Экологическое воспитание в дошкольных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хоз

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2.
I. Историко-педагогический аспект проблемы экологического
воспитания………………………………………………………….5.
1. Экология как наука……………………………………………....5.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания………………………………………..5.
II. Теория экологического воспитания…………………………….7.
1. Сущность экологического воспитания………………………....7.
2. Цель и задачи воспитания экологической культуры…………..8.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление
с окружающим миром»………………………………………..…..10.
4. Методы и формы экологического воспитания………….…….12.
III. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста в ходе ознакомления с окружающим миром….………..15.
1. Учебная тропа……………………………………….…………..15.
2. Практический опыт использования «экологической тропы»
в дошкольном учреждении………………………….…………….17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………

Файлы: 1 файл

Экологическое воспитание-педагогика курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
 

«Цветной  ковер»

      Цель: расширить и обобщить имеющиеся  у детей знания о цветах. Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать эстетическое чувство.

  Ход занятия.

Воспитатель Дети
«От рассвета до рассвета

По лугам  гуляет лето,

По полям  да по оврагам

Мерит даль неспешным шагом,

Босиком, в простой рубахе,

В рукавах  – по певчей птахе,

На закатанных штанинах

Не заплаты  – сок малины.

А за пазухою  прячет

Дождь грибной да луг горячий»

 
«Давайте  отправимся в удивительное путешествие  по участку».  
«Сколько  здесь цветов прекрасных,

Что на зорьке расцвели,

И сегодня летним утром

К детворе  гурьбой пришли»

 
  Дети становятся в круг и водят   хоровод
С полянки  встает Анюта (анютины глазки) и говорит:

«Что  я слышала сейчас?

Пели  песню вы про нас?

Я цветок Анюта-глазка…

К вам  пришла от всех цветов.

Кто со мной, как будто в сказку

В мир  цветов идти готов?»

Дети отвечают.
Воспитатель: «Мы все готовы следовать за тобой, Анюта»  
Анюта:

«Если несколько секретов

разгадаете, друзья,

вот тогда  покажет лето

вам цветущие поля…

ну, к  примеру, кто ответит:

сколько всех цветов на свете?»

Много, много
Анюта:

«Ясен ваш ответ и прост –

столько, сколько в небе звезд». Анюта показывает иллюстрацию звездного неба и  говорит: «Днем небо синее – вот  такое (показывает на колокольчик). Ночью  оно усеяно звездами, похожими вот  на этот цветок (показывает одуванчик). А на полянке цветочки горят разными огоньками: красными, желтыми, белыми, синими.»

 
  Игра «Найди цветок по цвету».
Анюта: «А это что за цветок, в котором  есть все цвета: желтый, синий, белый, красный?» Анютины глазки
Воспитатель случайно находит записку, читает: «Здравствуйте, ребята! Очень нам хочется поиграть с вами да посмотреть, кто из вас любознательный, а кто ловкий да быстрый. Вот наше первое задание вам: про вьюн и хмель скороговорку скажите, да ни разу не сбейтесь.

Около кола вьюн да хмель,

Вьются  на плетень,

Вьются, плетутся, заплетаются,

Расперезавиваются»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, от кого записка?»

Анюта: «Это мои друзья цветы прислали»

Дети повторяют  скороговорку.
Задание второе: повернитесь спиной к воротам, отмерьте 10 шагов, остановитесь, оглянитесь вокруг и найдите лекарственные растения. Кто назовет мне их? Дети выполняют  задание, называют календулу, ромашку, др.
Анюта: «Вижу я, что луговые цветы  и травы вы хорошо знаете. А знакомы  ли вы с садовыми цветами? Ну-ка, скажите, какие цветы растут на клумбе?» Ирисы, тюльпаны, пионы, гвоздики и пр.
Анюта хвалит детей и прощается с  ними.

Воспитатель еще раз проводит детей по поляне и предлагает вернуться домой.

 
 

«Огородная»

      Цель: уточнить и дополнить знания детей о картофеле как о продукте питания, и как о продукте, необходимом для лечения некоторых заболеваний. Воспитывать любознательность, развивать речь, память.

      Материал  и оборудование: терка, сырой картофель, вода, тарелка, банка, крахмал, фотографии блюд из картофеля, две салфетки, одна из салфеток накрахмалена, косынка, фартук.

      Предварительная работа: рассматривание овощей, работа в огороде, экскурсия на картофельное поле. Выставка-конкурс «Вырастили своими руками». Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об овощах.

      Ход занятия. 

Воспитатель Дети
Занятие начинается с чтения стихотворения

 Ю.  Тувима «Овощи». 

Ребята, почему суп у хозяйки получился, не плох? 

Как вы думаете, какой овощ полезнее других? 

Не зря  говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах? 

Вот еще  несколько пословиц:

Поел  моркови – прибавилась капля  крови.

Сахар зубы разрушает – морковь укрепляет.

Там, где  нет мяса – свекла герой.

Лук –  здоровью друг.

Лук семь недугов лечит. 

