Экологическое воспитание в дошкольных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хоз

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2.
I. Историко-педагогический аспект проблемы экологического
воспитания………………………………………………………….5.
1. Экология как наука……………………………………………....5.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания………………………………………..5.
II. Теория экологического воспитания…………………………….7.
1. Сущность экологического воспитания………………………....7.
2. Цель и задачи воспитания экологической культуры…………..8.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление
с окружающим миром»………………………………………..…..10.
4. Методы и формы экологического воспитания………….…….12.
III. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста в ходе ознакомления с окружающим миром….………..15.
1. Учебная тропа……………………………………….…………..15.
2. Практический опыт использования «экологической тропы»
в дошкольном учреждении………………………….…………….17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………

Файлы: 1 файл

Экологическое воспитание-педагогика курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

      Первое  важнейшее условие - экологическое  воспитание должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала,  с учетом преемственности,  постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

         Второе непременное условие - надо активно вовлекать детей  в посильные для них практические  дела по  охране местных природных  ресурсов.  Таких дел очень  много: это внутреннее и внешнее  озеленение, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. 

III. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1. Учебная тропа

      Ознакомление  детей с окружающим миром тесно  связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это  способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

      Важнейшим средством экологического образования  является организация разнообразных  видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

      Само  название «учебная тропа природы» можно  понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача экскурсоводов и проводников — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к  природе. 

     Особенность процесса экологического обучения и  воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

      Часто организуют тропы в окрестностях школ, садов, пионерских лагерей, где они создаются силами самих детей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

      Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. 

2. Практический опыт  использования «экологической тропы» в дошкольном учреждении

      Данная  методическая разработка была сделана  с целью иллюстрации того, каким  образом ознакомление детей старшего дошкольного возраста может способствовать воспитанию экологического отношения  к природе.

Паспорт

      Местонахождение: г. Воронеж, детский сад № 60

      Задачи учебной тропы: просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе.

      Краткое описание маршрута: тропа идет по территории детского сада, состоит из участков – деревья леса, деревья и кустарники сада, редкие растения, зеленая аптека, участки для труда и отдыха детей. Тропа оформлена планшетами.

      Исторические  сведения об окружающей среде: территория до строительства детского сада была березовой рощей. Часть берез во время строительства была сохранена. Часть деревьев и кустарников посажена во время строительства детского сада: береза, клен, рябина, яблонька дикая, липа, лиственница, сосна, барбарис, акация, сирень.

Описание  экскурсионных объектов на маршруте:

      1.«Деревья  нашего двора». Береза, клен, рябина, яблонька дикая. Кустарники: барбарис, сирень.

      2.«Аптека  под ногами». Ромашка, одуванчик,  чистотел, медуница, клевер, подорожник, пастушья сумка.

      3.«На  лесной полянке». Сосна, лиственница.

      4.«Цветной  ковер». Ирисы, астры, пионы, фиалки.

      5.«Огородная».  Укроп, фасоль, бобы, картофель, горох,  лук, помидоры, щавель, петрушка, злаковые.

      6.«Санитары  леса». Большой муравейник.

Деревья нашего двора»

      Цель: воспитывать бережное отношение  к природе; закрепить и уточнить знания о названиях  и разновидностях деревьев, кустарников.

      Ход занятия.

Воспитатель Дети
Сегодня мы с вами идем на экскурсию по экологической  тропе. Обратите внимание, какая прекрасная погода, как красиво кругом, какой  теплый и тихий день. Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете? Тополя.
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое  дерево дает много кислорода. А это  дерево вы узнали? Клен.
А как  вы догадались?

Правильно, по плодам-крылаткам. Это семена клена. Они летят точно  самолетики.

     Загадка

Ее узнаешь  по примете

Нет дерева белей  на свете.

По крылаткам.

Береза.

Посмотрите, какие у березы тонкие веточки.

Послушайте  стихотворение А. Прокофьева

                    Березка

Люблю березу русскую

То светлую, то грустную,

В беленом  сарафанчике,

С платочками в карманчиках

С красивыми  застежками

С зелеными сережками

Люблю ее, нарядную

Родную, ненаглядную.

А теперь обойдем вокруг дерева. В июне, когда  на нем появились цветочки их нужно  собирать, та как они обладают целебными  свойствами. Их высушивают, заваривают и пьют при простуде. Что это за дерево?

Посмотрите  на ее ствол, он не такой же, как у березы. У липы ствол почти черного цвета, а ветки раскидистые. Послушайте, как липа говорит о себе: "Выросла я, липка тоненькой и гибкой. Береги меня!"

Посмотрите  как много ягод у этого дерева! Вы узнали его?

Она растет у вас на участке. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: " Если много рябины, то зима будет  холодная". 

Послушайте  стихотворение о рябине 

Красненькую ягоду

Мне дала рябина

Думал я, что сладкую, а она горчит

То ли эта ягода просто недозрела,

Толь  рябина хитрая

Подшутить хотела?

Вы, наверное, пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые, кислые, а вот после крепких заморозков становятся слаще.

Ребята, поднимите вверх головы. Вы видите очень высокое дерево. Помните, когда мы были в лесу, то видели его - это сосна. 

Сосны до небес хотят дорасти.

Небо  ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Сосна похожа на ель, но у нее ветки раскидистые, а иголки длинные. На ней есть шишечки. Вспомните, как мы из них поделки делали.

        Загадка

Зимой и летом одним цветом. 

Правильно, но эта загадка не только про ель, но и про сосну. Их иголки и зимой  не теряют цвета. Сосна хорошо очищает  воздух, поэтому рядом с ней  хорошо дышится.

А это дерево хрупкое, тонкое. Вы должны его знать. Вспомнили, как оно называется?

Правильно, осина. 

Зябнет  осина

Дрожит  на ветру,

Стынет  на солнышке

Мерзнет в жару …

Дайте осине пальто и ботинки -

Надо  погреться бедной осинке. 

Обратите  внимание на листочки осины. Какие они легкие, как они дрожат на ветру.

А этот кустарник встречается везде. Летом  из его плодов вы делаете свистульки. Как он называется?

Цветы у акации желтые и очень приятно  пахнут. 

Сейчас  я вам расскажу еще од одном  кустарнике. Внимательно послушайте и попробуйте догадаться, что это за кустарник. Весной, когда на этом кустарнике расцветают цветы, все: дети и взрослые считают, сколько лепесточков в цветке. Если то-то насчитывает пять или больше, говорят, что он нашел счастливый цветок. Ветки этого кустарника красиво смотрятся в букете. Если не забывать менять воду в вазе, то букет будет стоять очень долго, и вы несколько дней можете вдыхать прекрасный аромат цветов. Куст привлекает к себе многих насекомых. В маленьких цветочках есть нектар, который они пьют. Цветы бывают сиреневые, лиловые, белые. Вы узнали его? 

Конечно сирень. Вот и закончилась наша экскурсия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Липа. 
 
 
 
 
 
 

Рябина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Елка. 
 
 
 
 
 
 
 

Осина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Акация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сирень.

 

«Аптека под ногами»

      Цель: закрепить умение узнавать и правильно  называть лекарственные травы; расширить  знания о пользе и применении лекарственных  растений; закрепить правила поведения  при сборе лекарственных трав.

      Ход занятия.

      Встречает детей Колобок.

Воспитатель,

колобок

Дети
Колобок: Здравствуйте дети. Я катился по полям, лугам, дорогам. Видел  много  лекарственных растений. А как  они называются, не знаю. Помогите мне.

Воспитатель: Давайте поможем.

Прочитайте  стихотворение Колобку: "Что растет?" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кто знает, как хранятся травы? 

Что можно  приготовить из сухих растений? 

