Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:19, курсовая работа
Цель: выявить потенциал театрализованной  игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью
          Задачи: 
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе
2. Проанализировать  сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной  игры в процессе социализации детей
3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью
4.Определить  особенности использования театрализованной  игры в работе с детьми с  умеренной умственной отсталостью
5.Определить  методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью
Введение. ………………………………………………………………………..3                                                                                                           
Глава  1. Теоретические основы использования 
театрализованной  игры в образовательном процессе 
с детьми с умеренной умственной отсталостью.
1.1 Театрализованная  игра в образовательном процессе……………………...5
1.2   Театрализованная игра  как средство социализации детей……………...12 
1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей 
с умеренной  умственной отсталостью…………………………………………19 
1.4. Особенности театрализованной деятельности   детей   
 с   умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24
Выводы…………………………………………………………………………..29
Глава  2 Изучение особенностей развития детей 
с умеренной умственной отсталостью
1..  Цель  и методика  констатирующего эксперимента……………………30                            
Литература………………………………………………………………………33
                              
Введение. 
………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы использования
театрализованной игры в образовательном процессе
с детьми с умеренной умственной отсталостью.
1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5
1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12
1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей
с умеренной умственной отсталостью…………………………………………19
1.4. Особенности театрализованной деятельности детей
с умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24
Выводы………………………………………………………………
Глава 2 Изучение особенностей развития детей
с умеренной умственной отсталостью
Литература……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              
     Принятие 
Международной Конвенции о 
Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в существующую систему общественных отношений требует поиска определенных путей и средств их возможной социализации.
             
Основным видом деятельности детей с умеренной 
умственной отсталостью на протяжении 
всего периода обучения является игра, 
которая оказывает влияние на их психическое 
развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, 
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).  В игре 
ребенок развивается как личность, у него 
формируется потребность в общении. Театрализованная 
игра  как один из  видов игровой 
деятельности    является своеобразным 
средством усвоения ребенком  социально-культурного  
опыта, следовательно, в театрализованной 
игре осуществляется процесс социализации.                    
           Таким 
образом, использование театрализованных  
игр в образовательном процессе детей 
с умеренной умственной отсталостью может 
стать  одним из эффективных средств 
их социализации. 
       
Это обусловило выбор темы данной 
курсовой работы:                       
Цель: выявить потенциал театрализованной игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью
          
Задачи: 
1.Проанализировать психолого-педагогический 
потенциал театрализованной игры в образовательном 
процессе
2. Проанализировать 
сущность понятия «
3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью
4.Определить 
особенности использования 
5.Определить методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью
Объект: коррекционно-образовательный процесс в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
      
Предмет: использование театрализованных 
игр в работе с детьми с умеренной умственной 
отсталостью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы использования театрализованной игры в образовательном процессе с детьми с умеренной умственной отсталостью.
1.1. Театрализованная игра в образовательном процессе.
Роль театра в развитии личности человека стала предметом изучения философов: Т.В. Гегеля, Д. Дидро, Т. Лессинга, Р. Штайнера; крупных теоретиков культуры, таких как С.О. Образцова, М.И. Царева, где авторы изучали влияние сценического искусства на чувства, эмоции и поведение человека.
Специфика театрального искусства в том, что объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), это создает определенные предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир.
В работах отечественных ученых (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Д.Б. Эльконин) особая роль отводится театрализованной игре, которая позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Это обусловлено тем, что в основе театрализованной игры детей лежит игровая деятельность, которая является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста.
     В 
театрализованной игре ребенок имеет 
пространство свободы самовыражения, 
сотворения своего образа самыми доступными 
для него способами: движение, мимика, 
интонация, жесты, поза; литературные произведения 
знакомят ребенка с накопленным опытом 
коммуникаций, взаимодействий, театрализованная 
деятельность преобразует этот опыт, который 
становится индивидуальным, социокультурным.              
Существует разные классификации театрализованных игр детей. Театрализованные игры, по мнению Л.С. Фурминой принимают две формы: когда действующими лицами являются предметы, и когда дети сами исполняют взятую на себя роль.
Исходя из этого, в театрализованные игры делятся на предметные игры (различные виды кукольного театра), и непредметные игры (игры-драматизации).
По классификации С.И. Мерзляковой к театрализованным играм относятся:
- игры в кукольный театр (настольный театр, театр на руке, верхов);
- игры-драматизации (инсценирования потешек, песен, сказок);
- игры-спектакли (драматический спектакль, спектакль, пантомима).
Л.В. Артемова предлагает классификацию, в которой все театрализованные игры разделены на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
Режиссерские игры – это самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, т.е организует деятельность как «сценарист и режиссер» и управляет «артистами». Самостоятельность в придумывании сюжета является особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх - интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
По мнению И.Г. Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника
Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе). В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. Режиссерские игры могут быть индивидуальные: распределение ролей происходит между игрушками, этот вид режиссерских игр является более ранним, для него не требуется высокий уровень игрового общения. Затем происходит переход к групповым режиссерским играм, где каждый ребенок ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Игра-драматизация предполагает произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (Карабанова О.А.)
     В 
играх-драматизациях ребенок, исполняя 
роль в качестве «артиста», самостоятельно 
создает образ с помощью 
Многие исследователи (Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают своеобразие игр-драматизаций, которое заключается в заранее определённом автором сюжете литературного произведения.
От текста драматизируемого произведения зависят: состав участников; слова, которые они произносят; последовательность происходящих событий; потребность в создании декораций; атрибутов; музыкального оформления. Игра-драматизация строго регламентирована репликами авторского текста. Отличие игр-драматизаций от других видов игр определяется необходимостью уяснить ход событий, образы и поведение героев сказки или рассказа и представить персонажи именно в таком виде,
в каком они даны в произведениях со всеми характеризующими их особенностями.
     Мотив 
игры-драматизации лежит в самом 
процессе, а не в результате.                 
     - 
игры-имитации образов 
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
     - 
постановки спектаклей по 
     - 
игры-импровизации с 
Л.В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций.
     - 
игры-драматизации с 
     - 
игры-драматизации с куклами 
- импровизация.
Работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа (О.А. Солнцева):
     1. 
Углубление художественного 
     2.Развитие 
умений передавать образы с 
помощью средств невербальной, интонационной 
и языковой выразительности. 
     3.Творчество 
ребенка в речевой, игровой 
и других видах художественной 
деятельности в процессе 
 
Организация театрализованной деятельности строится с учетом следующих принципов: (О.А. Акулова):
- принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
     - 
принцип комплексности,  взаимосвязь 
театрализованной игры с 
     - 
принцип импровизационности, театрализованная 
игра рассматривается как 
Информация о работе Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью