Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.

Оглавление

Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 107.65 Кб (Скачать)

Задаются следующие вопросы: 

  • Почему выбран этот ребенок(пара детей)?
  • Что нравится в нем?
  • Что не очень нравится?
  • Как ты думаешь, он любит играть? Какие игры он любит?
  • Ты хотел бы  с ним поиграть?
  • Что бы ты хотел узнать, спросить у этого ребенка?
  • Как ты будешь относиться к этому ребенку, если он придет к вам в гости?
  • Ты хотел бы подружиться с этим ребенком?

Результаты экспериментальной ситуации переводились в бальную ситуацию, баллы расставлялись по таким критериям:

1 балл – представления о детях  другой национальности и знание  способов налаживания дружеских  взаимоотношений с ними отсутствуют.

2 балла – ребенок имеет довольно  формализованные представления  о детях другой национальности; совместную игру рассматривает  как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

3 балла – представления о  детях другой национальности, а  так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей.

Результаты экспериментальной ситуации представлены в диаграмме:

 

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет».

Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»

В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:

    • Можно ли так поступать с ребенком, который приехал из другой страны?
    • Почему нельзя смеяться над этим ребенком?
    • Как надо себя вести в присутствии ребенка, который плохо понимает русский язык?
    • Как надо относиться к детям, которые приезжают к нам из других стран, к детям другой национальности (расы)?

 

Анализ материалов экспериментальных ситуаций.

• 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

• 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

• 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

Результаты экспериментальной ситуации представлены на диаграмме:

 

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история».

Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афроамериканская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-, а слева дети, которые с ней подружились (+).  В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей».

Далее задаются вопросы:

  • Могла ли эта история случиться в реальной жизни?
  • А в какой группе детей находился бы ты? Покажи свое место в этой ситуации. Почему бы ты был среди этих детей?
  • Как ты думаешь, почему одни дети стали обижать девочку-негритянку, а другие начали ее защищать и играть с ней, были не против того, чтобы с ней подружиться?
  • А что говорили те дети, которые обижали девочку-негритянку?
  • Как ты думаешь, каким образом другие дети защищали девочку, непохожую на других?

 

Анализ материалов экспериментальных ситуаций.

• 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

• 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.

• 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

 

    Результаты экспериментальной ситуации представлены в диаграмме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается, если:

– сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;

– создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;

– каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;

– отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

Толерантные отношения у школьников будут эффективны, если в процессе обучения будут применяться следующие занятия: «Сюжет, композиция сказки» (преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг»), «В стране сказок» (формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки), «Угадай-ка» (вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок), "Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" (выбор качеств толерантного человека), «Затеи наших друзей» (привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры), «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ» (помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим; дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»), «Народов дружная семья» (Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса), «Наш общий дом – Земля» (подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы).

Благодаря подобранным нами занятиям: дети познакомились с загадками разных народов как с малой формой фольклора; познакомились с особенностями культур разных народов и с национальными подвижными играми; у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к представителям других культур; дети разных национальностей сумели работать в группах; школьники осознают сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом основное в этом понятии в соответствии с принципами толерантности – «мирное сосуществование», что является проявлением этнической толерантности.

Дети приняли очень активное участие во всех занятиях.

После проведения опытно-экспериментальной работы, основанной на разработанной методике, была проведена диагностика учащихся класса, которая показала нам неплохие результаты нашей работы.

Мы считаем, что если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Гукаленко О.В. Антропологические проблемы и перспективы поликультурного образования // Славянская педагогическая культура. 2004. № 3. С. 25.
  2. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. М., Педагогическое общество России, 2005.
  3. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией Генеральной конференции ЮНЭСКО 16 ноября 1995 г.
  4. Джуринский А.Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. – №10. – 2007.
  5. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 10. – 2002.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
  7. Кучикова Г. Б. Роль семьи в поликультурном образовании младших школьников. - 2010. - №10 (89). - С. 53-55
  8. Мухина, В. С. Таинство детства : В 2 тт: Т. 1 Изд. 3-е. / Валерия Мухина. -3-е изд. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 504 с.
  9. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфон, В. Н. Галя-пина и др. М., 2004. 240 с.
  10. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 2005)» // Народное образование. - 2002. - № 1
  11. International Diktionnary of Education. L., 1977. P. 257

 

Интернет-ресурсы:

 http://www.rae.ru

 

 http://www.maam.ru

 

 


Информация о работе Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды