Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.

Оглавление

Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 107.65 Кб (Скачать)

С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: воспитание трудовых навыков и умений младших школьников в системе поликультурного образования.

В основе предложенной программы – информация о национально-культурной специфике нашего региона.

Главная задача программы - стимуляция интереса школьников к изучению исторического опыта разных народов, населяющих Мордовию.

Целью контрольного эксперимента нашего исследования было определение эффективности разработанной и реализованной на практике экспериментальной работы по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия.

Были использованы те же задания, что и в констатирующем эксперименте. Итоговый этап эксперимента наглядно продемонстрировал, что произошла положительная динамика по всем диагностируемым показателям.

Таким образом, уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников экспериментальной группы достаточно вырос: у 35% учеников уровень воспитанности соответствует высокому; у 65% учеников - среднему; учеников с низким уровнем развития нет. У младших школьников контрольной группы уровень знаний остался примерно прежним.

Наблюдения за учениками и проведенная диагностика (вводная и итоговая) показали, что проделанная работа дала положительные результаты:

- сформировались  основы трудового воспитания  младших школьников поликультурного  региона в Республике Мордовия.

- в процессе  эксперимента школьники знакомились  с более доходчивыми и убедительными  живыми образцами народного творчества, подлинными примерами труда;

- у школьников  выработались новые трудовые  навыки и умения;

- активизировалась  поисковая деятельность в сборе  информации о национальных педагогических  традициях.

- ученики  стали толерантными;

- школьники  стали бережнее относиться к  окружающему миру.

Анализы результатов диагностики позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, на современном этапе проблема трудового воспитания младших школьников поликультурного региона является актуальной в Республике Мордовия, что позволяет педагогам МСОШ №11 творчески подходить к решению данной проблемы.

Во-вторых, анализ показателей педагогического процесса в МСОШ №11 позволяет сделать вывод, что работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона достаточно эффективна и дает положительные результаты.

          Полученные данные позволяют сделать вывод, что разработанная нами программа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона является эффективной, что и подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

 

2.2 Конкретный опыт.

Исследования проводились на базе Нижнеспасского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы, при  участии учеников 4 класса, обучающихся по программе «Планета знаний» и МБДОУ №5 общеобразовательного вида г. Рассказово, группа №3 общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

 Контингент 4 класс однороден, нам важно выяснить  их отношение к детям другой национальности. Нами было проведено анкетирование. В процессе анкетирования мы выясним отношение детей к людям другой национальности. Анкетирование проводилось во внеклассной работе (классные часы), таблица 1.

  

Тема

Цель

«Затеи наших друзей»

(игры разных народов)

ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Привлечь внимание детей к другим нациям, особенностям их культуры.

«Народов дружная семья»

 Знакомство с народной культурой 

представителей национального контингента класса

«Наш общий дом – Земля»

Подвести итоги всех проведенных занятий. Увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.


 Таблица 1 - Программа внеклассной работы

 

В анкетировании принимали участие 20 учеников 4 класса, проводилось оно анонимно. С помощью анкет мы хотели узнать их отношения к другой национальности, и что они знают о других культурах. В анкетирование входили такие вопросы:

1. Знаешь ли ты, что в России  живут люди различных национальностей?

2. Какие национальности ты знаешь, которые живут в России?

3. Кто ты по национальности?

4. Есть ли в твоей семье  родственники другой национальности? Какой?

5. Есть ли среди твоих друзей  дети другой национальности? Какой?

6. Что ты можешь о них рассказать?

7. Хотел бы познакомиться с  детьми другой национальности? Почему?

8. Хотел бы ты поиграть с  детьми другой национальности? Почему?

9. В какие игры ты бы поиграл  с детьми другой национальности?

   Ответы детей были разнообразные, что может говорить о разном  мировосприятии детей. Ответы детей расценивались по баллам:

• 1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.

• 2 балл – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарн; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

• 3 балла – представления более полные, не достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

Результаты анкетирования показали, что большинство детей по уровню сформированности этнической толерантности относятся к высокому уровню, что говорит о положительном эмоциональном отношении к представителям других культур. Для более наглядного представления полученных результатов построили диаграмму:

          После  анкетирования были проведены  внеклассные мероприятия. Первый классный час, который был проведен называется «Затеи наших друзей»(игры разных народов).

        Цель: познакомить  детей с другими национальностями, рассказать про их особенность  и культуру.

       Задача: познакомить  детей с такими понятиями как: национальность, традиция, народ, обычай, фольклор.

          Была  проведена вводная беседа; основные  понятия для обсуждения: нация, народ, культура, народная культура, фольклор.

Беседа построена следующим образом:

а) учитель выясняет понимание детьми вышеуказанных терминов;

б) обсуждение, выбор правильных вариантов ответов;

в) обсуждение значения понятий учителем;

г) рассмотрение выборов употребления конкретного термина;

д) подбор синонимов к данному термину.

В заключение всей беседы подводится итог.

3. Подготовка  к проведению игр.

а) На классной доске записано стихотворение О. Высоцкой “Давайте играть!”

“Ребята подрастают на севере, на юге.

Поют они, играют и помнят друг о друге.

Украинцы и русские, давайте играть!

В Эстонии и Грузии, давайте играть!

Ребята на Кубани, на Днепре голубом,

Играйте вместе с нами, а мы вам споем!”

Учитель просит учащихся прочитать это стихотворение сначала про себя, а затем вместе с учителем вслух.

Далее учитель задает следующие вопросы:

- к кому  обращено это стихотворение?

- в чем  особенность в его форме и  содержании?

- какое  название может быть у этого  стихотворения?

- какие  игры разных народов вы знаете?

- хотели  бы вы узнать, в какие игры  играют люди разных национальностей?

- сколько  лет играм, в которые играли  наши предки, бабушки и дедушки и которые сохранились до сих пор?

- кто  мог придумать эти игры?

4. Итоговая  беседа:

- Узнали  ли вы сегодня что-то новое, необычное для себя? Что именно?

- Какие  рассмотренные нами сегодня понятия  были “близкими”, понятными, а какие - “далекими”?

- Какие  открытия вы сделали сегодня  на этом занятии для себя? Что  вас удивило?

В заключение этого занятия класс записал домашнее задание. Оно состояло в следующем: детям необходимо было опросить своих родителей и узнать, в какие игры они играли в детстве, записать их; посмотреть литературу и найти игры разных народов.

Также к следующему занятию дети должны постараться найти и прочитать сказки разных народов. Все собранные материалы требовалось принести на следующее занятие.

После того, как школьники усвоили понятия: «толерантность», «этнос», «нация», «народ», «культура», «народная культура», «традиция», «обычай», «фольклор» и «быть отличным от …» продолжалась работа по преодолению стереотипов и усвоению лозунга «не такой как я не значит враг».

   Во время второго классного  часа под названием «народов  дружная семья», дети со своим  классным руководителем определились  с девизом – «В нашей семье все друг другом любимы, поэтому мы непобедимы...».

После проводилось итоговое занятие «Наш общий дом – Земля»

Цель: подвести итоги всех проведенных занятий; увидеть отношение детей к проблеме этнической толерантности через выполнение коллективной творческой работы.

Задачи:- организовать коллективную творческую работу;

-формировать  у учащихся умение работать  в группе;

- развивать  интерес к серьезным жизненным  проблемам современности.

Форма проведения: коллективная творческая работа.

Ход занятия:

1. Организационный  момент

2. Беседа  с учащимися:

- Каким  вы себе представляете человека, который терпимо относится к  представителям другой национальности?

- Каково  ваше отношение к людям другой  национальности? Объясните свое  мнение.

- Какими  людьми вы считаете себя по  отношению к людям других национальностей?

- Зачем  нам необходимо знакомиться с  культурой других народов?

- Как  это может помочь во взаимоотношениях  с людьми других национальностей?

- Что  бы вы хотели пожелать друг  другу, окружающим вас людям?

Дети серьезно отнеслись к поставленным вопросам и обсудили проблему этнической толерантности.

3. Выполнение  творческого задания. Учитель по  желанию детей разбивает весь класс на группы, затем дается задание для каждой творческой группы:

- придумайте  и нарисуйте государство, страну, в которой бы люди разных национальностей жили в мире и согласии;

- придумайте  и запишите название этой страны, законы, девиз жителей этой страны;

- нарисуйте  флаг этой страны.

В ходе этого занятия учащиеся в группах работали дружно, согласованно. Работы получились разнообразные, интересные.

Дети придумали страны под названием «Анартс» и «Миролюбивы»

Свое отношение к мирному и счастливому существованию всех людей учащиеся описали в законах страны.

 По  окончанию классных часов было  проведено повторное анкетирование на выявление отношения к детям другой национальности и другим культурам. Результаты повторного анкетирование, по окончании проведения классных часов:

 

 

По диаграмме можно увидеть, что улучшение после проведения внеклассных занятий присутствуют.

 

        В старшей группе МБДОУ №5 общеобразовательного вида г. Рассказово занимаются 18 человек, среди которых 8 мальчиков и 10 девочек. В группе все дети русской национальности.

Воспитателями детского сада была проведены экспериментальные ситуации:

  • «Выбери друга для игры» 
  • «Нужен твой совет»
  • «Невыдуманная история»

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры».

Цель:выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности(расы)

Стимульный  материал: изображения детей различных рас.

Предъявление задания: перед ребенком располагаются изображения детей различных рас (в каждой паре мальчик и девочка) и предлагается выбрать того, с кем хотелось бы играть.

Информация о работе Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды