Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 04:08, курсовая работа
1. Проанализировать педагогические взгляды и опыт работы В.П.Кащенко с педагогически запущенными детьми.
2. Охарактеризовать педагогические идеи и опытдеятельности Н.К. Крупской с педагогически запущенными детьми.
3. Выявить идеи В.П. Кащенко С.Т. Шацкого по работе с педагогически запущенными детьми.
Введение 3
1. Педагогические взгляды и опыт работы В.П. Кащенко с педагогически запущенными детьми 6
Концептуальные основы системы обучения и воспитания детей с проблемами развития 6
Методы и принципы педагогической коррекции 13
Практический опыт реализации идей В.П. Кащенко
2. Педагогические взгляды и опыт работы С.Т. Шацкого с педагогически запущенными детьми 19
Изучение педагогической запущенности С.Т. Шацким 19
Организация работы с педагогически запущенными детьми, предложенная С.Т. Штатского
3.Условия применения опыта В.П. Кащенко и С.Т. Шацкого в современных условиях
Ззаключение 31
Библиографический список 35
В.П. Кащенко и его сотрудниками был разработан медико-педагогический регламент (перечень правил, которые будут полезны молодому педагогу в процессе его совершенствования), куда входили перечень личностных и профессиональных качеств. Этот перечень правил остаётся актуальным и в наши дни. Педагог, работающий с детьми с проблемами в развитии, обязан соблюдать эти правила в воспитательном процессе (рис. 3.1.).
Рис. 3.1. Личностные и профессиональные качества педагога
В.П. Кащенко разработал модель воспитательной системы, включающей принципы гуманистической педагогики. В центре воспитательного воздействия стоит личность ученика, свободная, творческая, испытывающая на себе демократические партнёрские отношения, уважение к своим правам и свободам, приспособление, взаимоуважение между учеником и учителем, взаимную ответственность, эмоциональное благополучие.
Всё это было построено на принципе научной диагностики с привлечением современных коррекционных технологий. В частности В.П. Кащенко предложил новые формы и средства воспитательного воздействия, которые включали в процессе воспитания детей коррекцию эмоционального напряжения: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, природоведческие прогулки, экскурсии (кислородные, тематические), трудотерапия, хоровое пение, художественное творчество, специальный психолого-педагогический тренинг, различного рода терапии (аромо-, гидро-, аэро-, фито-, песочная терапия и др.). В современных воспитательных системах все эти виды и формы используются и сегодня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С начала 90-х годов XX века специальная коррекционная школа встала на путь обновления и реформирования. В новых социально-экономических условиях стало очевидным, что в рыночных отношениях советская модель специальной коррекционной школы сохраниться не сможет. На школу были возложены очень сложные задачи: первостепенными из них стали социальная защита детей, учёт растущего многообразия потребностей и запросов родителей, поиск резервных, адаптивных возможностей самой школы для её сохранения и дальнейшего развития в меняющейся системе государственного образования, разработка новых моделей коррекционно-воспитательных систем.
Неоднозначные социальные явления, переживаемые в настоящее время нашей страной, невольно побудили многих исследователей обратиться к историческому прошлому педагогической науки для решения актуальных вопросов образования. На современном этапе развития общества в условиях поиска новых образовательных парадигм, разработок инновационных педаготических систем стало важно использование исторического опыта и теоретико-педагогического наследия выдающихся мыслителей прошлого. Важно учитывать опыт тех учёных, которые работали на стыке педагогики, психологии, медицины. Поэтому творческое наследие В.П. Кащенко обрело в наши дни особую остроту и значимость.
Фундаментальные вопросы, разрабатываемые этим учёным, охватили аспекты социальных, юридических, экономических наук, предопределяя сложность и эффективность решения важнейших вопросов образования. Им было определено рабочее поле коррекционно-педагогической деятельности как составной части единого педагогического процесса; очерчен круг влияния и сфера воздействия коррекционио-развивающей среды на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями; раскрыто содержание, структура, направления комплексной помощи педагогичеки запущенному ребёнку; разработаны направления диагностики и этапы психолого-педагогического сопровождения ребёнка, программа социального развития. Значительный интерес представляет предложенная им, теоретически разработанная и практически апробированная воспитательная система «Школы-санатория для дефективных детей».
Фундаментом эффективности воспитательной системы В.П. Кащенко служила целенаправленная политика государства, общественных организаций по созданию условий для улучшения научного и практического потенциала специального образования. Существующие социально-экономические и историко-педагогические предпосылки существенно повлияли на формирование воспитательной системы В.П. Кащенко.
Рассмотренный генезис педагогических взглядов В.П. Кащенко даёт основание утверждать, что воспитательный процесс в его школе-санатории представляет собой авторскую воспитательную систему, воплотившую в себе наиболее ценные и перспективные идеи. Педагогические принципы и компоненты воспитательной системы В.П. Кащенко характеризуют целевой, содержательный, организационно-деятельностный, управленческий аспекты. Сущность воспитательной системы В.П. Кащенко определена целостностью протекающих в ней процессов, развитием самой школы и всех её субъектов. Формы, методы, средства воспитательной системы В.П. Кащенко соответствуют специфике коррекционно-образовательного учреждения. Педагогические идеи В.П. Кащенко успешно реализуются в модернизации воспитательной системы образовательных учреждений.
Н.К. Крупская высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов.
Своей общественно-
В результате исследования курсовой работы была достигнута цель: проанализировано педагогические взгляды, а также опыт работы с педагогически запущенными детьми В.П.Кащенко и Н.К.Крупской,описана история падагогической запущенности в России, определены пути, способы и методы работы с педагогически запущенными детьми.
В соответствии с предметом, объектом, и целью курсовой работы были решены поставленные задачи:
Проблема педагогически запущенных детей в конце XIX - первой трети XX века привлекала внимание многих учёных. В.П. Кащенко явился одним из тех, кто не только внёс заметный вклад в разработку отдельных теоретических аспектов, но и смог предложить целостную, авторскую воспитательную систему. Созданная им модель лечебно-воспитательного заведения свидетельствует о том, что отечественная специальная педагогика могла успешно решать как практические, так и научно-теоретические задачи воспитания детей уже в начале XX века.
Воспитательная система В.П.Кащенко, включая в себя содержательный, организационный, деятельностный компоненты, является целостной, перспективной и позволяет не только осветить состояние отечественной специальной науки, но и глубже подойти к решению задач реформирования специального образования. Выполненное исследование может представлять собой вклад в разработку лишь некоторых аспектов творческой деятельности В.П.Кащенко, глубокое изучение которого ещё впереди. Открываются перспективы целостного осмысления многих проблем. В частности, обстоятельного изучения проблемы управления развитием коррекционно-воспитательного процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения или учреждения интегрированного вида, методов изучения коррекционно-воспитательной среды в отечественной и зарубежной специальной педагогике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992. – с.94.
2Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. - М., 2005. - с. 41.
3Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992. – с.158.
Информация о работе История педагогически запущенных учащихся