Изобразительная деятельность в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является описание нетрадиционных приемов обучения детей рисованию животных.
В соответствии с целью исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных;
2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных;

Оглавление

Введение
1.Методика обучения дошкольников рисованию животных
1.1 Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах
1.2 Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных
2.Организация занятий дошкольников по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник
2.1 Особенности планирования занятий по обучению рисованию животных в дошкольном учреждении
2.2 Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО ИЗО ЭЛЯ ЧЕРНОВИК.doc

— 4.77 Мб (Скачать)

Когда дети в основном научатся изображать простые предметы овальной формы, можно переходить к рисованию и лепке предметов, имеющих несколько частей, например, состоящих из овальных частей и прямых линий (цветок), из частей овальной и круглой формы (рыбы, птицы).
Рисование животных начинается с простых для изображения — с рыбок. Прежде чем предлагать рисовать рыб, полезно, чтобы дети овладели передачей формы тела, частей (плавники, хвост) в лепке. Нужно предоставить детям возможность лепить рыб, разных по величине и пропорциям: длинную и толстую, длинную и тонкую или толстую и короткую и т. д.

Лепка способствует лучшему усвоению представлений о форме и пропорциях животного, развитию кинестезических ощущений формы и величины. Когда дети перейдут к рисованию рыбок, они уже могут их изображать разными

Чтобы обеспечить возможность повторения изображения, создания его вариантов, следует предлагать на одном занятии несколько однородных предметов. В результате рисунки станут выразительнее, интереснее. Так, уже на первом занятии нужно посоветовать детям нарисовать, как в аквариуме плавают разные рыбки. Овальную форму тела рыбки детям передать относительно легко: способы ее рисования дети уже усвоили; трудность состоит в том, что нужно нарисовать рыбок, плавающих в разном направлении: дети должны представить себе, где будет находиться голова, где хвост; движения руки при изображении рыбы, плывущей вертикально, горизонтально, по диагонали, необходимо менять.

Занятие начинается беседой о том, какие рыбки красивые, разные (большие и маленькие) и плывут в разные стороны (вверх, вниз, слева направо и справа налево). Воспитатель может при этом показать, как игрушечная рыбка «плывет» в разных направлениях. Необходимо вспомнить с детьми, какой формы тело рыбки, предложить им показать рукой в воздухе, как нужно нарисовать его. После этого можно вызвать кого-нибудь из детей для показа у доски. Нужно уточнить, что тельце рыбки покрыто чешуйками и можно раскрасить только чешуйки; показать, как это сделать. Полезно сказать детям о том, что совсем не обязательно закрашивать всю рыбку одним цветом; хвостик и плавнички могут быть другого цвета. Рыбка также может быть полосатой, пятнистой и т. п. Разнообразное заполнение контура придает изображению особую выразительность.                                                                                    Важно, чтобы уже в этой группе дети поняли, что приемы заполнения формы цветом могут быть различными. При рисовании каждой новой рыбки движения руки ребенка будут становиться все более свободными, уверенными. Тем детям, которые начали рисовать очень крупно и поэтому на листе смогли поместить только одно изображение, нужно дать дополнительный листок, чтобы и они нарисовали несколько рыбок.

 

«Полосатые рыбки»

 

Анализируя работы детей в конце занятия, следует отметить, как много разных красивых рыбок нарисовано, обратить внимание на то, как по-разному раскрашены рыбки, предложить найти самых красивых. Воспитатель склеивает рисунки в одну общую полосу и помещает на несколько дней в групповой комнате или вестибюле, чтобы красивыми рисунками могли полюбоваться и дети, и родители.

Через некоторое время можно снова провести подобное занятие, предложив дополнительно нарисовать в аквариуме травку, камешки. Представления о форме тела рыбок нужно уточнить, но прием ее изображения показывать уже не надо. На данном занятии воспитатель обращает внимание на то, чтобы рыбок в разном положении рисовали все дети, и, если на прошлом занятии кому-то это не удалось (ребенок нарисовал рыбок всех плывущими в одном направлении), надо помочь таким детям, проделав с рукой ребенка в воздухе или на бумаге пальцем (без кисти и карандаша) нужные движения в разном направлении. Такое упражнение может сопровождаться объяснением, которое воспитатель давал на одном из первых занятий по изображению предметов овальной формы.

Освоив изображение простой по форме и частям рыбки, дети могут перейти к лепке и рисованию птиц, форма и строение которых более сложны: голова вычленяется из тела, есть ноги и крылышки; когда птица летит она расправляет крылья, а когда ходит по земле или сидит на веточке, складывает их. Эти знания, полученные в результате многократных наблюдений на прогулке, в живом уголке, при рассматривании книжных иллюстраций, помогут детям в создании изображения птиц в лепке и в рисунке.

Дети умеют уже лепить и рисовать предметы круглой и овальной формы. Теперь основное внимание нужно обратить на положение частей тела птички в пространстве и по отношению друг к другу. Тело птички, когда она спокойно сидит, расположено наклонно, под углом к. горизонтальной плоскости земли, головка вверху, а не впереди тела, как у рыбки, лапки чуть ближе к хвостику. У всех птиц тело к голове утолщается, а к хвосту сужается. Дети должны уметь передать правильное положение частей и их относительную величину (голова меньше туловища).

Ставя перед детьми задачу сначала вылепить птичку, а затем на другом занятии нарисовать ее, не следует рассчитывать только на те знания и представления, которые дети получили путем предварительных наблюдений. Необходимо уточнить эти представления, проведя обследование игрушечной птички или картинки, максимально активизируя детей при этом.
В цикл рисования и лепки птиц может входить и изображение плавающей уточки. Форма тела у нее такая же, как у других птиц; иной, чем у мелких птичек, хвостик: он совсем маленький и приподнят кверху; голова овальная и не так сливается с телом, видна шея.

«Пришла весна, прилетели птицы»


 

 

 

 

В средней группе детям доступна лепка некоторых четвероногих животных, у которых форма тела близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.
Лучше всего показать детям обобщенное (без лишних деталей) изображение животного в игрушке. Процессу изображения должно предшествовать обследование этой игрушки с включением движения рук по предмету, показ детьми способов лепки или рисования у доски, причем каждый из вызываемых детей лепит или рисует какую-то одну часть. Анализируя изображение, выполненное у доски, воспитатель имеет возможность отметить, что получилось удачно, а что не совсем и почему.
Начиная со второй половины, когда мы считаем необходимым подвести детей к более детальному изображению фигуры человеке. Трудность заключается в том, что фигура человека состоит из нескольких частей и надо правильно их расположить, а также передать относительную величину.
Четко продуманная последовательность заданий помогает детям научиться рисовать и лепить человека. Им предлагается передать образ Снегурочки или своей любимой куклы, или сказочного персонажа. В результате целого ряда занятий дети овладевают формой частей фигуры, их пропорциями, строением. Рисунки, аппликационные работы, лепка обогащаются разными персонажами.
Расскажем об одном из возможных циклов занятий.
На первых занятиях, чтобы облегчить детям решение задачи, нужно подобрать такой персонаж, фигуру которого можно изобразить с меньшим количеством частей, например вылепить куклу или маленькую девочку в длинной шубке, закрывающей ноги. Тогда ребенок лепит расширяющуюся книзу шубку, а затем присоединяет в верхней части туловища голову и руки. Получившееся изображение радует ребенка, вылепленная кукла оживает в его руках, он начинает с ней действовать.
Вместе с этим ребенок получил опыт самостоятельного изображения фигуры человека. Правда, пропорции фигуры решены здесь лишь в элементарном виде, так как ставилась задача передать соотношения по величине между головой, туловищем и руками и не нужно было устанавливать фигуру на ногах; ее постановка проста (широкая шубка) и прочна.
После того как вылеплена девочка (или кукла) в длинной шубке, можно предложить нарисовать какую-либо куклу: матрешку в длинном сарафане или Снегурочку в длинной шубке (в зависимости от того, какой образ более знаком и близок детям, какую игрушку или картинку удастся подобрать для показа, уточнения представлений детей об образе).
Например, воспитательница показывает детям Снегурочку в длинной шубке и говорит: «Мы с вами лепили девочку в длинной шубке, а сегодня .вы будете рисовать Снегурочку. У нее тоже такая длинная шубка, что ножки почти совсем закрыты. Посмотрите, какая у нее шубка: вверху поуже, а книзу пошире. Покажите в воздухе руками, какая у Снегурочки шубка».
Дети двумя руками, постепенно разводя ладони, показывают, как она книзу расширяется. Важно, чтобы, показывая боковые линии контура шубки, дети следили глазами за движениями рук: только тогда у них будет закрепляться зрительный образ движения.
Затем воспитательница предлагает «нарисовать» шубку пальчиками на листе бумаги. Дети повторяют на бумаге то же движение, которое только что проделали в воздухе. Не у всех сразу оно может получиться. Нужно побуждать детей повторить движение несколько раз, помочь им словами: «Вот какая шубка: вверху поуже, а книзу пошире, вот как мы ее «рисуем». 
После того как дети показывали в воздухе, «рисовали» пальчиками на бумаге, им нетрудно будет нарисовать Снегурочку кистью. Можно одного ребенка вызвать к доске и предложить показать, как он будет рисовать краской шубку Снегурочки (это самое трудное, так как голову — круглую форму — дети умеют рисовать, а владея способом рисования линий, нарисуют ц руки), но можно этого и не делать, а сразу после показа пальчиками на бумаге начинать рисовать. Надо рисовать Снегурочку с головы (следует показать жестом место ее расположения), тогда все изображение хорошо разместится на листе.
Когда дети нарисуют Снегурочку, предложите ее шубку украсить. В процессе рисования следует напоминать, как закрашивать шубку, чтобы она получилась ровная, красивая, но не надо спешить говорить все самим, пусть дети подумают, вспомнят..
Дети, как правило, повторяют освоенное изображение, когда им предоставляется возможность рисовать или лепить по замыслу, добавляют какие-то выразительные детали.
Следующая тема — рисование куклы в красивом платье. Рекомендуется предварительно принести в группу красивую куклу. Дети радостно встречают новую игрушку, играют с ней, устраивают ей комнату. После этого воспитатель предлагает нарисовать куклу.             
На занятии организуется обследование игрушки: уточняется форма платья (дети показывают руками в воздухе его очертания); впервые обращается внимание на то, что у куклы есть ноги; уточняется величина и расположение рук, головы.                                         
В заключение воспитательница подчеркивает, как красива кукла: у нее пышная красивая прическа, большие голубые глаза, нарядное платье. Такая эстетическая оценка предмета педагогом способствует развитию у детей эстетического восприятия, образных представлений, вызывает желание изобразить предмет как можно лучше, стремление передать его красоту. Этот рисунок дети выполняют цветными карандашами, что дает им возможность четче передать части изображаемого, элементарные пропорции, а благодаря твердости карандашей яснее ощутить формообразующие движения руки.
Нужно учить детей создавать крупное, отчетливое изображение (на это следует обратить внимание в начале занятия). Однако для рисования карандашами не нужно давать такой же большой лист, как для рисования красками; достаточно, если он будет 1я писчего листа. Удачному решению изобразительной задачи поможет хорошее техническое исполнение. Поэтому в ходе занятия нужно уточнить, как дети должны закрасить платье кукле, чтобы оно было красивым. Если дети сами не вспомнят, необходимо им напомнить, что не нужно выходить за линию, спешить, размахивать сильно рукой и нажимать на карандаш, иначе рука быстро устанет и будет плохо рисовать; неровно закрашенное платье куклы будет некрасивым. Отрабатывать технику рисунка нужно не отдельно, а в связи с решением изобразительной задачи.                                                                                                                              Спустя некоторое время можно снова вернуться к образу человека. В начале занятия воспитатель говорит детям: «Сегодня вы будете рисовать свою любимую куклу или человека из сказки. Это может быть Аленушка, мальчик с пальчик, солдатик, лыжник; кчэ кого хочет, кто кого любит. И девочка, и мальчик, и солдатик, и космонавт — это человек, а как рисовать человека, вы знаете».

