Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить потенциал театрализованной игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью

Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе

2. Проанализировать сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной игры в процессе социализации детей

3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью

4.Определить особенности использования театрализованной игры в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

5.Определить методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использования

театрализованной игры в образовательном процессе

с детьми с умеренной умственной отсталостью.

1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5

1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12

1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей

с умеренной умственной отсталостью…………………………………………19

1.4. Особенности театрализованной деятельности детей

с умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24

Выводы…………………………………………………………………………..29

Глава 2 Изучение особенностей развития детей

с умеренной умственной отсталостью

1.. Цель и методика констатирующего эксперимента……………………30
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

                                              Оглавление                

Введение. ………………………………………………………………………..3                                                                                                          

Глава  1. Теоретические основы использования

театрализованной  игры в образовательном процессе

с детьми с умеренной умственной отсталостью.

1.1 Театрализованная  игра в образовательном процессе……………………...5

1.2   Театрализованная игра  как средство социализации детей……………...12

1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей

с умеренной  умственной отсталостью…………………………………………19

1.4. Особенности театрализованной деятельности   детей  

 с   умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24

Выводы…………………………………………………………………………..29

Глава  2 Изучение особенностей развития детей

с умеренной умственной отсталостью

    1. .  Цель  и методика  констатирующего эксперимента……………………30                           

Литература………………………………………………………………………33  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение

     Принятие  Международной Конвенции о правах ребенка в 1989 году  декларировало  обеспечение равных возможностей для  инвалидов, дети с умеренной умственной отсталостью получили право на образование. Вследствие этого открылись классы для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

     Выявление потенциальных возможностей детей  с умеренной умственной отсталостью, включение их в существующую систему общественных отношений требует  поиска определенных  путей и средств их возможной социализации.

             Основным видом деятельности детей с умеренной умственной отсталостью на протяжении всего периода обучения является игра, которая оказывает влияние на их психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).  В игре ребенок развивается как личность, у него формируется потребность в общении. Театрализованная игра  как один из  видов игровой деятельности    является своеобразным средством усвоения ребенком  социально-культурного  опыта, следовательно, в театрализованной игре осуществляется процесс социализации.                    
           Таким образом, использование театрализованных  игр в образовательном процессе детей с умеренной умственной отсталостью может стать  одним из эффективных средств их социализации.

       Это обусловило выбор темы данной курсовой работы:                                      «Театрализованная  игра как средство   социализации  детей с умеренной умственной отсталостью».

            Цель: выявить потенциал театрализованной  игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью

          Задачи: 
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе

2. Проанализировать  сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной  игры в процессе социализации детей

3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью

4.Определить  особенности использования театрализованной  игры в работе с детьми с  умеренной умственной отсталостью

5.Определить  методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

       Объект:  коррекционно-образовательный процесс в классах для детей с умеренной умственной отсталостью

      Предмет: использование театрализованных игр в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы использования  театрализованной  игры в образовательном  процессе с детьми с умеренной умственной отсталостью.

       1.1. Театрализованная  игра в образовательном  процессе.

     Роль  театра в развитии личности человека стала предметом изучения философов: Т.В. Гегеля, Д. Дидро, Т. Лессинга, Р. Штайнера; крупных теоретиков культуры, таких как С.О. Образцова, М.И. Царева, где авторы изучали влияние сценического искусства на чувства, эмоции и поведение человека.

     Специфика театрального искусства в том, что  объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам  человек, выходящий на прямое, непосредственное общение с другим человеком (партнером, зрителем), это создает определенные предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир.

     В работах отечественных ученых (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Д.Б. Эльконин) особая роль отводится  театрализованной  игре, которая  позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Это обусловлено тем, что в основе театрализованной  игры детей лежит игровая деятельность, которая является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. 

     В театрализованной игре ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами: движение, мимика, интонация, жесты, поза; литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.                                                                             

     Существует  разные классификации   театрализованных игр детей. Театрализованные игры, по мнению Л.С. Фурминой принимают две формы: когда действующими лицами являются предметы, и когда дети  сами исполняют взятую на себя роль. 

     Исходя  из этого, в театрализованные  игры делятся на предметные игры (различные  виды кукольного театра), и непредметные игры (игры-драматизации).

     По  классификации С.И. Мерзляковой к  театрализованным играм относятся:

     -    игры в кукольный театр (настольный театр, театр на руке, верхов);

     -    игры-драматизации (инсценирования потешек, песен, сказок);

     -    игры-спектакли (драматический спектакль, спектакль, пантомима).

     Л.В. Артемова предлагает классификацию, в  которой все театрализованные игры разделены на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

     Режиссерские  игры – это самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, т.е организует деятельность как «сценарист и режиссер» и управляет «артистами». Самостоятельность в придумывании сюжета  является особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е. Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх -  интонация и мимика, а пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

     По  мнению И.Г. Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника

     Л.В. Артемова предлагает классификацию  режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе).  В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста. Режиссерские игры могут быть индивидуальные: распределение ролей происходит между игрушками, этот вид режиссерских игр является более ранним, для него не требуется высокий уровень игрового общения. Затем происходит переход к  групповым режиссерским играм, где каждый ребенок ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и  сюжетных действий.

     Игра-драматизация  предполагает произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием (Карабанова О.А.) 

     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса  средств вербальной и невербальной выразительности. По мнению А.Н. Леонтьева, «развитая игра-драматизация – это уже своеобразная «предэстетическая» деятельность». По его мнению, данный   вид    театрализованной деятельности является одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно эстетической деятельности, с характерными для неё мотивами воздействия на других людей.

     Многие  исследователи (Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская и др.) отмечают своеобразие игр-драматизаций, которое заключается в заранее  определённом автором сюжете литературного  произведения.

     От  текста драматизируемого произведения зависят: состав участников; слова, которые они произносят; последовательность происходящих событий; потребность в создании декораций; атрибутов; музыкального оформления. Игра-драматизация строго регламентирована репликами авторского текста.  Отличие игр-драматизаций от других видов игр определяется необходимостью уяснить ход событий, образы и поведение героев сказки или рассказа и представить персонажи именно в таком виде,

     в каком они даны в произведениях  со всеми характеризующими их особенностями.

     Мотив игры-драматизации лежит в самом  процессе, а не в результате.                          Видами драматизации являются:

     - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

     - ролевые диалоги на основе  текста;

     - инсценировки произведений;

     - постановки спектаклей по одному  или нескольким произведениям; 

     - игры-импровизации с разыгрыванием  сюжета (или нескольких сюжетов)  без предварительной подготовки.

     Л.В. Артемова выделяет несколько видов  игр-драматизаций.

     - игры-драматизации с пальчиками.

     - игры-драматизации с куклами бибабо.

     - импровизация.

     Работы  по  развитию театрализованной деятельности  делится на  три этапа    (О.А. Солнцева): 

     1. Углубление художественного восприятия  литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации.

     2.Развитие  умений передавать образы с  помощью средств невербальной, интонационной  и языковой выразительности. Основным  методом выступают образно-игровые этюды.

     3.Творчество  ребенка в речевой, игровой  и других видах художественной  деятельности в процессе освоения  игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер»,  в совместной деятельности воспитателей  и детей.  
 

     Организация театрализованной деятельности строится с учетом следующих принципов: (О.А. Акулова):

     - принцип специфичности данной  деятельности, объединяющей игровой  (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;

     - принцип комплексности,  взаимосвязь  театрализованной игры с разными  видами искусства и разными  видами художественной деятельности  ребенка;

     - принцип импровизационности, театрализованная  игра рассматривается как творческая  деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания;

Информация о работе Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью