Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить потенциал театрализованной игры в процессе социализации детей с умеренной умственной отсталостью

Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогический потенциал театрализованной игры в образовательном процессе

2. Проанализировать сущность понятия «социализация», раскрыть возможности театрализованной игры в процессе социализации детей

3.Изучить психолого-педагогические особенности детей с умеренной умственной отсталостью

4.Определить особенности использования театрализованной игры в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

5.Определить методику изучения особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью

Оглавление

Введение. ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использования

театрализованной игры в образовательном процессе

с детьми с умеренной умственной отсталостью.

1.1 Театрализованная игра в образовательном процессе……………………...5

1.2 Театрализованная игра как средство социализации детей……………...12

1.3.Психолого-педагогические особенности развития детей

с умеренной умственной отсталостью…………………………………………19

1.4. Особенности театрализованной деятельности детей

с умеренной умственной отсталостью ……………………………………….24

Выводы…………………………………………………………………………..29

Глава 2 Изучение особенностей развития детей

с умеренной умственной отсталостью

1.. Цель и методика констатирующего эксперимента……………………30
Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

       Поведенческая составляющая - это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Человек не всегда ведет себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается, в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями

          Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

           Театрализованная игра является  сильнейшим средством социализации  ребенка, включающее в себя  социальные процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников.

           Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры,  формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.

         Театрализованная игра  как ведущий вид деятельности для детей с интеллектуальной недостаточностью оказывает влияние на становление   личности, в процессе которой моделируются различные ситуации общения          Театрализованная игра  является способом усвоения личностью социальных ролей. Как деятельность театрализованная игра способствует формированию социальных отношений. Активное вовлечение ребенка в систему отношений с участниками игр требует своевременного формирования социальных качеств: входить в объединение играющих, действовать сообща, принимать мнение других, проявлять внимание друг к другу, устанавливать контакты с детьми, находить свое место среди играющих, что является важной основой формирования социальной ориентации  детей. 

 Потребность  в общении со сверстниками  развивается, прежде всего, на  основе совместной деятельности  детей в игре. Поэтому театрализованная игра как социально-культурное явление реализуется в общении.  Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. В ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Именной в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным ситуациям. Вступая в общение, ребенок познает свой внутренний мир и отношения людей. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

         Расширение круга общения в  театрализованных игр приводит  к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны  сверстников и взрослых. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик - физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Ребенок в процессе театрализованных игр сдерживает свое поведение в силу его социальной неприемлемости при взаимодействии со сверстниками.

Самооценка  детей появляется в игровых ситуациях, требующих от ребенка оценить  себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку  взрослым. 

       Следовательно, театрализованная игра является средством социализации детей, в процессе которой   создают благоприятные условия для развития общения, формирование самосознания, чувства партнерства.  

         

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.3.Психолого-педагогические  особенности развития  детей с умеренной  умственной отсталостью.

       Под умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческих сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

       Согласно  классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

       Умеренная умственная отсталость – это средняя степень психического недоразвития. Главным образом, она характеризуется несформированными познавательными процессами. Интеллектуальный коэффициент у учащихся с умеренной умственной отсталостью находится в пределах 35-49.

       Характерным для учащихся с умеренной умственной отсталостью является нарушение мелкой моторики. Расстройства мелкой моторики возникают не вследствие мышечной слабости или недостаточности мышечных ощущений, обусловленных парезами за счет очагового поражения мозга. Школьники с умеренной умственной отсталостью обнаруживают крайнюю неумелость, моторика мало дифференцирована, их пальцы вялы, не удерживают мелких предметов, они не могут осуществлять соотносящих, сопоставительных движений. Недостаточность ручных умений и навыков у учащихся  влияет на формирование   навыков социальной адаптации.

       Несформированность  и отставание двигательной сферы  тесно связано с нарушениями  функций всех психических процессов. Сенсорная сфера у детей с  умеренной умственной отсталостью  нарушена. Узость объёма и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром.

       Для детей с умеренной умственной отсталостью характерно поверхностное  восприятие. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Из-за отсутствия анализа, синтеза, сравнения, применения адекватных способов действия деятельность приобретает беспорядочный и неосмысленный характер, что затрудняет социализацию детей.

       Внимание  детей с умеренной умственной отсталостью неустойчиво, дети легко  отвлекаются. Не могут длительно  сосредоточиться на чем-либо. Нарушение  внимания проявляется в трудностях при достижении цели, влияет на развитие познавательной деятельности, препятствует социальной адаптации детей.

