Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель: выявить потенциал театрализованной игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе
2. Проанализировать сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной игры в процессе социализации детей
3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью
4.Определить особенности использования театрализованной игры в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
5.Определить методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью
Введение. ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования
театрализованной игры в образовательном процессе
с детьми с умеренной умственной отсталостью.
1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5
1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12
1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей
с умеренной умственной отсталостью…………………………………………19
1.4. Особенности театрализованной деятельности детей
с умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава 2 Изучение особенностей развития детей
с умеренной умственной отсталостью
1.. Цель и методика констатирующего эксперимента……………………30
Литература………………………………………………………………………33
Наиболее простым для овладения детьми с умеренной умственной отсталостью является театр на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Настольный театр игрушек и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитировать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.
Сложнее освоить театрализованные игры с куклами бибабо, так как у детей с умеренной умственной отсталостью недостаточно развита мелкая моторика рук, поэтому они испытывают трудности в овладении техникой вождения кукол.
При этом кукла в руке педагога предлагается детям как «субъект» общения, который сообщает информацию, организует их действия.
Игры- импровизации — самая сложная театрализованная игра, в связи с тем, что у детей с умеренной умственной отсталостью низкий уровень развития воображения, который в свою очередь тормозит развитие творчества, необходимый для данного вида театрализованных игр.
Использование
Первый этап направлен на обогащение жизненного опыта и словаря детей через восприятия литературного произведения. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, театрализованная деятельность детей во многом предопределена текстом произведения. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью затрудняются в понимании значения слова и смысла литературного текста. Фрагментарное понимание текста детей с умеренной умственной отсталостью обусловлено недопониманием отдельных слов и нечеткой дифференциацией значений, непонимание общего смысла текста. Для понимания смысла литературного материала детям с умеренной умственной отсталостью требуется предъявлять текст в драматизированной форме. Литературное произведение для инсценировки сначала необходимо адаптировать для восприятия и понимания детей. Литературный текст не должен быть перегружен незнакомыми словами и понятиями, иметь небольшой объем, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.).
Вместо повествований вводятся диалоги, в них отражаются не только высказывания героев, но и их размышления о том, почему им хочется так поступить. Это позволяет детям осмыслить поведение персонажей. Главное на этом этапе заинтересовать детей. Наличие интереса является важным условием овладения на следующем этапе детьми с умеренной умственной отсталостью театрализованными действиями.
Второй этап включает работу, направленную на создание детьми образов средствами невербальной, интонационной и языковой выразительности. На данном этапе вводятся игры-имитации, которые влияют на развитие восприятия тела и лица, формирования представлений о частях тела, усвоение ролевого поведения, а также образные игры, способствующие управлять своими действиями и эмоциями. В работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Этот этап предполагает работу по формированию умения передавать эмоциональное состояние персонажа, тем самым обогащая эмоциональный словарь детей с умеренной умственной отсталостью.
Третий этап направлен на освоение игровых позиций в совместной деятельности педагога и детей. На этом этапе в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используют режиссерские игры и игры-драматизации, благодаря которым дети приобщаются к «сценическому» воплощению. Данный этап предполагает переход ребенка на уровень игры, где воображение становится источником игры. Дети с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр осваивают различные игровые позиции: «режиссер» (умение создавать игровое пространство); «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя); «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, проявлять элементы зрительской культуры).
На этом этапе идет обучение детей элементарному планированию игры, которое осуществляется сначала на примере простых сюжетов, затем осуществляется переход к более сложным сюжетам.
Работа
по организации театрализованной деятельности
с детьми с умеренной умственной
отсталостью учитывает
- принцип интегративности заключается в том, что игровая природа театрализованной деятельности позволяет включаться целостный педагогический процесс с детьми с умеренной умственной отсталостью. Элементы театрализованных игр используются на уроках математики, чтения, устной речи, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах. Театрализованные игры в своей работе применяют различные специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели.
Театрализованная игра как
Театрализованная
игра создает благоприятные условия для
развития всех сторон общения: коммуникативной
(обмен информацией между играющими), интерактивной
(обмен игровыми действиями), перцептивной
(понимание партнера по игре, адекватно
его воспринимать). В процессе театрализованной
игры обнаруживается недоразвитие компонентов
общения со взрослыми и сверстниками.
По данным Л.Б. Баряевой, ролевое общение в процессе театрализованной игры проходит стереотипно, с помощью заученных фраз, и только под руководством педагога дети с умеренной умственной отсталостью начинают обозначать роль словом, понимают ее. Побудительная сила общения во время игры рождается из двойственности позиции, которую занимает играющий ребенок. С одной стороны, он выполняет роль определенного персонажа, подчиняя речевое поведение ролевому. С другой стороны, он является партнером по игре, вступает в общение с другими детьми - по ходу развертывания сюжета.
Особенностью большей части детей с интеллектуальной недостаточностью состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я. В процессе руководства театрализованной игрой учащихся с умеренной умственной отсталостью создаются предпосылки идентификации «Я» с персонажами, реализуемых в ролях и положительных, и отрицательных героев пьес. Для того чтобы помочь ребенку идентифицировать себя с персонажем учитываются предпочтения ребенка, его личностные качества. Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу, навыки общения, формировать качества личности.
Таким образом, организованная театрализованная деятельность обладает возможностями не только развития и коррекции детей с умеренной умственной отсталостью, но становления личности каждого ребенка.
Информация о работе Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью