Изобразительная деятельность в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является описание нетрадиционных приемов обучения детей рисованию животных.
В соответствии с целью исследования мы решили следующие задачи:
1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных;
2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных;

Оглавление

Введение
1.Методика обучения дошкольников рисованию животных
1.1 Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах
1.2 Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных
2.Организация занятий дошкольников по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник
2.1 Особенности планирования занятий по обучению рисованию животных в дошкольном учреждении
2.2 Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техник
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК ПО ИЗО ЭЛЯ ЧЕРНОВИК.doc

— 4.77 Мб (Скачать)

Лев важно прогуливался по манежу. И не хромал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

План-занятие по предметному рисованию "Кошка" в средней группе

Программные задачи:

  1. Познакомить детей с новым жанром изобразительного искусства – анималистическим (рисование животных).
  2. Учить добиваться в рисунке определенного сходства с реальным объектом, передавать индивидуальные признаки кошки.
  3. Упражнять в выразительной передаче образа через характерную позу животного, динамику движения.
  4. Словарная работа: объяснить значение слова - анималист

 

Материал: альбомы, кисточки (художественная + клеевая) по количеству детей, стаканчики с водой, салфетки, конверты с трафаретом для выкладывания  кошки (разделены по частям: лапы, хвост, туловище, уши)

 

План занятия:

1. Воспитатель знакомит детей с новым жанром искусства – анималистическим.

2. Загадывает загадку:            У порога плачет,

Коготки прячет.

Тихо в комнату войдет,

Погладишь, песенку споет.

 

3. Предлагает детям при помощи трафарета выложить объект рисования.

4. Работа детей (выкладывание силуэта кошки).

5. Предлагает детям подумать, как передать движение животного. Что может делать кошка?  (поменять расположение деталей трафарета).

6. Обвести трафарет простым карандашом, создавая образ на бумаге.

7. Работа с красками. Клеевой кистью передавать фактуру шерсти.

8. Выставка художников-анималистов (анализ детских работ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя группа


   К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется, дифференцируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические чувства и отношения. Повышается способность детей откликаться на красоту окружающего их мира, на содержание песен, сказок, стихотворений, иллюстраций. Они пытаются передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, аппликации. Эти качества и способности необходимо развивать в средней группе и на этой основе усложнять задачи изобразительной деятельности.                                                                                                                Для более выразительной передачи в рисунках, лепке, аппликации предметов и явлений окружающего мира необходимо закреплять и совершенствовать умение изображать предметы различной формы (освоенной в предыдущей группе), как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, учить передавать расположение частей, окраску предметов, некоторые характерные детали. Дальнейшее обучение идет в направлении различения круга и овала, квадрата и прямоугольников разных пропорций: длинных и коротких, узких и широких. В рисунке, аппликации дети осваивают треугольную форму предметов.                                                                      Нужно научить детей передавать различие предметов по величине и по положению — вертикальному и горизонтальному, рисовать прямые линии и дуги в разных направлениях. Это требует дифференциации формообразующих движений, их уточнения: рисуется не просто округлая форма, а предмет круглой или овальной формы.                                                                      Например, дети получают задание нарисовать или вылепить шарики и яички. Это им не сразу удается: круглые предметы они изображают удлиненными, а овальные круглыми.                                                                                                  Особенно трудна передача точной формы в рисунке, где ничего нельзя переделать, исправить, как это можно в лепке и аппликации (отклеить неудавшуюся часть, вырезать ее заново). Поэтому лучше, вначале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Усвоению нового для детей движения при рисовании овала поможет пояснение педагога, сопровождающее вначале процесс обследования предмета (огурца), а затем его изображения. Обводя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «Кругленько, длинненько, опять закругление и снова длинная сторона». Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.                                                                                    При такой последовательности обучения движения будут отрабатываться сознательно. Целесообразно, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений предмета новой для них формы (особенно это необходимо в рисовании, где формообразующее движение осваивается с большим трудом, чем в лепке).                                                                                    Дети скорее поймут особенности новой для них формы и отличие ее от ранее усвоенной, если сначала показать, а потом предложить изобразить предмет овальной формы в сравнении с каким-либо предметом круглой формы.                                                                                                                                                                        Приведем в качестве примера занятие лепкой.                                          Воспитательница показывает огурец, свеклу и говорит детям: «Мы сегодня будем лепить эти овощи. Кто скажет, какие это овощи?» Дети отвечают: «Свекла и огурец».                                                                                                  Воспитательница продолжает: «Посмотрите, чем они отличаются друг от друга».                                                                                                                                                                        Дети: «Свекла круглая, а огурец продолговатый. У свеклы есть хвостик, а у огурца нет».

Убедившись, что дети уловили и отметили различие предметов по форме (форма одного из них им знакома), педагог переключает внимание на огурец — предмет новой для детей формы. «А как можно сказать про огурец, какой он формы?»

Лена: «Длинненький». «И кругленький»,— добавляет Олег.
Воспитательница уточняет: «Да, длинненький и закругляющийся с обеих сторон. Такая форма называется овальной»,— и предлагает всем детям пальчиком в воздухе как бы обвести огурец. Все дети воспроизводят в воздухе овальную форму.

Далее воспитательница говорит: «Подумайте, как нужно лепить свеклу и огурец».
Катя: «Свеклу катать, как шарик».

Воспитательница предлагает показать в воздухе движение ладошками. Затем сама показывает, как оттянуть хвостик.

«А как лепить огурец?» — спрашивает педагог.

Таня: «Сначала скатаю шарик, а потом покатаю как колбаску».
Несмотря на то что предмет овальной формы дети лепят впервые, они, используя прошлый опыт, находят нужные приемы. Показа всем детям не требуется, он нужен лишь тем, кто не владеет достаточно свободно движениями рук, не может привлечь свой прошлый опыт.
В заключение воспитательница еще раз повторяет название формы огурца — овальная.
На занятии рисованием детям предложили изобразить надувные воздушные шары круглой и удлиненной формы.

Показывая эти шары в начале занятия, воспитательница обращает внимание на то, что они разные по цвету и по форме, предлагает показать рукой в воздухе круглый шар, затем удлиненный (овальный), спрашивает, как называется такая форма. Дети отвечают: «Как огурчик», «Как палочка».
Воспитательница напоминает: «Овальная. С обеих сторон закругленная и немного удлиненная—такая форма называется овальной». Воспитательница предлагает Ане повторить; как называется эта форма. Затем вызывает к доске Катю, чтобы она показала, как рисовать воздушную «колбаску».
По окончании занятия дети рассматривают рисунки. Воспитательница уточняет название формы воздушных шаров, спрашивая детей.
На вопрос, чем отличается воздушный круглый шар от овального, дети отвечают: «У овального с обеих сторон закруглено, а сам он длинный».
Затем воспитательница предлагает детям назвать предметы круглой формы. Дети называют: «Яблоки, черешня, вишня, арбуз, виноград, сливы, мандарины, лимоны». Очевидно, у некоторых детей нет еще достаточно четких представлений, и они называют не только круглые, но и овальные предметы, близкие по форме к круглым.

Когда воспитательница просит назвать предметы овальной формы, дети вначале молчат, затем перечисляют: «Огурец, колбаска, рыбка».
Ответы свидетельствуют о том, что опыт детей ограничен, предметов овальной формы они знают мало, не научились еще их выделять в окружающих вещах. Последующая работа в этом направлении, расширение круга предметов, которые они будут изображать, помогут детям точнее определять форму, дифференцировать предметы по данному признаку.
Когда дети получили представление о том, что наряду с круглыми есть предметы овальные, выяснили, чем они отличаются и как их надо изображать, можно подобрать для передачи в рисунке, лепке, а потом и в аппликации предметы овальной формы уже без сопоставления с круглыми.
На следующем занятии рекомендуется предложить детям нарисовать яички — простые и золотые, привлекая образы сказки «Курочка-ряба». При этом пусть дети сначала нарисуют много простых яичек, а потом самое лучшее, которое получилось более точным по форме (овальное), самое красивое покрасят желтой краской — сделают золотым.

Так дети подводятся к оценке результата своей работы, учатся видеть красоту изображенного предмета в удачно переданной форме.
Постепенно от занятия к занятию формообразующие движения, направленные на передачу предметов круглой и овальной формы, все более совершенствуются, делаются свободнее и увереннее, становятся точнее. Это позволяет детям изображать разнообразные предметы данной формы (и части их) в разном пространственном положении.
Наряду с обучением изображению предметов более сложной формы совершенствуются технические навыки и умения, которые способствуют более свободному решению изобразительных задач в разных видах деятельности.
Продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью, формируется навык различно держать инструменты: широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс; рисование точек и мелких деталей может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть держат палочкой вверх, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.

Положение карандаша в руке тоже не остается неизменным: при рисовании вертикальных линий рука с карандашом должна двигаться сбоку линии, а при рисовании горизонтальных — внизу линий, чтобы обеспечить зрительный контроль за движением на всем протяжении линии. При рисовании этих линий краской способ движения руки будет другим, так как ворс у кисти мягкий, и надо вести кисть по ворсу, поднимая палочку кисти и держа ее над рисунком, иначе линии получаются неровными, лохматыми.
Эти навыки входят в умение рисовать прямые линии и различные прямолинейные фигуры. Их закрепление должно продолжаться и в старшей группе.
Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора. Закрепление этих навыков продолжается и в старшей, и в подготовительной группах детского сада, как в процессе закрашивания, в декоративном рисовании, так и при повторении элементов изображения.
Важно учить детей закрашиванию предметов, закрепляя навыки, полученные во второй младшей группе, и вводя новые требования: закрашивать без просветов, не выходить за линии контура.

Умение изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета усложняется в связи с задачей изображения предметов прямолинейной формы (прямоугольных, квадратных, треугольных), а также округлых форм разного характера (круг, овал). Движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению: чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).
Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их, видели, что у них общее и что различное.
Первым занятием, на котором дети встретятся со всеми этими формами, может быть передача в аппликации постройки из настольного строителя. Дети получают в готовом виде вырезанные из бумаги прямоугольники и квадраты (треугольники дети могут сделать сами, разрезав прямоугольник на два квадрата, а затем разрезав квадрат с угла на угол, по диагонали).
Самостоятельное преобразование фигуры и получение из одной путем ее разрезания совершенно другой имеет важное значение для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка. Оно позволит ребенку в дальнейшем быстрее определять ферму предметов и их частей и точнее передавать ее в изображении. Этот момент важен и для развития математических представлений детей, их конструктивных способностей.
Занятие строится таким образом: дети рассматривают готовую постройку, называют ее части, их расположение в пространстве и по отношению друг к другу; затем воспитатель предлагает найти (среди готовых, а недостающие нарезать) детали (элементы), по форме соответствующие частям постройки, назвать их и разложить на своем листе так, как потом будут их наклеивать.
По окончании наклеивания выполненные работы выставляются на доске, рассматриваются, сравниваются с постройкой; одновременно уточняется название формы частей, подчеркивается, что красота постройки — в точности формы, в правильной композиции на листе.

Занятия по вырезыванию частей прямолинейной формы, наклеиванию конструкции из них могут быть повторены в течение года, но постройки нужно взять более сложные. Детали, которые дети при этом используют, должны быть такими же, как на предыдущих занятиях: прямоугольники, квадраты, треугольники, но в большом количестве и разных размеров.
На одном из занятий можно предложить вырезать и наклеить постройку, какую каждый захочет, и украсить ее. Детям дается бумага разных цветов, нарезанная крупными прямоугольниками.

Части постройки и украшения к ней дети вырезают сами, затем самостоятельно наклеивают части аппликации. Если дети овладели навыками вырезывания в соответствии с «Программой», работы получаются разнообразными, красивыми. Тем детям, которые не успели завершить украшение, можно разрешить закончить аппликацию в свободное время. Такие работы на некоторое время могут служить украшением группы, вестибюля.
Эти занятия следует проводить не одно за другим, а с интервалом не менее месяца: повторяющаяся тема занятий может создать ощущение однообразия; к тому же детям необходимо приобрести некоторый опыт вырезывания, чтобы изображения построек становились богаче, разнообразнее, интереснее.
При подготовке к занятиям необходимо особое внимание обратить на подбор бумаги для частей постройки. Нужно, чтобы цвета хорошо сочетались друг с другом, чтобы наклеенные детьми изображения выглядели красиво, иначе эстетическая ценность занятий будет снижена: некрасивые по цвету работы не вызовут эмоционального отклика детей. Важно, чтобы занятия, где большее место занимает учебная задача (преобразование элементов, расположение их в пространстве), тоже носили эстетический характер и выполненные работы радовали детей четкостью форм, исполнения и красивым цветосочетанием.

Овладение передачей предмета прямолинейной формы лучше начинать с аппликации. В лепке, как правило, эти предметы не изображаются, так как конструктивные формы противоречат специфике пластичного материала.
На одном из первых занятий воспитатель предлагает такую тему: «Мама постирала белье и повесила сушить» (простыни, полотенца, платочки). Объясняя задание, педагог подчеркивает, что платочки квадратной формы (все стороны одинаковые) и рисовать их нужно одинаковыми, тогда они получатся красивыми; простыни большие и длинные, а полотенца узкие и длинные, но все прямоугольной формы.

Проводя занятие по рисованию, лепке, аппликации, и в средней группе следует больше активизировать детей, обращаясь к ним с вопросами о форме предметов, о способе их изображения, предлагать показать нужное для изображения движение руки с карандашом или кистью в рисовании, двумя руками при лепке и т. п., вызывать детей для показа способа изображения к доске.
Эти методические приемы дают возможность детям активно осваивать формообразующие движения, вспоминать и использовать усвоенные ранее способы изображения, осмысленно искать новые, а не ждать постоянно показа и помощи со стороны воспитателя.

Информация о работе Изобразительная деятельность в средней группе