Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хоз
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2.
I. Историко-педагогический аспект проблемы экологического
воспитания………………………………………………………….5.
1. Экология как наука……………………………………………....5.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания………………………………………..5.
II. Теория экологического воспитания…………………………….7.
1. Сущность экологического воспитания………………………....7.
2. Цель и задачи воспитания экологической культуры…………..8.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление
с окружающим миром»………………………………………..…..10.
4. Методы и формы экологического воспитания………….…….12.
III. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста в ходе ознакомления с окружающим миром….………..15.
1. Учебная тропа……………………………………….…………..15.
2. Практический опыт использования «экологической тропы»
в дошкольном учреждении………………………….…………….17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Второе непременное условие -
надо активно вовлекать детей
в посильные для них
III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1. Учебная тропа
Ознакомление
детей с окружающим миром тесно
связано с вопросами
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.
Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы
Часто организуют тропы в окрестностях школ, садов, пионерских лагерей, где они создаются силами самих детей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.
Организация
тропы силами дошкольников дает педагогам
возможность создавать различные жизненные
ситуации, решение которых требует от
ребят творческого подхода, активной деятельности.
Задания по изучению и оценке состояния
окружающей среды в зоне тропы побуждают
детей не только использовать свои знания
из разных областей жизни, но и — самое
важное — принять посильное участие в
трудовых природоохранных делах. Самостоятельная
исследовательская работа укрепляет взаимосвязь
интеллектуального и эмоционального познания.
В итоге рождается важнейшее качество
личности — убежденность, которая опирается
не только на знания, но и на чувства, на
жизненный опыт детей. У них вырабатываются
навыки экологически грамотного поведения,
сознательное отношение к природе.
2. Практический опыт использования «экологической тропы» в дошкольном учреждении
Данная методическая разработка была сделана с целью иллюстрации того, каким образом ознакомление детей старшего дошкольного возраста может способствовать воспитанию экологического отношения к природе.
Паспорт
Местонахождение: г. Воронеж, детский сад № 60
Задачи учебной тропы: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе.
Краткое описание маршрута: тропа идет по территории детского сада, состоит из участков – деревья леса, деревья и кустарники сада, редкие растения, зеленая аптека, участки для труда и отдыха детей. Тропа оформлена планшетами.
Исторические сведения об окружающей среде: территория до строительства детского сада была березовой рощей. Часть берез во время строительства была сохранена. Часть деревьев и кустарников посажена во время строительства детского сада: береза, клен, рябина, яблонька дикая, липа, лиственница, сосна, барбарис, акация, сирень.
Описание экскурсионных объектов на маршруте:
1.«Деревья нашего двора». Береза, клен, рябина, яблонька дикая. Кустарники: барбарис, сирень.
2.«Аптека
под ногами». Ромашка,
3.«На лесной полянке». Сосна, лиственница.
4.«Цветной ковер». Ирисы, астры, пионы, фиалки.
5.«Огородная». Укроп, фасоль, бобы, картофель, горох, лук, помидоры, щавель, петрушка, злаковые.
6.«Санитары леса». Большой муравейник.
Деревья нашего двора»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе; закрепить и уточнить знания о названиях и разновидностях деревьев, кустарников.
Ход занятия.
|
«Аптека под ногами»
Цель: закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы; расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Ход занятия.
Встречает детей Колобок.
|
«На лесной полянке»
Цель: показать детям многообразие животного мира; научить их наблюдать за жизнью в природе.
Ход занятия:
|
Информация о работе Экологическое воспитание в дошкольных организациях