Затем выясняется, что у всех кукол есть общее: голова, туловище, руки, ноги. Только одежда разная: у девочки — платье, у мальчика — штанишки с рубашечкой. Воспитатель обращает внимание на все части тела, их положение и простейшие пропорции: откуда начинаются руки, какой они длины, сколько места занимает платье, кофточка, штанишки и ноги. На этом занятии можно предъявить более высокие требования к изображению, помочь каждому ребенку понять, что не получилось на предыдущем занятии, на что теперь надо обратить внимание.

Изображение человека дети могут создавать и в аппликации. По программе в третьем квартале детей нужно научить вырезать круглые формы из квадратов и прямоугольников. Когда дети немного освоят этот навык, они смогут вырезать и круглую голову. А резать по косой (платьице, шубка) они уже научились. Отрезав полоски бумаги нужной длины, дети смогут сделать руки (рукава платьица или шубки) и ноги.


«Моя любимая кукла»
«Девочка,  гуляет» (аппликация)
 

У каждого ребенка должны быть приготовлены квадрат розового цвета и прямоугольник для платья или шубки (лучше каждому разного цвета) и прямоугольник такого же цвета, из которого дети вырезают рукава, небольшой кусочек темного цвета для вырезывания глаз.
Учитывая, что способы вырезывания всех частей детям знакомы по ранее создаваемым изображениям, целесообразно не показывать их детям, а лишь напомнить, спросив, как нужно вырезать голову, из какого кусочка бумаги. Затем также спросить про вырезывание платья, рукавов платья (сама воспитательница объясняет только в том случае, если дети не ответят).
Нужно следить, чтобы при вырезывании головы из квадрата дети не срезали много бумаги, а закругляли только одни уголки, иначе головка получится слишком маленькой и все изображение будет выглядеть некрасивым, непропорциональным. Поэтому необходимо сказать детям, что нужно слегка поворачивать бумагу в руке, срезать только самый уголок, и каждый отдельно, так, чтобы он сразу отпал. Если это не подчеркнуть, дети режут не останавливаясь; получается бумажная спираль, а круг становится все меньше и меньше (и в дальнейшем надо на каждом занятии, на котором дети осваивают этот прием, подчеркивать, что срезать надо так, чтобы уголок отпал). Тем, кто с первого раза не усвоил этот прием, можно на отдельном листочке показать еще раз, можно вырезать самой вместе с рукой ребенка, чтобы он видел результат и рукой почувствовал, как его можно достигнуть. Вырезывание округлых форм из прямоугольных — один из самых трудных приемов на первом этапе освоения вырезывания, он же является одним из основных, овладев которым дети получают возможность вырезать круг для самых разнообразных изображений .

Для вырезывания и наклеивания девочки или куклы не следует давать больших листов бумаги. Они должны быть такими, чтобы вырезанные из них части хорошо поместились на половине писчего (или половине большого альбомного) листа; слишком крупное изображение будет выглядеть грубым, аляповатым. Нужно привлечь внимание детей к расположению изображения на листе бумаги. Педагог не должен спешить с соответствующими указаниями, а ставить перед детьми вопрос, учить их думать. «Как нужно положить листочек,— спрашивает воспитательница детей,— чтобы куколка хорошо уместилась и красиво смотрелась?»

Ребенку из-за отсутствия опыта и знаний в области изобразительной деятельности трудно представить, как будет выглядеть изображение на листе. Чтобы помочь ему, возьмите лист бумаги и поставьте его сзади за игрушкой сначала по горизонтали, затем по вертикали: «Так или так надо положить листок? Как получится красивее?»

Постепенно дети начнут понимать, при каком положении листа изображение выглядит более красиво, выразительно. В процессе занятия следите, чтобы дети не забыли о композиционной задаче и не перевернули лист. Напоминать об этом следует на каждом занятии. Лишь при этом условии дети впоследствии смогут хорошо располагать изображения самостоятельно.
На занятиях изобразительной деятельностью нужно воспитывать самостоятельность детей при подготовке материалов и уборке их по окончании работы. Обычно материал для занятия каждому ребенку раскладывают дежурные вместе с воспитателем, а остальные дети в это время играют или занимаются своими делами; если же чего-то не хватает к началу занятия, претензии предъявляются к дежурным. Более целесообразным следует считать такой порядок, при котором дежурные вместе с воспитателем готовят все необходимое на отдельном столе. Например, для рисования ставят подставки с красками, приготовленные воспитателем, банки для воды (а воспитатель наливает в них воду); приготавливают кисти, подставки для них, выкладывают салфетки для осушения кисти. Затем каждый ребенок по предложению воспитателя берет и ставит на свое рабочее место все необходимое. Если же дети сидят за шестиместными столами, то каждый готовит для себя кисточку, салфетку, а краски и банки с водой дети приносят по очереди или одни приносят, а другие убирают после занятия. По окончании работы каждый ребенок убирает свое рабочее место, унося все на тот общий стол, с которого брал. Такой порядок приучает детей к самостоятельности, к продумыванию всего, что нужно будет на занятии, к умению убрать за собой.
В программе по изобразительной деятельности для средней группы предусмотрены занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией. В течение года на декоративное рисование может быть выделено около 8—10 занятий, учитывая, что остальные 30 занятий будут отведены на освоение предметного и сюжетного рисования, а также на создание рисунков по замыслу детей; из 20 занятий по аппликации для декоративной аппликации может быть выделено 5—6 занятий.
При создании декоративных изображений в рисовании и аппликации есть общие задачи: обучение расположению узора на бумаге той или иной формы, распределению элементов узора на данной форме. Поэтому занятия декоративным рисованием и декоративной аппликацией должны быть взаимосвязаны.
В декоративной аппликации элементы узора дети получают в готовом виде и частично создают сами. Например, сложив пополам прямоугольник и разрезав по сгибу, получают два квадрата, разрезав квадрат по диагонали,— два треугольника, разрезав круг пополам,— два полукруга. Эти элементы можно разложить, а потом, если получилось некрасиво, поменять местами, подвигать, заменить, взять другого цвета, словом, поискать наиболее интересное решение, соответствующее поставленной задаче и удовлетворяющее ребенка. Поэтому составлением узора в аппликации дети овладевают быстрее.

Информация о работе Изобразительная деятельность в средней группе