Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить, влияние разных типов темперамента на профессиональные предпочтения старшеклассников.
Задачи:
1) теоретический анализ психологических подходов к определению понятий «профессиональное самоопределение» и «типы темперамента»;
2) на основе теоретического анализа подбор диагностического материала и проведение исследования;
3) анализ полученных результатов и описание профессиональных предпочтений старшеклассников с разным типом темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента………..6
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте……………………………………………………………6
Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………….20
Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента……………………………………33
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента……………38
2.1. Организация исследования………………………………………….38
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

Существует, однако, и третья возможность, вытекающая из принятого в классической психологии принципа единства сознания и деятельности, - ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Эта концепция основана на следующих предпосылках, сформулированных Е.А. Климовым:

1. Есть стойкие, практически не воспитуемые личные (психологические) качества, существенные для успеха деятельности;

2. Возможны разные по способам, но равноценные по конечному эффекту (продуктивности труда) варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности;

3. Имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы (сниженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовительным мероприятиям, предусмотрительностью; понижение активности в монотонной обстановке можно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность - меняет порядок действий или воображает, что объекты меняют цвет, или одухотворяет их мысленно и т.д.);

4. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микросоциальной среды) [1, с. 107].

В выборе профессии очень важна  профессиональная консультация. Это  трудное дело, требующее серьезной  подготовки. Хотя консультационные пункты есть во многих местах нашей страны, их явно недостаточно. Подавляющее большинство старшеклассников выбирают профессию более или менее стихийно.

Существенные факторы профессионального  самоопределения - возраст, в котором  осуществляется выбор профессии, уровень  информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Можно сделать вывод, что выбор  профессии - сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько  в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Один полюс - затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юноши, что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов взросления и устойчивого образа «Я», самоуважения и т.д.

Попытки родителей ускорить процесс  с помощью прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные  результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного вида хобби и т.п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Хотя раннее самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены  случайными, ситуативными факторами. Подросток  ориентируется только на содержание деятельности, не замечая других ее аспектов (например, того, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограниченны, и т.п.). К тому же мир профессий, как и все остальное, часто кажется школьнику черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой» - все плохо. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию. Нельзя забывать и о том, что ранняя профессионализация часто связана с неблагоприятными семейными условиями, низкой успеваемостью и другими отрицательными факторами, снижающими уровень сознательности и добровольности выбора [13, с.21].

Очень важен также уровень информированности  старшеклассников как о будущей  профессии, так и о самих себе. Наши юноши и девушки очень  плохо знают круг - профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформированность сохраняется даже на вузовской скамье. Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации [2, с.48].

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в  консерваторию) и оценку своих способностей. Кроме того, на него влияет часто  не осознаваемый самим субъектом  уровень требований, предъявляемых им к профессии. У 15 - 17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен, и юноша ни к чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач, например, при попытке поступления в ВУЗ?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что произошла  непоправимая катастрофа, все их жизненные  планы рухнули и т.д. Понять эти  переживания легко, тем более  что неудачи постигают многих. Но социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориентирован на продолжение образования, могут  реализовать и реализуют жизненные  планы несколько позже.

Но не все придерживаются первоначальных ориентаций. Чем старше люди, тем  больше разветвляются их жизненные  пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Те, кто  хотел и поступил в ВУЗ, сначала  кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне продуманно, в дальнейшем часто возникают  трудности: одни не справляются с  учебой, другие разочаровываются в  профессии, третьи сомневаются в  правильности выбора ВУЗа. На вопрос: «Если  бы вы снова стали выбирать профессию, то повторили бы свой выбор?» - отрицательный  или неопределенный ответ дали как  минимум треть опрошенных В.Т.Лисовским  студентов; в некоторых ВУЗах  доля положительных ответов составляет меньше половины. Причем к старшим  курсам число студентов, которые  не удовлетворены выбранной специальностью, не сокращается, а растет. Это может  объясняться разными причинами: уровнем преподавания в конкретном ВУЗе, обнаружением теневых сторон будущей специальности, которых  школьник не видел, и т.д. У многих неудовлетворенность - это кризисная точка в развитии, которая пройдет, когда начнется практическая работа. Но на работе молодого специалиста подстерегают новые трудности. Один не справляется с высоким уровнем ответственности, другой, напротив, обнаруживает, что должностные требования значительно ниже уровня полученного им образования, и т.п.

Таким образом, «вузовский» вариант  развития отнюдь не бесконфликтен [2, с.37].

Столь же многоцветны и другие жизненные  потоки. В ранней юности человеку кажется, что он сам выбирает свой жизненный  путь, и он действительно делает это, хотя на его выбор влияют и  предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. По окончании  школы влияние внеличностных факторов становится еще заметнее. Как справедливо заметил В.Н.Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбираем, существуют пути, которые выбирают нас [3, с. 153].

Принадлежность к тому или иному  потоку дифференцирует и ценностные ориентации личности, в частности  ее отношение к образованию. Молодые  люди, окончившие ВУЗ, выше всех остальных  ценят образование преимущественно  как средство сделать жизнь более  содержательной, интересной. Среди  работающих преобладает мнение, что  смысл образования в том, чтобы  приносить больше пользы обществу. Но среди них есть и скептики, полагающих, что образование - просто дань моде.

Таким образом, каждый из потоков начинает вырабатывать свой специфический взгляд, который оправдывает и возвышает  реальную сегодняшнюю социальную позицию  личности. Это сказывается и на оценке разных профессий. У 17-летних она  контрастная, «черно-белая», абстрактная, 25-летние уже соотносят оценку с  собственным жизненным путем. Здесь очень много разных вариантов. По данным В.Н.Шубкина, через 7 лет по окончании школы удовлетворенность своим положением у тех, кто пытался поступить в ВУЗ, но сорвался и пошел работать, оказалась не только не ниже, а даже выше, чем у тех, кто благополучно поступил и окончил ВУЗ. Что стоит за этими фактами? Может быть, дело в том, что хорошее выполнение относительно простой работы дает большее моральное удовлетворение, чем посредственное выполнение сложного труда? Или тот, кто раньше начал работать, больше зарабатывает и чувствует себя уже вполне сложившимся человеком, тогда как студент или начинающий инженер еще не знает, какой из него получится специалист? А может быть, люди, не достигшие своей первой мечты, просто снизили уровень притязаний и черпают удовлетворенность жизнью не в содержании труда, а в чем-то другом, например, в материальном благополучии или в духовных интересах, не связанных с профессиональной деятельностью, различных увлечениях и хобби? Ответы на эти вопросы каждый человек определяет для себя сам в соответствии со своим собственным опытом [2, с.24].

Профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности. Выбор профессии по-настоящему удачен, только когда он сопряжен с социально-нравственным выбором, с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я». Первоначальная глобальность и аморфность выбора диалектически сменяется по мере его конкретизации и заземления на реальную деятельность. Но это заземление - лишь этап развития. После того, как выбор сделан и проверен практикой, наступает новый уровень рефлексии, когда приобретенная профессия и собственное общественное положение оцениваются в свете более общих социально-нравственных критериев [7, с.492].

Процесс профессионального самоопределения  обусловлен возникновением, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Но вместе с тем само самоопределение (сознание) вплетено в эту деятельность как ее компонент, направляющий, усиливающий, корректирующий, перестраивающий ее, то есть функционально определяющий характер ее протекания. Отсюда можно выделить задачу постоянного учета личностных предпосылок самоопределения при организации деятельности учащихся.

Структурные элементы личности, выступающие  в качестве ближайших психологических  предпосылок профессионального  самоопределения, различны как в  плане их генезиса, так и по характеру  их функций. Всю совокупность важнейших  личностных предпосылок можно свести к двум основным группам.

К первой группе относятся особенности  личности, которые обеспечивают возможность  успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют  в активизации этого процесса. На оптимальном уровне подлинное  самоопределение предполагает способность  анализа требований, идущих от будущей  профессии, а также собственной  пригодности к ней, что связано  с достаточно высоким уровнем  развития абстрактного мышления, а  также адекватности самооценки собственных  качеств. Молодому человеку необходимо умение подчинять свои действия сознательно  принятому намерению, отнесенному  к сравнительно далекому будущему. Следовательно, необходима сформированность волевых, а также ряда других черт характера, из которых важнейшее  значение имеет трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие  некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной  зрелости человека. Эти особенности  с достаточной полнотой раскрыты в исследованиях, посвященных развитию личности в ранней юности (Л.И. Божович, И.С. Кон, В.А. Крутецкий и др.).

Вторую группу психологических  предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального  самоопределения и обусловливающие  избирательность реагирования. Сюда можно отнести потребность в профессиональном самоопределении, а также уже возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы и представления о жизненных ценностях. К этой же группе должны быть отнесены не получившие еще удачного определения более общие особенности направленности личности, обусловливающие предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. Данный признак, положенный в профессиографии в основу различения основных типов профессий, успешно себя оправдывает. Принято различать профессии типа: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».

Как пишет в ряде своих работ  Е.А. Климов, типы профессий соотносятся  с предметом труда, то есть системой свойств вещей, процессов, которыми человек должен мысленно или практически  оперировать.

Компоненты второй группы благодаря  своей связи с познавательными  потребностями, а также потребностью в самоопределении обладают динамизирующей функцией. Другой, и при этом специфической, их функцией является обусловливание сферы деятельности, привлекательной  для человека. Предметный мир выступает  в качестве реальной побудительной  причины деятельности только тогда, когда объективное значение предмета приобрело для субъекта личностную значимость. Тем самым в возникающей  деятельности «снимается» противоположность внешнего и внутреннего, так как не только внешнее определяет внутреннее, наполняет его содержание, но и внутреннее, преломляя внешнее воздействие, преобразует его, наделяет личностным смыслом [1, с. 142].

Познавательная деятельность юношей и девушек призвана обеспечить профессиональное просвещение учащихся. Совершенно очевидно, что нельзя говорить о сознательном и свободном выборе профессии, если старшеклассники не обладают сведениями о видах профессионального труда, требованиях, которые предъявляют  к человеку определенные профессии. Речь идет, разумеется, об ознакомлении учащихся не со всеми профессиями (их более 30 тысяч), а с основными профессиями  в различных отраслях производства, культуры, сферы обслуживания, а  также с путями и условиями  приобретения этих профессий.

Осознание общественной потребности  в профессиональных кадрах означает не простое подчинение себя этой потребности, а нахождение в системе общественного  производства своего места, на котором  человек мог бы принести наибольшее благо обществу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В современном обществе в условиях совершенствования общественных отношений, огромного числа профессий и специальностей не просто обеспечить гармоничное сочетание интересов человека и потребностей общества. Объективное противоречие между реальной потребностью общества в подготовке специалистов по различным профессиям и относительно стихийно складывающейся профессиональной направленностью старшеклассников обусловливает необходимость в профессиональной ориентации молодежи [13, с.73].

 

1.2. Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов.

Слово "темперамент" происходит от латинского «temperamentum» и означает «надлежащее соотношение частей». Уже известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента. Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон [4, с.467] исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. XX в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).

Информация о работе Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента