История педагогически запущенных учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 04:08, курсовая работа

Краткое описание

1. Проанализировать педагогические взгляды и опыт работы В.П.Кащенко с педагогически запущенными детьми.
2. Охарактеризовать педагогические идеи и опытдеятельности Н.К. Крупской с педагогически запущенными детьми.
3. Выявить идеи В.П. Кащенко С.Т. Шацкого по работе с педагогически запущенными детьми.

Оглавление

Введение 3
1. Педагогические взгляды и опыт работы В.П. Кащенко с педагогически запущенными детьми 6
Концептуальные основы системы обучения и воспитания детей с проблемами развития 6
Методы и принципы педагогической коррекции 13
Практический опыт реализации идей В.П. Кащенко
2. Педагогические взгляды и опыт работы С.Т. Шацкого с педагогически запущенными детьми 19
Изучение педагогической запущенности С.Т. Шацким 19
Организация работы с педагогически запущенными детьми, предложенная С.Т. Штатского
3.Условия применения опыта В.П. Кащенко и С.Т. Шацкого в современных условиях
Ззаключение 31
Библиографический список 35

Файлы: 1 файл

доработка курсовой работы - копия - копия 2.docx

— 101.60 Кб (Скачать)

В.П. Кащенко и его сотрудниками был разработан медико-педагогический регламент (перечень правил, которые будут полезны молодому педагогу в процессе его совершенствования), куда входили перечень личностных и профессиональных качеств. Этот перечень правил остаётся актуальным и в наши дни. Педагог, работающий с детьми с проблемами в развитии, обязан соблюдать эти правила в воспитательном процессе (рис. 3.1.).

 

 

 

 

 

 




 


 

 

 

 

Рис. 3.1. Личностные и профессиональные качества педагога

 

В.П. Кащенко разработал модель воспитательной системы, включающей принципы гуманистической педагогики. В центре воспитательного воздействия стоит личность ученика, свободная, творческая, испытывающая на себе демократические партнёрские отношения, уважение к своим правам и свободам, приспособление, взаимоуважение между учеником и учителем, взаимную ответственность, эмоциональное благополучие.

Всё это было построено на принципе научной диагностики с привлечением современных коррекционных технологий. В частности В.П. Кащенко предложил новые формы и средства воспитательного воздействия, которые включали в процессе воспитания детей коррекцию эмоционального напряжения: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, природоведческие прогулки, экскурсии (кислородные, тематические), трудотерапия, хоровое пение, художественное творчество, специальный психолого-педагогический тренинг, различного рода терапии (аромо-, гидро-, аэро-, фито-, песочная терапия и др.). В современных воспитательных системах все эти виды и формы используются и сегодня.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С начала 90-х годов XX века специальная коррекционная школа встала на путь обновления и реформирования. В новых социально-экономических условиях стало очевидным, что в рыночных отношениях советская модель специальной коррекционной школы сохраниться не сможет. На школу были возложены очень сложные задачи: первостепенными из них стали социальная защита детей, учёт растущего многообразия потребностей и запросов родителей, поиск резервных, адаптивных возможностей самой школы для её сохранения и дальнейшего развития в меняющейся системе государственного образования, разработка новых моделей коррекционно-воспитательных систем.

Неоднозначные социальные явления, переживаемые в настоящее время нашей страной, невольно побудили многих исследователей обратиться к историческому прошлому педагогической науки для решения актуальных вопросов образования. На современном этапе развития общества в условиях поиска новых образовательных парадигм, разработок инновационных педаготических систем стало важно использование исторического опыта и теоретико-педагогического наследия выдающихся мыслителей прошлого. Важно учитывать опыт тех учёных, которые работали на стыке педагогики, психологии, медицины. Поэтому творческое наследие В.П. Кащенко обрело в наши дни особую остроту и значимость.

Фундаментальные вопросы, разрабатываемые этим учёным, охватили аспекты социальных, юридических, экономических наук, предопределяя сложность и эффективность решения важнейших вопросов образования. Им было определено рабочее поле коррекционно-педагогической деятельности как составной части единого педагогического процесса; очерчен круг влияния и сфера воздействия коррекционио-развивающей среды на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями; раскрыто содержание, структура, направления комплексной помощи педагогичеки запущенному ребёнку; разработаны направления диагностики и этапы психолого-педагогического сопровождения ребёнка, программа социального развития. Значительный интерес представляет предложенная им, теоретически разработанная и практически апробированная воспитательная система «Школы-санатория для дефективных детей».

Фундаментом эффективности воспитательной системы В.П. Кащенко служила целенаправленная политика государства, общественных организаций по созданию условий для улучшения научного и практического потенциала специального образования. Существующие  социально-экономические и историко-педагогические предпосылки существенно повлияли на формирование воспитательной системы В.П. Кащенко.

Рассмотренный генезис педагогических взглядов В.П. Кащенко даёт основание утверждать, что воспитательный процесс в его школе-санатории представляет собой авторскую воспитательную систему, воплотившую в себе наиболее ценные и перспективные идеи. Педагогические принципы и компоненты воспитательной системы В.П. Кащенко характеризуют целевой, содержательный, организационно-деятельностный, управленческий аспекты. Сущность воспитательной системы В.П. Кащенко определена целостностью протекающих в ней процессов, развитием самой школы и всех её субъектов. Формы, методы, средства воспитательной системы В.П. Кащенко соответствуют специфике коррекционно-образовательного учреждения. Педагогические идеи В.П. Кащенко успешно реализуются в модернизации воспитательной системы образовательных учреждений.

Н.К. Крупская высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов.

 Своей общественно-политической  и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам  воспитания Н. К. Крупская сыграла  выдающуюся роль в развитии  советской школы и педагогической  науки. Она была одним из организаторов  советской системы народного  образования и культурного строительства  в нашей стране.

В результате исследования курсовой работы была достигнута цель: проанализировано педагогические взгляды, а также опыт работы с педагогически запущенными детьми В.П.Кащенко и Н.К.Крупской,описана история падагогической запущенности в России, определены пути,  способы и методы работы с педагогически запущенными детьми.

В соответствии с предметом, объектом, и целью курсовой работы были решены поставленные задачи:

    1. Дано определение понятию педагогическая запущенность и рассмотрена история возникновения педагогической запущенности.
    2. Проанализированы педагогические взгляды и опыт работы В.П.Кащенко с педагогически запущенными детьми.
    3. Прелдтавлены педагогические взгляды Н.К. Крупской.
    4. Определили условия применения их опыта в современных условиях.

Проблема педагогически запущенных детей в конце XIX - первой трети XX века привлекала внимание многих учёных. В.П. Кащенко явился одним из тех, кто не только внёс заметный вклад в разработку отдельных теоретических аспектов, но и смог предложить целостную, авторскую воспитательную систему. Созданная им модель лечебно-воспитательного заведения свидетельствует о том, что отечественная специальная педагогика могла успешно решать как практические, так и научно-теоретические задачи воспитания детей уже в начале XX века.

Воспитательная система В.П.Кащенко, включая в себя содержательный, организационный, деятельностный компоненты, является целостной, перспективной и позволяет не только осветить состояние отечественной специальной науки, но и глубже подойти к решению задач реформирования специального образования. Выполненное исследование может представлять собой вклад в разработку лишь некоторых аспектов творческой деятельности В.П.Кащенко, глубокое изучение которого ещё впереди. Открываются перспективы целостного осмысления многих проблем. В частности, обстоятельного изучения проблемы управления развитием коррекционно-воспитательного процесса в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения или учреждения интегрированного вида, методов изучения коррекционно-воспитательной среды в отечественной и зарубежной специальной педагогике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М.: ООО «Издательство АСТ_ЛТД», 1997.
  2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986.
  3. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов / Под ред. А.С.Белкина. – М, 1991.
  4. Воспитание сознательной дисциплинированности, как средство предупреждения и преодоления педагогической запущенности / Под ред. А.С.Новоселова – М, 1991.
  5. Дисциплина и предупреждение педагогической запущенности школьника / под ред. А.Г.Холодюк. – Кишинев, 1991.
  6. Зюбин Л.М. Учебно – воспитательная работа с трудными учащимися – М., 1982.
  7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
  8. Кащенко В.П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. - М., 1910. -12 с.
  9. Кащенко В.П. Дефективные дети и школа.- М., 1912. -278 с.
  10. Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Охрана душевного здоровья детей: Пособие для родителей и педагогов. - М., 1919. - 122 с. (Переиздано в 2005 г.)
  11. Кащенко В.П. Общество, школа и дефективные дети // Дефективные дети и школа: Сб. статей.- М., 1912. – 25с.
  12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992. – 224 с.
  13. Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание - обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. - М., 1913. - 54 с. (Переиздано в 2005 г.)
  14. Кащенко В. П., Мурашёв Г. В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и отсталые, их изучение и воспитание. - М., 1929. - 125 с.
  15. Колонтаевская Е. А. Выявление и коррекция педагогической запущенности школьников в образовательных учреждениях // Социальная педагогика / социальная работа. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socpedagogika.narod.ru
  16. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под.ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 1999. -160 с.
  17. Наумова Г.В. Педагогические взгляды и подходы В.П. Кащенкок исключительным детям // Педагогические науки. - 2006. - № 4. - С. 50-53.
  18. Невский И.В., Овчарова Р.В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей. – Курган, 1985.
  19. Лиманкин О.В. К 150-летию П.П. Кащенко, к 100-летиюСиворицкой больницы (Санкт-Петербургской психиатрической больницы им. П.П.Кащенко) // Социальная и клиническая психиатрия. – 2009. - № 2. - С. 101-106
  20. Лукина А.К. Работа с педагогически запущенными детьми: Методические рекомендации. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2003 (экспресс издание).
  21. Малинина С.М. Вклад В.П. Кащенко в развитие воспитательной системы «исключительных» детей //Культура & общество. - 2006. - С. 55.
  22. Мардахаев Л.В. Проблемы современной педагогики. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/57301309.pdf
  23. Михайлова Е.Н. Основы окррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. – Томск, 2000.
  24. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М, 1999.
  25. Педагогические сочинения. Том 2: Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова.Подгот. текста и примеч. П. И. Куликова]. – М.: Изд-во АПН, 1958.
  26. Педагогические сочинения. Том 3: Обучение и воспитание в школе [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова.Подгот. текста и примеч. Э. М. Цимхес]. – М.: Изд-во АПН, 1959.
  27. Педагогические сочинения. Том 4: Трудовое воспитание и политехническое образование [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова.Подгот. текста и примеч. Ф. С. Озерской]. – М.: Изд-во АПН, 1959.
  28. Педагогические сочинения. Том 5: Детское коммунистическое движение; Пионерская и комсомольская работа; Внешкольная работа с детьми [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева.Подгот. текста и примеч. Я. Н. Надеждина]. – М.: Изд-во АПН, 1959.
  29. Педагогические сочинения. Том 6: Дошкольное воспитание; Вопросы семейного воспитания и быта [Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева.Подгот. текста и примеч. Н. И. Стриевской]. – М.: Изд-во АПН, 1959.
  30. Принципы ранней диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей // Деевские чтения – 2006. Психодиагностика и коррекция в работе практического психолога. Материалы VI научно-практической конференции. -  Рязань,  2006.
  31. Формирование профессиональной идентичности студентов социономических специальностей в процессе обучения // Самоопределение личности. Новые подходы и технологии: Материалы II международной научно-практической конференции. – Курган, 2005.
  32. Психолого-педагогический словарь/ Автор сост. В.А.Мижериков. – Ростов на Дону, 1998. – с.320.
  33. Российская педагогическая энциклопедия. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

 

 

 

 

 

 

 

1Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992. – с.94.

 

2Кащенко В. П., Крюков С. Н. Воспитание — обучение трудных детей: Из опыта санатория-школы. - М., 2005. - с. 41.

 

3Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992. – с.158.

 

 

 


Информация о работе История педагогически запущенных учащихся