Правильно. Высушенные растения упаковывают в  пакеты, коробочки или прессуют в  брикеты. Потом их отправляют на склады, в аптеки, где они хранятся в  хорошо проветриваемых помещениях. И дома их нужно хранить в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. 

А теперь поиграем в игру. Послушайте ее правила. Я вам показываю какое-нибудь растение, а вы рассказываете о  нем все, что знаете.

Где растут?

Когда заготавливают?

При каких заболеваниях можно использовать? 
 
 

Кто напомнит правила поведения при сборе  лекарственных трав? 
 
 
 

Послушайте  задание. Я буду описывать растение, а вы должны найти его.

Листья  узорные, голова белая. Используется в  виде отвара, когда болит  горло. 

Ищите у дороги, семена идут в стрелку. Применяется для остановки кровотечения из ран. 

Назовите  Колобку еще раз растения, которые  он собрал. Скажите ему, почему они  называются лекарственными. 

Давайте выпьем напиток, который приготовлен  из трав. И постараемся определить, какие травы использовались.

 
 
 
Ромашка, тысячелистник, крапива, подорожник, душица. 

На лугу растет ромашка,

Лютик - едкий, клевер - кашка.

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик

Хвощ - как елка.

А еще?

Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много  разных травок

У тропинок, у канавок

И красивых, и пушистых

Разноцветных  и душистых! 

В коробочках, в пакетах, в брикетах. 

Настойки, отвары. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В полях, лугах, лесу, оврагах, у рек.

Ромашку - летом, крапиву - весной.

Ромашку или календулу при  ангине, подорожник на рану, душица, шиповник как витаминизированный чай. 
 

Нельзя  рвать много растений.

Нельзя  пробовать незнакомые плоды, корневища.

После сбора трав следует тщательно  вымыть руки. 
 
 
 
 

Ромашка. 
 
 

Подорожник. 

Употребляются для лечения разных болезней. 
 
 
 
 
 

 

«На лесной полянке»

      Цель: показать детям многообразие животного  мира; научить их наблюдать за жизнью в природе.

      Ход занятия:

Старичок - лесовичок Дети
Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно - " почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье лягушкою скок в ручеек

"Что?" Мышкой шныряет под листьями  в норах

"Кто?" Ищет в кустах притаившийся  шорох

Сидит "Отчего?" на зеленом листке

"Куда?" Полетело верхом на жуке

"Зачем?" Вслед за ящеркой влезло на  пень

Вопрос  за вопросом и так целый день. 

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы  искать под зеленым шатром. 

Давайте отправимся в лес. Не за грибами, а  за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов - и одно чудо за другим удивит вас. 

Вот протяни  руку, и опавший листок вспорхнул и улетел. Кто это? 

А вот, кто-то меж деревьев мелькает, с ветки  на ветку перелетает. 

А этот гриб как называется и почему? 

В природе во всем строгий порядок, все в ней взаимосвязано. По своим непреложным законам живут и растения, и птицы, и насекомые, растения и животные. 

Почему  лиса, волк, филин и рысь охотятся, а заяц - нет. 

Хищных  зверей иногда называют  разбойниками, но в природе нет ни плохих зверей, ни хороших. 

А как  защищаются те, за кем могут охотиться. Что есть у оленя?

У черепахи?

У зайца? 

Пчела?

Еж? 
 

Но выживают самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Те, кто приспособился  лучше всех. 

Отправляясь в лес за чудесами пустым домой, никогда не вернешься. Лесных чудес с каждой прогулкой будет все больше и больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бабочка. 
 

Это белка. 
 

Подберезовик - под березами растет, а подосиновик - под осинами. 

Потому  что заяц травой и веточками питается, а остальные мясом.

Рога  и копыта. 

Панцирь.

Чуткие  уши, быстрые ноги.

Жало.

Сворачивается клубочком, выставляя колючки.

Информация о работе Экологическое воспитание в дошкольных организациях