащихся в системе профессионального образования.
Цель исследования: научно обосновать пути формирования готовности к самостоятельной работе у будущих специалистов.
Гипотеза исследования: обучающийся переходит к самостоятельной деятельности и повышает уровень самостоятельной работы и творческой активности, если обучающий: мотивирует, стимулирует,
организовывает, координирует, консультирует, контролирует.
Задачи:
Методологическая основой исследования являются:
- концепция личностно - деятельностного подхода к развитию личности ( Н. А. Морозова, К. М. Дурай- Нокова и др.)
- целостный
подход к изучению и
- теория «самости» в образовании, включающая идею саморазвития личности ( В. В. Столыпин, В. Н. Мясищев и др)
Методы исследования:
Теоретический метод исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Эмпирический
метод исследования: наблюдение за обучающимися
в условиях учебной деятельности, устный
опрос.
Глава 1. Определить
сущность понятия «самостоятельной
работы»
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы учащегося, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная
работа – это такая работа, которая
выполняется без
Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (4, стр. 335)
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. (8, стр. 47)
“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой учащегося на занятиях и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа учащегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у учащегося как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость учащегося по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности учащегося, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Информация о работе Классификация видов самостоятельной работы учащих