Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:33, курсовая работа
В современных условиях деятельность школы по формированию личности в поликультурной и полиэтнической среде должна возрастать и быть эффективной. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал. Ведь практически каждый педагог образовательного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность учащихся.
Введение
Теоретические основы поликультурной и полиэтнической среды.
1.1. Поликультурная и полиэтническая среда как педагогическая проблема.
1.2 Содержание деятельности учителя по формированию этнотолерантности у младших школьников.
2.Исследовательская деятельность учителя в условиях поликультурной и полиэтнической среды.
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
2.2. Из опыта работы учителя и воспитателя в поликультурной и полиэтнической среде.
Заключение
Литература
Однако многие авторы отождествляют понятия поликультурность и
полиэтничность, подразумевая под ними принцип культурного релятивизма,
который обеспечивает социальное равенство в сотрудничестве и общении
представителей различных наций.
Одним из направлений поликультурного образования является межэтническое взаимопонимание – это состояние и результат совместимости и взаимного познания образа жизни, ценностей, моделей поведения и специфики общения, позволяющие достичь согласования норм, требований и ожиданий участников. В целом взаимопонимание между представителями разных этносов зависит от индивидуальных и личностных особенностей, коммуникативной компетентности, социализации, образования, социального опыта. Особое значение принадлежит полиэтнической образовательной среде. Это часть образовательной среды учебного учреждения, представляющая собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. [8].
С этой целью в учебно-воспитательном и образовательном педагогических аспектах необходимо организовать целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на приобретение представителями этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку социально-психологических навыков налаживания и поддержания позитивных межэтнических контактов, на развитие поликультурной личности.
Полиэтническая образовательная среда должна, с одной стороны, содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - прививать ему понимание и уважение к другим культурам.
Таким образом, перед системой образования в России выдвигается архиважная задача - развитие «поликультурной личности», воспитание личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, с развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.
1.2.Содержание деятельности
по формированию этнотолерантности у младших
школьников
Современный человек, как своеобразный продукт системы образования,
должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру
своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие «поликультурной личности», в основе которой лежит этнотолерантность.
В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Исходя из определения самого понятия, «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
В 1995 году по инициативе ЮНЕСКО представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений»[3].
Формирование этнотолерантности — длительный и сложный процесс,
начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни.
Младший школьный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов, традиций и обычаев своего народа. В этом возрасте дети открыты для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и традиции. Как считают ученые, младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность [11].
В начальной школе проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цель деятельности учителя начальных классов при формировании толерантности у школьников – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Воспитание этнотолерантности у школьников базируется на следующих принципах:
Поликультурное воспитание детей младшего школьного возраста должно осуществляться в трех направлениях:
В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение с применением самых разнообразных средств:
Важно отметить, что определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности у младших школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.
Результаты образования детей в поликультурной среде могут быть сформулированы в следующих накоплениях:
Результаты обучения должны найти свое отражение, прежде всего, в поведении детей, в частности, в личном соблюдении ими основных принципов культуры межнационального общения:
Не надо запоминать сотни других правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
Итак, задача учителя начальной школы - помочь детям вырасти не только гармонически развитыми, знающими историю, культуру своего народа, но и уважающими традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности.
И хочется верить, что никогда не случится «самая страшная, из грозящих нам катастроф… антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» (Ю.А. Шрейдер).
2. Практическая часть
2.1. Российский опыт педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде.
В Республике Мордовия система образования принимает активное участие в подготовке младших школьников к жизнедеятельности в поликультурном обществе. Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании. Так, в кабинетах начальных классов школ республики создаётся предметно-развивающая среда, которая позволяет знакомить детей с элементами национальных культур. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством поликультурного воспитания.
Базой исследования является 2 «А» класс МСОШ №11 г. Саранска. Профиль школы - трудовое обучение, уроки труда проводятся по 3 часа в неделю, вместо двух, как в остальных школах. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы проводилась опытно – экспериментальная работа по трудовому воспитанию младших школьников поликультурного региона в Республике Мордовия, которая включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников.
Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников послужили задания из методики диагностики знаний детей о профессиях Е. И. Медвецкой «Что такое профессия».
Полученные результаты показали, что лишь у 20% детей экспериментальной и у 15% детей контрольной групп уровень воспитанности трудовых навыков и умений соответствует высокому; у 35% детей экспериментальной и 50% детей контрольной групп – среднему; у 45% детей экспериментальной и 35% контрольной групп - низкому.
Анализ результатов дает основание говорить о том, что у младших школьников преобладают средний и низкий уровень воспитанности трудовых навыков и умений. Поэтому принято считать, что целесообразно провести работу по повышению уровня воспитанности трудовых навыков и умений школьников путем создания национально-культурной среды на уроках и во внеурочной деятельности.