Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа
Целью настоящей работы является описание нетрадиционных приемов обучения детей рисованию животных.
В соответствии с целью исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных;
2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных;
Введение
1.Методика обучения дошкольников рисованию животных
1.1 Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах
1.2 Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных
2.Организация занятий дошкольников по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник
2.1 Особенности планирования занятий по обучению рисованию животных в дошкольном учреждении
2.2 Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Лошадь
Попробуем нарисовать лошадь. Сначала нужно расчертить листок, как показано на схеме № 1, затем по схеме № 2 вычертить все изгибы туловища лошади, ноги, уши, хвост. В схеме № 3 уже законченный рисунок лошади.
Можно нарисовать идущую лошадь.
Можно нарисовать бегущую лошадь.
Собака
Прежде чем рисовать собаку, подумаем, как расположить рисунок: вертикально или горизонтально. Наклонной линией нужно сначала наметить наклон туловища собаки. Затем тремя овалами обозначить еѐ тело. Верхний овал — это голова, нижний овал — само туловище и средний (поперечный) овал — верхняя часть еѐ лап. Далее нужно наметить другие части тела собаки — сами лапы и хвост. Уши рисуют треугольниками. Нижнюю часть лап закругляют.
Кошка
Кошка рисуется так же, как и собака, — тремя овалами. Уши у неѐ тоже треугольные, но, в отличие от собачьих, расположены дальше одно от другого.
Котѐнокa можно нарисовать такого забавного котѐнка, играющего с клубочками.
А можно такого, из мультфильма.
Программные задачи.
Продолжать учить детей работать над композицией сюжетного рисунка – изображать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях; изображать предметы овальной формы, более сложные по строению; закрашивать предметы, используя штрихи разного характера: пятнышки, черточки, полоски, точки; использовать наклонные боковые мазки для изображения деталей: плавников, хвоста, листьев у водорослей; формировать умение выполнять совместную работу.
Материал.
На 6–8 человек прямоугольная коробка со сторонами 30×20 см(передняя и задняя) и 15×20 см (боковые); листы голубой бумаги такого же размера: четыре больших (30×20 см) и четыре или два маленьких (15×20 см); краски гуашь, мягкие кисточки. У воспитателя лист бумаги с нарисованными тремя овальными телами рыбок (контуры) для показа приемов изображения. Игровые персонажи: мишка, Петрушка.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме.
Появляются мишка и Петрушка, которые несут прямоугольные коробки (аквариумы).
Воспитатель. Здравствуйте, мишка и Петрушка! Что это вы несете?
Мишка. Мы купили аквариумы для рыбок. А где взять рыбок, не знаем. А нам так хочется, чтобы в наших аквариумах жили разноцветные рыбки!
Воспитатель. Дети, можем мы помочь мишке и Петрушке? А как?
После ответов детей подтверждает, что рыбок можно нарисовать на голубых листах бумаги, а потом наклеить эти листы на стенки аквариумов.
Петрушка. Мы очень хотим, чтобы в наших аквариумах все рыбки были разные. Одни полосатые, другие в пятнышках, точках. А дети умеют так раскрашивать рыбок?
Воспитатель. Я сейчас раскрашу рыбок так, как вы хотите, а дети посмотрят и тоже раскрасят рыбок по-разному.
Помещает на мольберт лист бумаги, на котором нарисованы три рыбки без плавников и хвоста. Головы у них повернуты в разные стороны.
Поясняет: «Тут нарисованы тела рыбок. Сейчас я пририсую рыбкам плавники и хвостики. Длинный плавник на спине я буду рисовать наклонными мазками (примакивание) вплотную друг к другу. Получился длинный зубчатый плавник. Внизу плавники короткие, поэтому приложу кисточку всего два раза. Хвостик тоже можно нарисовать наклонными мазками».
Можно вызвать желающего ребенка к мольберту для вторичного показа приемов изображения плавников.
Далее следует спросить у детей, как закрасить первую рыбку: полосками или пятнышками. Закрасить трех рыбок разными по характеру штрихами: полосками, пятнышками, короткими черточками.
Обратиться к мишке и Петрушке: «Вы хотите, чтобы такие рыбки были в ваших аквариумах? Рыбки не только по-разному раскрашены, но и плывут в разные стороны. Вот эти влево, а эта вправо.
Сейчас вам дети нарисуют разных рыбок. На больших листах бумаги можно нарисовать 3–4 рыбки, а на маленьких – 1–2. Рыбок надо разместить по всему листу бумаги, чтобы им не было тесно».
Воспитатель спрашивает детей, с чего они начнут рисовать (сначала рисуют тело рыбок). В процессе рисования побуждает их использовать краски разного цвета, раскрашивать тело рыбок по-разному: «У тебя уже есть полосатая рыбка, а это какая будет?» Советует размещать рыбок подальше друг от друга, «чтобы им не было тесно». Детям, раньше других окончившим рисовать рыбок, предлагает нарисовать длинные водоросли. Подсказывает, что листочки на них можно изобразить тоже наклонными мазками, внизу нарисовать желтый песок и камешки.
В конце занятия воспитатель ставит на стол, за которым сидят 6–8 детей, картонный аквариум и прикрепляет рисунки к его внешним и внутренним стенкам скрепками. Подчеркивает, что такой аквариум, в котором плавает много рыбок, сделать можно только всем вместе.
Воспитатель зовет мишку и Петрушку и спрашивает, понравились ли им рыбки, которые стали плавать в их аквариумах.
Мишка и Петрушка благодарят детей, рассматривают каждый аквариум, оценивают изображения рыбок (окраску, плавники и др.).
Программные задачи.
Продолжать учить детей создавать изображения предметов, состоящих из круглых и овальных частей; передавать в сюжетном рисунке взаимосвязь между персонажами через их расположение относительно друг друга (цыпленок идет за утенком, цыпленок и утенок стоят друг перед другом); располагать персонажи внизу листа бумаги (на узкой полосе травы); закрепить приемы рисования округлых фигур и закрашивания их по форме.
Материал.
У воспитателя фланелеграф и фигурки утенка и цыпленка. Утенок подклеен с обратной стороны фланелью, а цыпленок нарисован с двух сторон (чтобы он держался на фланелеграфе, крылья наклеены из фланели); лист голубой бумаги с нарисованными овалом и кругом (тело цыпленка и тело утенка). У детей листы голубой бумаги величиной примерно 16×24см, краски гуашь, мягкие кисточки и коричневые карандаши для рисования клюва и ног цыпленка.
Рис. 5
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям, что накануне они рассматривали интересные рисунки про утенка и цыпленка, которые нарисовал в своей книжке художник Сутеев.
Говорит: «Помните, дети, какой утенок был самостоятельный? Он сам решал, куда идти, что делать. А цыпленок все повторял за утенком. Сегодня к нам в гости пришли утенок и цыпленок. Вот они».
Показывает фигурки утенка и цыпленка, ставит перед детьми фланелеграф: «Утенок хочет, чтобы вы на фланелеграфе показали, как они шли, когда отправились на прогулку».
Вызывает ребенка и предлагает ему расположить персонажей на фланелеграфе. Подтверждает, что впереди идет утенок, а за ним цыпленок. Они идут в одну сторону. Говорит: «А теперь утенок хочет, чтобы вы показали, как они стояли, когда нашли червяка или когда поймали бабочку». Воспитатель вызывает ребенка (по желанию) и предлагает ему расположить персонажи напротив друг друга. Подчеркивает, что сейчас цыпленок и утенок стоят друг напротив друга.
Затем воспитатель спрашивает детей о форме тела и головы у утенка и цыпленка, а также чем еще отличаются друг от друга утенок и цыпленок (формой клюва и формой ног).
Помещает перед детьми лист бумаги с нарисованными овалом и кругом. Спрашивает, указывая на овал, чье это тело – утенка или цыпленка. Рисует овальную голову утенка, оранжевой краской рисует приемом примакивания клюв (можно раскрытый – два мазка) и широкие лапки. Затем дорисовывает круглую головку цыпленка. Клюв и ноги рисует коричневым карандашом, пояснив, что клюв у цыпленка маленький и острый, а ноги тонкие, поэтому их лучше нарисовать карандашом.
Воспитатель задает вопросы, кто нарисует цыпленка и утенка идущими друг за другом, а кто – как утенок и цыпленок встретились и стоят напротив друг друга. Напоминает, что начинать рисовать цыпленка или утенка надо не посередине листа бумаги, а сбоку, чтобы на нем поместились две фигуры. Внизу листа следует нарисовать травку.
В ходе занятия следует побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие сюжет. Можно напомнить об эпизодах из книги Сутеева «Цыпленок и утенок» и из мультфильмов в игре «Телевизор», спросить у нескольких детей, что будут делать их утята и цыплята.
Рис. 6
В конце занятия можно предложить тем детям, которые удачно расположили своих персонажей и внесли какие-то дополнения, рассказать, что они изобразили, что делают их герои. Ребенок выходит к столу воспитателя, показывает свой рисунок и рассказывает о нем.
Остальные рисунки помещают на стенд. Воспитатель специально «ошибается», называя утенка цыпленком и наоборот, чтобы дети «доказывали», что он ошибся, то есть называли признаки, отличающие персонажей (форма тела, головы, клюва, ног).
Программные задачи.
Развивать у детей воображение и фантазию; учить соотносить данные формы овала, круга с частями знакомых предметов (туловище, голова знакомых игрушечных зверей и птиц) и посредством дорисовки дополнительных частей (лапки, хвостики, уши) получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка карандашами не выходя за контур, в одном направлении, неотрывными движениями «туда-обратно».
Материал.
У воспитателя игровой персонаж Петрушка (игрушка для кукольного театра), мел. Для детей в конверте листы бумаги величиной с открытку с нарисованными овалами и кругами в разном положении; коробки цветных карандашей.
Ход занятия.
Занятие проводится в игровой форме. На столе у воспитателя, опустив голову, сидит Петрушка, а перед ним лежит конверт.
Воспитатель. О чем ты задумался, Петрушка?
Петрушка. Я получил письмо, а в конверте увидел карточки, на которых нарисованы овалы и кружки и написано, что это загадки. Если дорисовать к овалам и кружкам какие-то части, то узнаешь загадку. Я думал, думал, но так ничего и не понял. Пришел к вам. Может, мне помогут дети? Ведь интересно разгадать эти загадки.
Воспитатель. Петрушка, покажи мне карточку, а я попробую разгадать загадку (прикрепляет карточку к доске). Так, тут нарисован большой овал наклонно, а сверху маленький овал. Может быть, загадан какой-нибудь зверек? Я дорисую хвост, лапки и ушки и отгадаю, кто это. Это белка. (Дорисовывает части.)
Петрушка. А я думаю, что отгадка не белка, а птичка. Нарисуй мне на доске такие же овалы, а я дорисую хвостик, клюв и крылья.
Петрушка «рисует» дополнительные части.
Воспитатель. Дети, а может, тут другая отгадка?
Снова рисует два овала и приглашает из числа желающих ребенка для отгадывания загадки. Ребенок дорисовывает недостающие части (утенку, собачке и др.).
Рис. 8
Рис. 9
Воспитатель стирает рисунки с доски.
Воспитатель. Петрушка, давай раздадим детям загадки, пусть они их разгадают.
Воспитатель раздает детям листки бумаги. В процессе занятия спрашивает у нескольких детей, какая у них отгадка. Обращает их внимание на расположение овалов и кругов на бумаге. Если овалы расположены горизонтально, то зверек стоит или бежит, если наклонно, то он сидит, а птичка летит. Готовые «отгадки» предлагает закрасить цветными карандашами.
Если нужно, напоминает правила закрашивания.
В конце занятия дети выходят к столу со своими листками бумаги, рассказывают и показывают Петрушке «отгадки» – зверька или птичку. Петрушка хвалит детей, отмечает интересные отгадки. Складывает открытки в конверт, благодарит ребят за помощь, говорит, что покажет отгадки своим друзьям.
Воспитатель просит Петрушку принести вечером картинки-отгадки снова в группу, чтобы дети показали их своим мамам и папам и рассказали, как они отгадали загадки.
Информация о работе Изобразительная деятельность в средней группе