          Мышление учащихся с умеренной  умственной отсталостью конкретное, непоследовательное. Основной чертой  учащихся с умеренной умственной  отсталостью является неспособность  к самостоятельному абстрактному (понятийному) мышлению. Основным недостатком мышления детей с умеренной умственной отсталостью является слабость обобщений, они с трудом усваивают правила и общие понятия. У них нарушена аналитико-синтетическая деятельность. Нарушения мышления создает трудности в  становлении личности ребенка, его самосознания,  препятствует развитию общения, формированию различных видов деятельности, расширению социальных связей.

       Память  у детей с умеренной умственной отсталостью как механическая, так  и логическая находится на низком уровне. Объём памяти небольшой. Произвольное запоминание нарушено. Дети испытывают значительные трудности при запоминании вербального материала. Несколько успешнее запоминают наглядный материал - наглядные картинки, изображающие хорошо знакомые объекты или реальные часто употребляемые предметы.

       Неумение  пользоваться приемами запоминания  и припоминания приводит учащихся с  умеренной умственной отсталостью  к ошибкам при воспроизведении. Особенности памяти детей с умеренной  умственной отсталостью  затрудняют организацию деятельности, усвоение определенных норм, правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование социальных навыков.

       Степень недоразвития речи соответствует степени  общего психического недоразвития. У  некоторых учащихся с умеренной умственной отсталостью с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у детей, страдающих гидроцефалией. У других детей, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые неговорящие дети. Самостоятельная речь учащихся с умеренной умственной отсталостью проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). Речь у детей с умеренной умственной отсталостью не выполняет присущую ей функцию регулирования деятельности, так как речь и практическое действие в процессе театрализованной деятельности не зависят друг от друга, и не составляют единого целого.  Дети с умеренной умственной отсталостью ограниченно понимают собеседника, плохо улавливают и распознают интонации, жесты, мимику. Для социальной адаптации необходим определенный уровень сформированности диалогической речи.

       Диалог  обычно не возникает по инициативе детей, инициатором становится взрослый. У детей с умеренной умственной отсталостью наблюдается недоразвитие общения со взрослыми и сверстниками. Они не могут организовать совместную деятельность, в том числе и парную театрализованную игру. Дети с умеренной умственной отсталостью не выделяют сверстника в качестве партера в межличностном взаимодействии. Сниженная мотивация общения отражается на способности принимать помощь другого человека.

       Трудности речевого общения  препятствует развитию различных видов деятельности, самосознания, что препятствует социализации детей с умеренной умственной отсталостью. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

       Особенностью  эмоциональной сферы детей с  умеренной умственной отсталостью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций. Для детей характерна слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Дети умеренной умственной отсталостью долгое время не понимают эмоциональных состояний, не проявляют личного отношения к происходящему.  С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, прогнозирование последствий своих поступков.

       Дети  с умеренной умственной отсталостью  с трудом осмысливают наблюдаемое  в жизни, обладают малым запасом  нравственных представлений для анализа норм и правил поведения.

       Формирование  деятельности детей с умеренной  умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, которое  в первую очередь обуславливается  низким уровнем развития предметных, игровых действий детей. Игровые действия носят отражательный характер, действия не сопровождаются речью, они действуют, молча, с большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможны режиссерские игры.

       Дети  с умеренной умственной отсталостью  не проявляют инициативы и творчества.   Для деятельности характерно отсутствие   самостоятельности, оперирование штампами, основанными на подражании.

         Таким образом, особенности психического  развития предопределяют трудности  в процессе социализации детей,  следовательно, необходим поиск оптимальных путей и средств, одним из таких средств может стать театрализованная игра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Особенности театрализованной  деятельности   детей с     умеренной умственной  отсталостью.

       Основной  целью  работы с детьми с умеренной умственной отсталостью является максимально возможная их социализация (Л.М.Шипицына)

       Игра  является ведущим  видом деятельности детей  с умеренной умственной, в ходе ее реализации происходит усвоения личностью социальных ролей.  Поскольку  театрализованная   игра один из видов игровой деятельности, можно предположить, что она   станет эффективным средством социализации детей с умеренной умственной отсталостью, так как  в процессе театрализованных игр происходит развитие общения, деятельности и самосознания. 

       Вследствие  своеобразия психического развития детей с умеренной умственной отсталостью  (узость, фрагментарность  и неточность восприятия, плохая пространственная ориентировка, слабая концентрация и  переключаемость внимания, слабость аналитико-синтетической деятельности, недоразвитие речи, недоразвитие моторики) театрализованная  игра имеет ряд  особенностей.  В работе с детьми с умеренной умственной отсталостью используются все виды театрализованных игр, но овладении ими имеет определенную специфику.

Информация о работе Изучение особенностей развития детей с умеренной умственной отсталостью