Сегодня мы побываем в гостях у тетушки  Даши. Она тоже любит овощи и  знает о них много интересного, а еще она любит загадывать загадки, играть с ребятами.  

Воспитатель надевает косынку, фартук и превращается в тетушку Дашу. 

Я хочу вам рассказать об удивительном овоще. Отгадайте загадку, тогда узнаете о каком:

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она

Скажут  весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна». 

Картошка  известна всем, но мне кажется, что  вы об этом овоще не все знаете. Вот, например, знаете ли вы из чего картошка состоит?

Сейчас  посмотрим.

(Сырой  очищенный картофель натирает  на терке, смешивает кашицу  в баночке с водой, дает отстояться).

На дне  банки образовался слой белого вещества. Что это?

Это крахмал  или картофельная мука. Если белое  вещество высушить, то оно будет как мука. 

(Предлагает  посмотреть, потрогать, попробовать). 

Как вы думаете, почему крахмал назвали  картофельной мукой?

Что общего и чем отличается картофельная мука и мука, из которой пекут хлеб?

Знаете  ли вы, для чего нам нужен крахмал? 

Правильно, посмотрите, накрахмаленное белье красиво  выглядит и долго не мнется.

(Показывает  салфетку). 

Вы, конечно, знаете, сколько труда надо вложить, чтобы сохранить семена, затем  картофель посадить, чтобы собрать  хороший урожай. 

Картофель очень полезный овощ, из него можно приготовить много блюд: его жарят, варят, пекут.

(Показывает  открытки). 

Картофель нужен людям не только для еды. Он – хорошее лекарство. Например, если простудился – подыши над  паром сваренной картошки и легче  станет. А еще, ребята, сырым картофелем лечат ожоги. Вот какой это удивительный овощ!  

Однако, не только картофель, но и другие овощи  обладают полезными качествами. Какими?

Спросите  об этом маму, папу, друзей, а потом  обязательно расскажите нам.

 
 
 
Потому  что он был с овощами, а овощи вкусные и полезные.

Во всех овощах много витаминов, значит они все  полезные. 

Дети называют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картошка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заваривать кисель, крахмалить белье. 
 
 
 

Подвижная игра «Посадка картофеля». 
 
 
 
 

Игра «Как называется блюдо?».

 
 

«Санитары леса»

      Цель: Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления  об их роли для здоровья леса.

      Ход занятия.

Старичок - лесовичок Дети
Хотите  ли вы узнать, как живут муравьи, чем занимаются, о пользе, которую  приносят они  нашему лесу. 

Муравьи очень интересные насекомые. Они  строят себе жилище из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.

Жилище  их не простое: в нем много входов и выходов, камер и коридоров.

Муравьи ведет активный образ жизни: с  ранней весны до поздней осени.

Они обладают завидным трудолюбием и большой  выносливостью. Один крохотный муравьишка может перемещать груз, по весу превышающий  его собственный. 

А кто  главный враг муравья? 

Кабаны  и человек. С кабанов спрос  невелик, а человек должен помнить: муравейник - залог здоровья леса, не разрушайте его и не позволяйте делать это другим.

Лучше понаблюдайте за муравьями - одним из чудес природы, и вы увидите какие  они труженики. 

Чтение  рассказа Л.Н. Толстого "О муравьях"

Что интересного  вы узнали из рассказа о муравьях?

Как муравьи  поняли, где стоит варенье?

Что сделал муравей,  чтобы рассказать другим муравьям об этом?

Домашнее  задание: найти загадки о муравьях.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Как известно,  воспитание  тесно связано с обучением, поэтому воспитание,  основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями,  а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

      Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.  Формирование экологического сознания - важнейшая задача педагогики. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.  И в этом помогают уроки не традиционной формы: например игры. На таких уроках можно добиться того,  чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия детей в подготовке урока,  заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки,  как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у дошкольников.

      Если  человек экологически воспитан,  то нормы и правила экологического  поведения будут иметь под  собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром. Знакомясь, казалось бы, с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Большая энциклопедия природы для детей. М., гриф-фонд Межкнига, 2004.
    2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/А.К. Бондаренко, М.,2006 – 264с.
    3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой/С.А. Веретенникова,  М., Просвещение, 2003 – 250с.

    4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусин, М., 2003 – 256с.

    1. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методики работы с ней./ Т.С. Градобоева, М., 2003 – 178с.
    2. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания/ А.Н. Захлебный, М., 2006 – 234с.
    3. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя/ А.Н.Захлебный, И.Т. Суравегина, М., 2004 – 428с.
    4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке/ Н.И. Ремизова, М., 2000 – 56с.
    5. Жуковская Р.Н. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада/ Р.Н. Жуковская, М., 2005 – 251с.
    6. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание./ С.Н. Николаева, М., 2004 – 78с.
    7. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников/ С.Н. Николаева, М., 2006 – 260с.
    8. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников.
    9. Петровская А.И. Эстетическое воспитание в детском саду/ А.И. Петровская, М., 2005 – 219с.

Информация о работе Экологическое воспитание в дошкольных организациях