Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа
В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.
Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература
Задаются следующие вопросы:
Результаты экспериментальной ситуации переводились в бальную ситуацию, баллы расставлялись по таким критериям:
1 балл – представления о детях
другой национальности и
2 балла – ребенок имеет
3 балла – представления о детях другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей.
Результаты экспериментальной ситуации представлены в диаграмме:
Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет».
Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку о том, что в соседнем детском саду появился мальчик, который приехал из другой страны, он плохо говорит на русском языке, с ним никто не хочет играть, все дети над ним смеются, его обижают и не разговаривают с ним, поэтому мальчик очень грустит и не хочет ходить в детский сад. Далее задается вопрос: «Что можно посоветовать детям из группы, в которой находится этот мальчик?»
В случае затруднения, воспитатель задает ребенку следующие вопросы:
Анализ материалов экспериментальных ситуаций.
• 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.
• 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.
• 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.
Результаты экспериментальной ситуации представлены на диаграмме:
Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история».
Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.
Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афроамериканская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-, а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.
Предъявление задания: воспитатель рассказывает ребенку ситуацию: «Представь себе, что вчера ты гулял с мамой на детской площадке. Было много детей, все весело (в зависимости от сезона) катались с горки, играли в снежки и веселились. И вдруг на площадке появилась девочка, у которой были черные кудрявые волосы и темная кожа. Несколько детей решили с ней подружиться и стали играть, делились своими игрушками, а другие дети начали ее обижать, не хотели с ней разговаривать, смеялись над девочкой, потому, что она не была похожа на всех остальных детей».
Далее задаются вопросы:
Анализ материалов экспериментальных ситуаций.
• 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.
• 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.
• 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.
Результаты экспериментальной ситуации представлены в диаграмме:
Заключение
По нашему убеждению, в настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника, как фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальных норм, т.е. имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют, в конечном счете, одни и те же цели - упорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается, если:
– сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
– осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
– создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
– каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
– отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Толерантные отношения у школьников будут эффективны, если в процессе обучения будут применяться следующие занятия: «Сюжет, композиция сказки» (преодоление стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг»), «В стране сказок» (формировать морально-нравственное поведение через идею и мораль сказки), «Угадай-ка» (вычленить общность и самобытность разных народов по содержанию загадок), "Я в мире... Мир во мне... Понимание - путь к миру" (выбор качеств толерантного человека), «Затеи наших друзей» (привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры), «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ» (помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим; дать детям опыт личного проживания ситуации общения с «чужими» и «своими»), «Народов дружная семья» (Знакомство с народной культурой представителей национального контингента класса), «Наш общий дом – Земля» (подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы).
Благодаря подобранным нами занятиям: дети познакомились с загадками разных народов как с малой формой фольклора; познакомились с особенностями культур разных народов и с национальными подвижными играми; у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к представителям других культур; дети разных национальностей сумели работать в группах; школьники осознают сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом основное в этом понятии в соответствии с принципами толерантности – «мирное сосуществование», что является проявлением этнической толерантности.
Дети приняли очень активное участие во всех занятиях.
После проведения опытно-экспериментальной работы, основанной на разработанной методике, была проведена диагностика учащихся класса, которая показала нам неплохие результаты нашей работы.
Мы считаем, что если проводить работу по воспитанию этнической толерантности у детей младшего школьного возраста, то уровень этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне.
Литература:
Интернет-ресурсы:
http://www.rae.ru
http://www.maam.ru