Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить, влияние разных типов темперамента на профессиональные предпочтения старшеклассников.
Задачи:
1) теоретический анализ психологических подходов к определению понятий «профессиональное самоопределение» и «типы темперамента»;
2) на основе теоретического анализа подбор диагностического материала и проведение исследования;
3) анализ полученных результатов и описание профессиональных предпочтений старшеклассников с разным типом темперамента.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента………..6
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте……………………………………………………………6
Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………….20
Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента……………………………………33
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента……………38
2.1. Организация исследования………………………………………….38
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента………..6

    1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте……………………………………………………………6
    2. Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………….20
    3. Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента……………………………………33

Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения  профессиональных предпочтений и типов  темперамента……………38

2.1. Организация  исследования………………………………………….38

2.2. Анализ  результатов…………………………………………………..39

Выводы……………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………...45

Список  литературы………………………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наше общество заинтересовано в  том, чтобы каждый из оканчивающих школу  находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям и  способностям. Возможность профессионального  самоопределения гарантирована  Конституцией Российской Федерации, представляющей гражданам страны «право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (статья 37).

Осознание общественной потребности  в профессиональных кадрах означает непростое подчинение себя этой потребности, а нахождение в системе общественного производства своего места, на котором человек мог бы принести наибольшее благо обществу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

В современном обществе в условиях совершенствования общественных отношений, огромного числа профессий и  специальностей не просто обеспечить гармоничное сочетание интересов  человека и потребностей общества. Объективное противоречие между  реальной потребностью общества в подготовке специалистов по различным профессиям и относительно стихийно складывающейся профессиональной направленностью  старшеклассников обусловливает необходимость  в профессиональной ориентации молодежи.

Выбор профессии определяется многими  факторами, один из них - это тип темперамента. При профессиональном самоопределении просто необходимо учитывать собственные интересы, склонности, способности и, конечно же, тип темперамента. Темперамент влияет на протекание деятельности в целом. Поэтому для её эффективного выполнения нужно учитывать тип темперамента.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес  к проблеме темперамента возник более  двух с половиной тысяч лет  тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями  биологического и физиологического строения и развития организма, а  также особенностями социального  развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие  многих психических различий между  людьми, в том числе по интенсивности  и устойчивости эмоций, эмоциональной  впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к  малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Несмотря на то, что предпринимались  неоднократные и постоянные попытки  исследовать проблему темперамента (В.С. Мерлин, Я. Стреляу, В.А. Трошихин, Б.М. Теплов, СЛ. Рубинштейн, В.Д. Небылицин  и др.), до сих пор эта проблема относится к разряду спорных  и до конца нерешенных проблем  современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Цель работы: определить, влияние разных типов темперамента на профессиональные предпочтения старшеклассников.

Задачи:

1) теоретический анализ психологических  подходов к определению понятий  «профессиональное самоопределение»  и «типы темперамента»;

2) на основе теоретического анализа подбор диагностического материала и проведение исследования;

3) анализ полученных результатов и описание профессиональных предпочтений старшеклассников с разным типом темперамента.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: профессиональные предпочтения старшеклассников с разным типом темперамента.

Гипотеза: на профессиональные предпочтения старшеклассников влияет тип темперамента: сангвиники и флегматики выбирают профессии типа «Человек - техника», холерики - «Человек - человек», а меланхолики - «Человек - знаковая система».

Методы:

1) Теоретические - анализ литературы;

2) Эмпирические - тест Г. Айзенка «ЕРI», дифференциально- диагностичекий опросник Е.А. Климова «Я предпочту», сравнительный, табличный анализы. 

Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента.

1.1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20.

Общество ставит перед молодым  человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в  этот период профессиональное самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения  кем-то стать в будущем, а в  плане реального выбора. Если раньше эта задача решалась преимущественно  семьей и школой, то сегодня родители зачастую оказываются дезориентированными  в вопросе выбора профессии и  неавторитетными в глазах ребенка; школа также не оказывает ребенку  решающей помощи - отсюда востребованность репетиторов, различных курсов, психологических  и профконсультационных услуг [1, с. 180].

Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения  принципиально не может быть успешно  решена без решения более широкой  задачи - личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее [7, с.486].

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов, с одной стороны, жизненный план возникает в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов [13, с. 17].

Из мечты, где все возможно, и  идеала как абстрактного, иногда как абстрактного, иногда заведомого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план - явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное  самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и  юноши) называют жизненными планами  весьма расплывчатые ориентиры и  мечты, которые никак не соотносятся  с их практической деятельностью. Им важен результат, а не процесс. Жизненный  план в точном смысле этого слова  возникает только тогда, когда предметом  размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать  человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого  понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный  план - это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии [3, с. 146].

Для юноши выбор профессии - в  значительной степени моральная  проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Выбор  профессии делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализует его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто.

Профессиональное самоопределение  сегодня - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать  под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда - с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела (первый исходит из запросов общества, третий - из свойств личности, второй предлагает способы согласования того и другого), но являются вместе с тем взаимодополнительными (первый преимущественно социологический, второй - социально-психологический, третий - дифференциально-психологический) [3, с. 147].

В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность  которых, разумеется, варьируется.

Первый этап - детская игра, в  ходе которой ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий весь подростковый большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем - с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Разумеется, интересы, способности  и ценности проявляются, хотя бы не явно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии) или личные (система личных ценностей, то есть чего индивид хочет для  себя), как более обобщенные, созревают, и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и  консолидация которых происходит параллельно  и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая  успешность деятельности и принося  признание окружающих, в свою очередь, подкрепляет интерес.

Четвертый этап - практическое принятие решения, собственно выбор профессий, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой  подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

Говоря в общем, последовательность этих двух выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности («Хочу заниматься медициной»), а потом - уровень ее квалификации (быть ли врачом, фельдшером, медсестрой или санитаркой), или  наоборот - сначала выбрать уровень, а потом уже специальность («Буду  поступать в ВУЗ, но еще не знаю, в какой»). Фактически, судя по данным социологов, второй путь значительно  преобладает; ориентация на поступление  в ВУЗ формируется значительно  раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.

Выбор профессии предполагает наличие  у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом  и возможностях и требованиях каждой из них; себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Как пишет, обобщая результаты многолетних исследований, известный социолог В.Н.Шубкин, в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт - сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан [3, с. 149].

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования  родителей, тем большая, вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и что  их планы будут реализованы. Следует  отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно  выше, чем девушками. Объясняется  ли это большим реализмом юношей, или их большей настойчивостью - вопрос до сих пор остается открытым [7, с.481].

Профессиональная ориентация не только социальная, но и психологическая  проблема. В психологии существуют три главных теоретических подхода  к ней.

Первый подход (И.П. Павлов) исходит  из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и  успех деятельности; акцент делается здесь, с одной стороны, на отборе и подборе людей, наиболее подходящих для той или иной работы, а с другой - при подборе работы, наиболее соответствующей индивидуальным качествам того или иного человека.

Второй подход (Б.М. Теплов) исходит  из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого  человека можно так или иначе  выработать нужные качества. Оба этих подхода могут формулироваться по-разному, но их общий методологический недостаток в том, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Информация о работе Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента