Экологическое воспитание в дошкольных организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хоз

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2.
I. Историко-педагогический аспект проблемы экологического
воспитания………………………………………………………….5.
1. Экология как наука……………………………………………....5.
2. Вклад педагогов прошлого в развитие проблемы
экологического воспитания………………………………………..5.
II. Теория экологического воспитания…………………………….7.
1. Сущность экологического воспитания………………………....7.
2. Цель и задачи воспитания экологической культуры…………..8.
3. Задачи и содержание курса «ознакомление
с окружающим миром»………………………………………..…..10.
4. Методы и формы экологического воспитания………….…….12.
III. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста в ходе ознакомления с окружающим миром….………..15.
1. Учебная тропа……………………………………….…………..15.
2. Практический опыт использования «экологической тропы»
в дошкольном учреждении………………………….…………….17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………

Файлы: 1 файл

Экологическое воспитание-педагогика курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

   Создание нового  отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая,  но  и  нравственная.  Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру,  формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.  Одним из средств решения данной задачи становится экологическое  воспитание.

    Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

    Сама природа  понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

      Отношение к природе тесно связано с  семейными, общественными,  производственными, межличностными отношениями человека,  охватывает все сферы сознания:  научную,  политическую, идеологическую,  художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

    Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

    Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

    Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих  поколениях.

      Цель  экологического воспитания достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

      1.Образовательных  – формирование системы знаний  об экологических проблемах современности  и пути их разрешения.

      2.Воспитательных  – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

      3.Развивающих  – развитие системы интеллектуальных  и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению  окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

      В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:

    1.Формирование  у детей системы элементарных  знаний о предметах и явлениях  природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.

    2.Формирование  системы знаний об окружающем  мире, обеспечение правильной ориентировки  ребенка в мире.

    3.Развитие  познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.

   Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить  как система знаний на глобальном,  региональном,  локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности,  достигнутое усилиями детей. 

3. Задачи и содержание  курса «ознакомление  с окружающим миром»

      «Ознакомление с окружающим миром» – предмет  синтетический, включающий элементарные сведения о природе, труде людей. В содержании курса отражены два основных направления:

    1.Ознакомление  с явлениями общественной жизни  людей и их трудом, воспитание  культуры поведения.

    2.Знакомство  с природой в непосредственном  общении с ней, формирование  элементарных представлений о  предметах и явлениях природы,  воспитание ответственного отношения к ним, культуры поведения в природе, организация посильной деятельности по ее охране.

      В ходе знакомства с окружающим миром  у детей формируются, обогащаются  и систематизируются представления  о социальном и природном окружении; дети накапливают социально-нравственный жизненный опыт, учатся правилам поведения.

      В содержании курса большое место  занимает природоведческий материал. В процессе общения с природой в сознании ребенка на основе чувственного опыта формируются знания об окружающем мире. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать у детей действенное отношение к природе. С этой целью детей необходимо приучать к посильному труду на огороде, в цветнике, уголке живой природы, уходу за комнатными растениями и домашними животными.

      Ведущим методом ознакомления детей с  окружающим миром является наблюдение. Кроме наблюдений используются беседы, рассказы, дидактические игры, экскурсии.

      Постоянное  внимание  воспитателя к  раскрытию  экологических связей значительно  повышает интерес детей к предмету. При описательном  же  изучении курса интерес у дошкольников постепенно снижается,  это происходит неизбежно,  даже в том случае,  если педагог привлекает занимательные факты,  загадки, пословицы и т.д.,  поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при ознакомлении с окружающим миром раскрываются разнообразные и достаточно  сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,  познавательные задачи,  поставленные  перед ребенком, усложняются и это способствует развитию интереса.

      Очень большое значение имеет раскрытие  связей между человеком и природой.  Причем, человек рассматривается  как часть природы,  он существует внутри природы и неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется,  прежде всего, в той многообразной роли,  которую природа играет в  материальной и духовной жизни людей.  Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь  может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое).  Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом  содержания  курса «Ознакомление с окружающим миром».

      Таким образом, связь между воспитанием экологического отношения к природе и ознакомлением с окружающим миром очевидна. При ознакомлении с окружающим миром обязательным считается раскрытие взаимосвязей между всеми живыми и неживыми существами в природе. А понятие экологии включает в себя этот же аспект. 

4. Методы и формы  экологического воспитания

    Содержание экологического воспитания усваивается детьми в их основной деятельности: игра формирует опыт принятия целесообразных  решений,  творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

    На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые

анализируют и корректируют сложившиеся у  детей экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используется метод наблюдения, далее воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

    На этапе формирования экологической проблемы особую  роль

приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения детей к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

      Игровая деятельность дошкольников включает в  себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

      При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный  процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

      Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие дошкольников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

      Желательно  практиковать игры, направленные на развитие наблюдательности, памяти, умение ориентироваться, соблюдать правила поведения в природе. В большинстве случаев их организация не требует особой предварительной подготовки. В то же время такие игры можно органично включать в экскурсии, прогулки, в кружковые занятия. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности дошкольников являются игры-экскурсии.

      Игра-путешествие. Старт игры обычно проводится в театрализованной форме, например лесной царь Берендей может пригласить ребят в гости в сказочный лес. На пути старшие школьники встречают различные препятствия, которые надо преодолеть. Каждый последующий игровой пункт принимает только тех участников, которые выполнили предыдущие задания. Всех ребят, прошедших испытания, Берендей встречает на поляне чаем и черничным пирогом.

      Мастерство  воспитателя ярче всего проявляется  в организации самостоятельной  деятельности ребят. Как направить  каждого ребенка на полезную и  интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая  друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание, творческое развитие каждого ребенка.   

        В дошкольной педагогике имеется  много методов и приемов воздействия,  выбор которых зависит от конкретной  ситуации. Иногда воспитатели при  знакомстве с передовым педагогическим  опытом (в печати, во время просмотра  открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.                                                                                        

      Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития дошкольников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

      Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

      Спокойное место в группе отводится для  самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

      Развитию  ценностных  ориентацией способствует выполнение практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой.  На их основе у детей вырабатывается привычка правильно,  критически оценивать свое поведение в  природе, поступки других людей,  выбрать линию поведения,  соответствующую законам природы и общества. 

Информация о работе Экологическое воспитание в дошкольных организациях