Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа
В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.
Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература
С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: воспитание трудовых навыков и умений младших школьников в системе поликультурного образования.
В основе предложенной программы – информация о национально-культурной специфике нашего региона.
Главная задача программы - стимуляция интереса школьников к изучению исторического опыта разных народов, населяющих Мордовию.
Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия.
Были использованы те же задания, что и в констатирующем эксперименте. Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям.
Таким образом, уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников экспериментальной группы достаточно вырос: у 35% учеников уровень воспитанности соответствует высокому; у 65% учеников - среднему; учеников с низким уровнем развития нет. У младших школьников контрольной группы уровень знаний остался примерно прежним.
Наблюдения за учениками и проведенная диагностика (вводная и итоговая) показали, что проделанная работа дала положительные результаты:
- сформировались
основы трудового воспитания
младших школьников
- в процессе
эксперимента школьники
- у школьников выработались новые трудовые навыки и умения;
- активизировалась
поисковая деятельность в
- ученики стали толерантными;
- школьники стали бережнее относиться к окружающему миру.
Анализы результатов диагностики позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, на современном этапе проблема трудового воспитания младших школьников поликультурного региона является актуальной в Республике Мордовия, что позволяет педагогам МСОШ №11 творчески подходить к решению данной проблемы.
Во-вторых, анализ показателей педагогического процесса в МСОШ №11 позволяет сделать вывод, что работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона достаточно эффективна и дает положительные результаты.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что разработанная нами программа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона является эффективной, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
2.2 Конкретный опыт.
Исследования проводились на базе Нижнеспасского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы, при участии учеников 4 класса, обучающихся по программе «Планета знаний» и МБДОУ №5 общеобразовательного вида г. Рассказово, группа №3 общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Контингент 4 класс однороден, нам важно выяснить их отношение к детям другой национальности. Нами было проведено анкетирование. В процессе анкетирования мы выясним отношение детей к людям другой национальности. Анкетирование проводилось во внеклассной работе (классные часы), таблица 1.
Тема |
Цель |
«Затеи наших друзей» (игры разных народов) ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ |
Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры. |
«Народов дружная семья» |
Знакомство с народной представителей национального контингента класса |
«Наш общий дом – Земля» |
Подвести итоги всех проведенных занятий. Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы. |
Таблица 1 - Программа внеклассной работы
В анкетировании принимали участие 20 учеников 4 класса, проводилось оно анонимно. С помощью анкет мы хотели узнать их отношения к другой национальности, и что они знают о других культурах. В анкетирование входили такие вопросы:
1. Знаешь ли ты, что в России
живут люди различных
2. Какие национальности ты
3. Кто ты по национальности?
4. Есть ли в твоей семье
родственники другой
5. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой?
6. Что ты можешь о них
7. Хотел бы познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
8. Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности? Почему?
9. В какие игры ты бы поиграл
с детьми другой
Ответы детей были
• 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
• 2 балл – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарн; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
• 3 балла – представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
Результаты анкетирования показали, что большинство детей по уровню сформированности этнической толерантности относятся к высокому уровню, что говорит о положительном эмоциональном отношении к представителям других культур. Для более наглядного представления полученных результатов построили диаграмму:
После анкетирования были проведены внеклассные мероприятия. Первый классный час, который был проведен называется «Затеи наших друзей»(игры разных народов).
Цель: познакомить
детей с другими
Задача: познакомить детей с такими понятиями как: национальность, традиция, народ, обычай, фольклор.
Была проведена вводная беседа; основные понятия для обсуждения: нация, народ, культура, народная культура, фольклор.
Беседа построена следующим образом:
а) учитель выясняет понимание детьми вышеуказанных терминов;
б) обсуждение, выбор правильных вариантов ответов;
в) обсуждение значения понятий учителем;
г) рассмотрение выборов употребления конкретного термина;
д) подбор синонимов к данному термину.
В заключение всей беседы подводится итог.
3. Подготовка к проведению игр.
а) На классной доске записано стихотворение О. Высоцкой “Давайте играть!”
“Ребята подрастают на севере, на юге.
Поют они, играют и помнят друг о друге.
Украинцы и русские, давайте играть!
В Эстонии и Грузии, давайте играть!
Ребята на Кубани, на Днепре голубом,
Играйте вместе с нами, а мы вам споем!”
Учитель просит учащихся прочитать это стихотворение сначала про себя, а затем вместе с учителем вслух.
Далее учитель задает следующие вопросы:
- к кому обращено это стихотворение?
- в чем особенность в его форме и содержании?
- какое название может быть у этого стихотворения?
- какие игры разных народов вы знаете?
- хотели
бы вы узнать, в какие игры
играют люди разных
- сколько лет играм, в которые играли наши предки, бабушки и дедушки и которые сохранились до сих пор?
- кто мог придумать эти игры?
4. Итоговая беседа:
- Узнали ли вы сегодня что-то новое, необычное для себя? Что именно?
- Какие
рассмотренные нами сегодня
- Какие открытия вы сделали сегодня на этом занятии для себя? Что вас удивило?
В заключение этого занятия класс записал домашнее задание. Оно состояло в следующем: детям необходимо было опросить своих родителей и узнать, в какие игры они играли в детстве, записать их; посмотреть литературу и найти игры разных народов.
Также к следующему занятию дети должны постараться найти и прочитать сказки разных народов. Все собранные материалы требовалось принести на следующее занятие.
После того, как школьники усвоили понятия: «толерантность», «этнос», «нация», «народ», «культура», «народная культура», «традиция», «обычай», «фольклор» и «быть отличным от …» продолжалась работа по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».
Во время второго классного
часа под названием «народов
дружная семья», дети со своим
классным руководителем
После проводилось итоговое занятие «Наш общий дом – Земля»
Цель: подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.
Задачи:- организовать коллективную творческую работу;
-формировать у учащихся умение работать в группе;
- развивать интерес к серьезным жизненным проблемам современности.
Форма проведения: коллективная творческая работа.
1. Организационный момент
2. Беседа с учащимися:
- Каким
вы себе представляете
- Каково ваше отношение к людям другой национальности? Объясните свое мнение.
- Какими
людьми вы считаете себя по
отношению к людям других
- Зачем нам необходимо знакомиться с культурой других народов?
- Как
это может помочь во
- Что бы вы хотели пожелать друг другу, окружающим вас людям?
Дети серьезно отнеслись к поставленным вопросам и обсудили проблему этнической толерантности.
3. Выполнение творческого задания. Учитель по желанию детей разбивает весь класс на группы, затем дается задание для каждой творческой группы:
- придумайте и нарисуйте государство, страну, в которой бы люди разных национальностей жили в мире и согласии;
- придумайте
и запишите название этой
- нарисуйте флаг этой страны.
В ходе этого занятия учащиеся в группах работали дружно, согласованно. Работы получились разнообразные, интересные.
Дети придумали страны под названием «Анартс» и «Миролюбивы»
Свое отношение к мирному и счастливому существованию всех людей учащиеся описали в законах страны.
По
окончанию классных часов было
проведено повторное
По диаграмме можно увидеть, что улучшение после проведения внеклассных занятий присутствуют.
В старшей группе МБДОУ №5 общеобразовательного вида г. Рассказово занимаются 18 человек, среди которых 8 мальчиков и 10 девочек. В группе все дети русской национальности.
Воспитателями детского сада была проведены экспериментальные ситуации:
Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры».
Цель:выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности(расы)
Стимульный материал: изображения детей различных рас.
Предъявление задания: перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.