Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.

Оглавление

Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 107.65 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение

  1. Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.

1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.

   1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.

2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.

2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.

2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир становится теснее и начинает претерпевать фундаментальные изменения в процессе развития. Одной из характерных черт современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимозависимости и взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Понимание многообразия мира предполагает наличие внутренней толерантной позиции человека. Общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе и в поликультурной среде, в духе гуманистических традиций и идей. Чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения и личностной идентификации в поликультурном обществе становятся причиной кровавых конфликтов и столкновений на национальной почве, происходящих в различных регионах в последнее время, проявлений вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами.  
     Как отмечает российский педагог и психолог Д.И. Фельдштейн, «...остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, в каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество» [9]. Все это приводит к изменениям в образовании, перед которым стоит сложная задача воспитания молодёжи в духе мира и уважения ко всем народам, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других этносов без потери своей самобытности.

Образование является транслятором культуры. Именно в культурном пространстве человек погружается в этнонациональную среду, а через нее приобщается к мировой общечеловеческой культуре.

В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически  каждый  педагог образовательного  учреждения  сталкивается  с  такой  проблемой,  как  социально-педагогическая  неоднородность  учащихся.  Это  естественно,  так  как  наше  общество  в  целом  является  неоднородным.  Школу  посещают  дети  разных  национальностей,  с  разными  особенностями  семейного  воспитания.  И первой ступени общеобразовательной школы, где развертывается интенсивный процесс формирования отношений детей младшего школьного возраста к действительности и нравственных качеств личности ребенка, отводится ведущая роль. Если в атмосфере совместной учебы, школьного общения дети научатся, замечая непохожесть своих одноклассников, не придавать ей большого значения, знать и чувствовать, что она не мешает их дружеским отношениям, то есть большая вероятность, что они пронесут подобную установку по жизни.

    В  Декларации прав ребенка сказано: «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей»[2].

Таким образом, проблема подготовки детей к жизни в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного школьного образования.

 

 

1.Теоретические основы

полиэтнической и поликультурной среды.

1.1. Полиэтническая и поликультурная среда

как педагогическая проблема.

 

Российская Федерация – многонациональное, мультикультурное  государство. Здесь проживают представители более 160 национальностей, которые относятся почти к 20 языковым группам, исповедуют различные религии, имеют собственную культуру.

Перед современной Россией остро стоит проблема поиска и нахождения путей мирного взаимодействия различных этнических и  социокультурных групп, создания в обществе атмосферы согласия, дружбы и взаимопонимания, равенства и справедливости, ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов. Отсюда вытекает одна из основных задач современного образования - воспитание личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, с развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

 Эта  проблема имеет давние и глубокие  традиции.

Ещё выдающиеся педагоги прошлого Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, В.И.Водовозов, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности.

Большой интерес представляет разработанная Я. А. Коменским в XVI в. программа «Пампедия». Основываясь на концепции общности людей, их потребностей и устремлений, автор рассматривает пампедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Пампедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.

Идеи  П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике ценны для понимания роли поликультурного воспитания в становлении личности. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с тем к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. П. Ф. Каптерев призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству, «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному».

Проблемам и перспективам поликультурного образования и воспитания посвящены работы отечественных педагогов (В. П. Борисенков, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, Г. М. Коджаспирова, З. А. Малькова, В. В. Макаев, Л. Л. Супрунова). В них высказывается мысль о том, что одной из важных проблем поликультурного образования является определение меры и степени готовности представителей доминирующей культуры осваивать культуру, традиции той среды, в которой они проживают.

В решении многих проблем важная роль принадлежит образованию. Именно школа может привить молодежи правильное представление о многокультурности общества и воспитать человека, способного успешно функционировать в разных культурах.

В исследовании Г.М. Коджаспировой поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и решает следующие задачи:

- адаптация  человека к ценностям многонациональных  культур;

- формирование  понимания равноценности культур  разных народов и наций;

- обучение  взаимодействию между людьми  с разными традициями;

- ориентация  на диалог культур» [6].

А. Н. Джуринский выделяет педагогические принципы, на которых базируется поликультурное воспитание: «воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству» [4].

По мнению Джуринского А. Н., три группы целей поликультурного воспитания можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». «В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем – о формировании общенациональных политических, экономических, духовных ценностей» [5].

Исследования А. Н. Джуринского показывают, что поликультурное воспитание имеет немало общих целей с интернациональным: понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса. Поликультурное воспитание ставит своей задачей налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Оно предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализм, расизму. В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального. Оно делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает освоение культурно-образовательных ценностей, ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве. Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей более важен, чем в интернациональном.

В настоящее время зародилась сравнительно молодая отрасль научного знания – поликультурная педагогика. Эта новая педагогическая отрасль является реакцией на острые проблемы в современном мире (межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия) и привлекает внимание не только специалистов, но и широкие слои общественности. Поликультурная педагогика исходит из того, что образование и воспитание должны включать множество типов, моделей и ценностных ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в английском «Международном словаре по образованию». «Поликультурное воспитание - это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более  культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку»[10].

 В  «Международной энциклопедии по  образованию» (1994г.) поликультурное воспитание определяется,  как «усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

         Исходя из такого понимания, О.В. Гукаленко отмечает, что «поликультурное воспитание — это сложноорганизованная система, в которой не просто суммарно представлено многообразие культур, а выдвигаются разнообразные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, половых, социальных и других различий, при этом они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга на принципах гуманизма» [1].

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой. 

        Поликультурное образовательное  пространство – это универсальная  среда социализации детей разных  национальностей, где происходит  усвоение индивидом культурных  основ не только своего народа, но и других. Поликультурная среда представляет собой межкультурное и межъязыковое пространство, в котором взаимодействуют представители различных языков и культур. 

Цель поликультурного образования – через национальную культуру к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов России.

Культура представляет собой сложный феномен, определяющий систему ценностных ориентаций как общества в целом, так и отдельной личности – носителя определенной культуры. Образование является важнейшей функцией культуры, так как обеспечивает ее сохранение, трансляцию и потенциальное развитие.

Вслед за Г. Б. Кучиковой под поликультурной личностью мы понимаем творческий, гуманистический, билингвальный, этнотолерантный субъект со сформированными культурообразовательными ценностями, обладающий культурной компетенцией, самоидентификацией, навыками интеркультурной коммуникации в ситуации культурной плюралистической среды, адаптации к иным культурным ценностям, способный создавать материальные и духовные богатства. Такого человека отличают такие личностные качества, как тактичность, отзывчивость, терпимость, открытость, доброжелательность, толерантность. Он осознает себя представителем одновременно нескольких культурных групп (этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной и др.), легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования[7].

Информация о работе Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды