Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить, влияние разных типов темперамента на профессиональные предпочтения старшеклассников.
Задачи:
1) теоретический анализ психологических подходов к определению понятий «профессиональное самоопределение» и «типы темперамента»;
2) на основе теоретического анализа подбор диагностического материала и проведение исследования;
3) анализ полученных результатов и описание профессиональных предпочтений старшеклассников с разным типом темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента………..6
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте……………………………………………………………6
Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………….20
Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента……………………………………33
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента……………38
2.1. Организация исследования………………………………………….38
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

темперамента:

- флегматик - сангвиник - 3 человека;

- сангвиник - холерик - 1 человек;

- меланхолик - холерик - 2 человека.

В процентном соотношении это выглядит так:

- холериков - 52%;

- сангвиников - 39%;

- флегматиков - 22%;

- меланхоликов - 13%.

В данном классе преобладают  холерики. Наименьшую часть составляют меланхолики (табл. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 2. Распределение темперамента.

 

Тип темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Количество человек

12

9

5

3

В процентах

52

39

22

13


 

Для выявления профессиональных предпочтений старшеклассников был использован  дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова «Я предпочту».

По данному опроснику были выявлены следующие склонности к разным типам  профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова:

- «Человек - природа» - 2 человека;

- «Человек - техника» - 5 человек;

- «Человек - человек» - 7 человек;

- «Человек - знаковая система» - 5 человек;

- «Человек - художественный образ» - 4 человека.

В процентном соотношении это выглядит так:

- «человек - природа» - 9%;

- «человек - техника» - 22%;

- «человек - человек» - 30%;

- «человек - знаковая система» - 22%;

- «человек - художественный образ» - 17%.

3. Профессиональные предпочтения в соответствии с классификацией Е.А. Климова.

 

Тип профессии

«человек – природа»

«человек – техника»

«человек – человек»

«человек – знаковая система»

«человек – художественный образ»

Количество человек

2

5

7

5

4

В процентах

9

22

30

22

17




В данном классе преобладает склонность к профессиям типа «Человек – человек»,  наименьшая склонность проявляется к профессиям типа «Человек - природа» (табл. 3).

 

При анализе итогов двух проведенных  методик получились следующие результаты (табл. 4).

В процентном соотношении это можно представить так.

Холерики:

1 человек (8%) - «Человек - природа»;

5 человек (42%) - «Человек - человек»;

3 человека (25%) - «Человек - знаковая система»;

3 человека (25%) - «Человек - художественный образ».

Сангвиники:

1 человек (1 1%) - «Человек - природа»;

3 человека (33%) - «Человек - человек»;

4 человека (45%) - «Человек - техника»;

1 человек (11%) - «Человек - знаковая система».

Флегматики:

1 человек (20%) - «Человек - человек»;

2 человека (40%) - «Человек - техника»;

1 человек (20%) - «Человек - знаковая система»;

1 человек (20%) - «Человек - художественный образ».

Меланхолики:

2 человека (67%) - «Человек - знаковая система»;

1 человек (33%) - «Человек - художественный образ».

 

Табл. 4. Соотношение типов темперамента и профессиональных предпочтений.

 

Холерики

Сангвиники

Флегматики

Меланхолики

«человек – природа»

1 человек

8%

1 человек

11%

0

0

«человек – человек»

5 человек

42%

3 человека

33%

1 человек

20%

0

«человек – знаковая система»

3 человека

25%

1 человек

11%

1 человек

20%

2 человека

67%

«человек – техника»

0

2 человека

45%

1 человека

40%

1 человека

67%

«человек – художественный образ»

  1. человека

25%

0

1 человек

20%

1 человек

33%


              Выводы:          

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен, только когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Конкретные  проявления типа темперамента многообразны. Особенности темперамента человека не только проявляются в его поведении, но и определяют своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной  деятельности, особенностях речи и т.д.

Роль темперамента в труде и  учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности: ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).

Каждому типу темперамента присуще  свое соотношение  психических свойств, прежде всего разной степени активности  и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

Продуктивность работы человека тесно  связана с особенностями его  темперамента. 

           Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу, поставленную в начале работы.

Особенности личности холериков наиболее расположены к профессиям типа «человек - человек». Поэтому холерикам для эффективной деятельности необходимо выбирать профессию указанного типа. Сангвиники и флегматики более склонны к профессиям типа «Человек – техника». В профессиях этого типа они будут чувствовать себя наиболее комфортно. Для меланхоликов больше всего подходят профессии типа «Человек – знаковая система». Это наиболее выгодный и подходящий для них вариант.

Если учитывать не только собственные  интересы, но еще и динамические особенности своей личности, можно  повысить правильность выбора профессии  и эффективность будущей деятельности, социально-экономических и организационно-педагогических факторов, влияющих на мотивы выбора профессии. Однако, в конечном счете руководство выбором профессии осуществляется через процесс.

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                        Заключение

Многосторонний характер проблемы профессиональной ориентации юношей и  девушек предполагает исследование комплекса профессионального самоопределения человека. Это делает необходимым познание закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения, через которую преломляется вся совокупность внешних ориентирующих воздействий. Важнейшим условием успешности этого процесса является постоянный учет личностных предпосылок самоопределения при организации деятельности учащихся.

Для эффективной деятельности необходимо изучить динамические особенности  собственной личности, в частности, тип темперамента, и использовать эти знания для повышения ее продуктивности.

Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а так же  тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента.

В работе мы хотели определить, влияние на профессиональные предпочтения разных типов темперамента.

Цель работы в ходе исследования была достигнута.

Все задачи исследования были решены.

Гипотеза, поставленная в начале работы, была подтверждена в ходе проведения исследования.

Это исследование может помочь людям, которые стоят на перекрестке  многообразия профессий, но еще не определились со своим выбором.

Особенно оно актуально для  старшеклассников. Работа может быть использована в качестве пособия для учащихся старших классов в тот период времени, когда они стоят на пороге выбора профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Климов Е. А. Личность, профессия и научно – практическая консультация. – В кн.: Молодежь и труд / Под ред. В. А. Ядова. М., Молодая гвардия, 1970
  2. Климов Е. А. Школ а дальше? Л., 1971.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  4. Конституциональная психология У. Шелдона // К. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М., 1997.
  5. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.
  6. Небылицин В. Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. М., 1982.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  9. Русалов В. М. Природные предпосылки и индивидуально – психофизиологические особенности личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
  10. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  11. Теплов Б. М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. М.,1982.
  12. Трошихин В. А. Темперамен Что это? Киев 1968.
  13. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
  14. Эксперементальное исследование личности и темперамента. Пермь 1971.

 

 



 




Информация о работе Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента