Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить потенциал театрализованной игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью

Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе

2. Проанализировать сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной игры в процессе социализации детей

3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью

4.Определить особенности использования театрализованной игры в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

5.Определить методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использования

театрализованной игры в образовательном процессе

с детьми с умеренной умственной отсталостью.

1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5

1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12

1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей

с умеренной умственной отсталостью…………………………………………19

1.4. Особенности театрализованной деятельности детей

с умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24

Выводы…………………………………………………………………………..29

Глава 2 Изучение особенностей развития детей

с умеренной умственной отсталостью

1.. Цель и методика констатирующего эксперимента……………………30
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       Наиболее  простым    для овладения  детьми с умеренной умственной отсталостью   является  театр на фланелеграфе. Он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные  ситуации. Настольный театр игрушек  и картинок тоже обладает этими же свойствами. К тому же в нем удобно имитировать движение автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей.

       Сложнее освоить театрализованные игры с  куклами бибабо,  так как  у  детей с умеренной умственной отсталостью  недостаточно развита  мелкая моторика рук, поэтому они испытывают трудности в овладении  техникой   вождения кукол. 

       При этом кукла в руке педагога предлагается детям как «субъект» общения, который сообщает информацию, организует их действия.

       Игры- импровизации —  самая сложная  театрализованная игра, в связи с тем, что у детей с умеренной умственной отсталостью низкий уровень развития воображения, который в свою очередь тормозит развитие творчества, необходимый для данного вида театрализованных игр. 

          Использование театрализованной  игры в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью делится на  такие же этапы,  как и работа с нормально развивающимися детьми, по мере овладения детьми знаниями и игровыми умениями содержание работы усложняется, при этом учитываются особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.

         Первый этап  направлен на обогащение жизненного опыта и словаря детей через восприятия литературного произведения. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, театрализованная деятельность детей во многом предопределена текстом произведения. Учащиеся с умеренной умственной отсталостью затрудняются в понимании значения слова и смысла литературного текста. Фрагментарное понимание текста детей с умеренной умственной отсталостью обусловлено недопониманием отдельных слов и нечеткой дифференциацией значений, непонимание общего смысла текста.  Для понимания смысла литературного материала детям  с умеренной умственной отсталостью требуется  предъявлять текст в драматизированной форме. Литературное произведение для инсценировки сначала необходимо адаптировать для восприятия и понимания детей. Литературный текст не должен быть перегружен незнакомыми словами и понятиями, иметь небольшой объем, с внесенными дополнительными элементами, облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.).

       Вместо  повествований вводятся диалоги, в  них отражаются не только высказывания героев, но и их размышления о том, почему им хочется так поступить. Это позволяет детям осмыслить поведение персонажей. Главное на этом этапе заинтересовать детей. Наличие интереса является важным условием овладения на следующем этапе детьми с умеренной умственной отсталостью театрализованными действиями.

       Второй этап включает работу, направленную на создание детьми образов средствами невербальной, интонационной и языковой выразительности. На данном этапе вводятся игры-имитации, которые влияют на развитие восприятия тела и лица, формирования представлений о частях тела, усвоение ролевого поведения, а также образные игры, способствующие управлять своими действиями и эмоциями. В работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Этот этап предполагает работу по формированию умения передавать  эмоциональное состояние персонажа,  тем самым обогащая   эмоциональный словарь детей с умеренной умственной отсталостью.

       Третий этап  направлен на освоение игровых позиций   в совместной деятельности педагога и детей. На этом этапе в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используют режиссерские игры и игры-драматизации, благодаря которым дети приобщаются к «сценическому» воплощению.    Данный этап предполагает переход ребенка на уровень игры, где воображение становится источником игры. Дети с умеренной умственной отсталостью в процессе театрализованных игр осваивают различные игровые позиции: «режиссер» (умение создавать игровое пространство); «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя); «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, проявлять элементы зрительской культуры).

На этом этапе идет обучение детей элементарному  планированию игры, которое осуществляется сначала на примере простых сюжетов, затем осуществляется переход к более сложным сюжетам.

       Работа  по организации театрализованной деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью учитывает следующие  принципы:                                       -  комплексность – заключается в том, что театрализованная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью взаимосвязана с другими видами  деятельности: изобразительной (оформление элементов декораций для игр, рисование персонажей просмотренных спектаклей); музыкальной (музыкальное сопровождение театрализованных игр);

- принцип  интегративности заключается в  том, что игровая природа театрализованной деятельности позволяет включаться целостный  педагогический процесс с детьми с умеренной умственной отсталостью. Элементы театрализованных игр    используются на уроках математики, чтения, устной речи, рисования, ручного труда, ритмики, музыки, в режимных моментах. Театрализованные игры в своей работе применяют различные специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели.

         Театрализованная игра как деятельность, должна обеспечивать не только  формирование у детей системы  знаний, умений и навыков, но  также потребности в общении,  умение налаживать контакты со сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении.  
        Театрализованная игра создает благоприятные условия для развития   всех сторон общения: коммуникативной (обмен информацией между играющими), интерактивной (обмен игровыми действиями), перцептивной (понимание партнера по игре, адекватно его воспринимать).  В процессе театрализованной игры обнаруживается недоразвитие компонентов общения со взрослыми и сверстниками.

       По данным Л.Б. Баряевой, ролевое общение в процессе театрализованной игры проходит стереотипно, с помощью заученных фраз, и только под руководством педагога дети с умеренной умственной отсталостью начинают обозначать роль словом, понимают ее. Побудительная сила общения во время игры рождается из двойственности позиции, которую занимает играющий ребенок. С одной стороны, он выполняет роль определенного персонажа, подчиняя речевое поведение ролевому. С другой стороны, он является партнером по игре, вступает в общение с другими детьми - по ходу развертывания сюжета.

        Особенностью большей части детей с интеллектуальной недостаточностью состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного Я. В процессе руководства театрализованной игрой учащихся с умеренной умственной отсталостью создаются предпосылки идентификации «Я» с персонажами, реализуемых в ролях и положительных, и отрицательных героев пьес. Для того чтобы помочь ребенку идентифицировать себя с персонажем учитываются предпочтения ребенка, его личностные качества.          Развивающий потенциал игры дает возможность стимулировать двигательную активность детей, совершенствовать мелкую моторику, координацию движений, активизировать сенсорно-моторное развитие, развивать основные познавательные процессы, эмоционально - волевую сферу,   навыки общения, формировать качества личности.

       Таким образом, организованная театрализованная деятельность обладает возможностями  не только развития и коррекции  детей с умеренной умственной отсталостью, но становления личности  каждого ребенка. 

                                                
 
 

Информация о работе Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью