Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа
Цель работы: определить, влияние разных типов темперамента на профессиональные предпочтения старшеклассников.
Задачи:
1) теоретический анализ психологических подходов к определению понятий «профессиональное самоопределение» и «типы темперамента»;
2) на основе теоретического анализа подбор диагностического материала и проведение исследования;
3) анализ полученных результатов и описание профессиональных предпочтений старшеклассников с разным типом темперамента.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента………..6
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте……………………………………………………………6
Типы темперамента в концепциях отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………….20
Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента……………………………………33
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента……………38
2.1. Организация исследования………………………………………….38
2.2. Анализ результатов…………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………...45
Список литературы………………………………………………………..47
При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни [12, с. 23].
Свойства нервной системы, как
и свойства любой физиологической
системы, зависят от свойств организма
в целом. Между свойствами темперамента
и общими свойствами организма имеется
известная степень
В соответствии со свойством возбудимости
нервной системы нужно
В соответствии с силой нервных процессов различают не только силу эмоций и чувств, но и интенсивность волевого усилия. Она определяется интенсивностью действия, регулируемого усилием воли. Можно различать интенсивность усилия воли, направленного на вызов и на задержку действия.
Кроме того, к числу особенностей
динамики эмоциональных и волевых
процессов можно отнести
Динамика психической
Одна и та же особенность в общей динамики психической деятельности может быть присуща людям совершенно различного темперамента, но при этом она приобретает совершенно различную психологическую характеристику, так как зависит от различного соотношения свойств темперамента. Таким образом, отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение, характеризующее тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику.
Итак, имеются необходимые основания
для того, чтобы отнести к свойствам
темперамента индивидуальные особенности,
которые: 1) регулируют динамику психической
деятельности в целом; 2) характеризуют
особенности динамики отдельных
психических процессов; 3) имеют устойчивый
и постоянный характер и сохраняются
в развитии на протяжении длительного
отрезка времени; 4) находятся в
строго закономерном соотношении, характеризующем
тип темперамента; 5) однозначно обусловлены
общим типом нервной системы.
Пользуясь перечисленными свойствами,
можно с достаточной
Каждое свойство темперамента в
большей степени воспитуемо, и, несмотря
на его наследственную обусловленность,
можно на протяжении длительного
отрезка развития личности усилить
свойство, проявляющееся в
Таким образом, свойства темперамента,
вопреки психологической
Свойство темперамента образуют ту психологическую почву, на которую падают воздействие внешней среды и воспитания. В зависимости от темперамента при одних и тех же объективных внешних условиях формируются свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями [5, с. 276].
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
1.3. Психологические рекомендации при выборе профессии людям с разным типом темперамента.
Поскольку каждая деятельность предъявляет психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы. Следовательно, флегматики и меланхолики мало пригодны для подобной деятельности [13, с.47].
Роль темперамента в труде и
учебе заключается в том, что
от него зависит влияние на деятельность
различных психических
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условии и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности [14, с.53].
Продуктивность работы человека тесно
связана с особенностями его
темперамента. Так, особая подвижность
сангвиника может принести дополнительный
эффект, если работа требует от него
частого перехода от одного рода занятий
к другому, оперативности в принятии
решений, а однообразие, регламентированность
деятельности, приводит его к быстрому
утомленно. Флегматики и меланхолики,
наоборот, в условиях строгой регламентации
и монотонного труда
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, что темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.
И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВНД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Люди этого типа обычно интересуются математикойой, философией, им нравится научная деятельность.
У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует, прежде всего, искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей».
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. Проявляться это начинает к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие - шахматам, физике, математике [12, с. 11].
Современные исследования подтвердили,
что правое и левое полушария
имеют специфические функции, и
преобладание активности того или иного
полушария оказывает
Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), показали, что он не возникает у человека сразу и только стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к своему темпераменту достигать лучших результатов. Индивидуальный стиль деятельности наиболее отчетливо проявляется у передовиков производства, у спортсменов-мастеров, у лучших учеников [1, с.243].
Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (если вместе работают, например, двое) динамические черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат их деятельности, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом обнаруживаются более благоприятные и менее благоприятные для выполнения данной деятельности сочетания разных типов темперамента. Так, например, деятельность холерика оказывается более эффективной в тех случаях, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик (исследование В. М. Русалова). Такого рода факты показывают, что нельзя оценивать значение тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности [9, с.86].
Овладение свойствами своего темперамента и их компенсация, формирование индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства и продолжаются в годы юношества, происходя под влиянием обучения и воспитания.
Глава 2. Эмпирическое исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента.
2.1. Организация исследования.
Исследование было проведено на базе одиннадцатых классов средней общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняли участие 23 учащиеся 11 «А» класса МОУ «СОШ №2» , среди них: 8 девушек и 15 юношей.
В результате этого исследования необходимо было определить соотношение профессиональных предпочтений и типов темперамента.
Для исследования были использованы
2 методики. Одна из них определяла тип
темперамента - тест Г. Айзенка «ЕРI».
Другая выявляла профессиональные предпочтения
- дифференциально-
Тест Айзенка «ЕРI» предназначен для определения принадлежности к тому или иному типу темперамента - холерическому, сангвиническому, флегматическому или меланхолическому. Также он помогает определить степень собственной открытости и расположенности к людям.
Дифференциально-диагностически
2.2. Анализ полученных результатов.
Для определения типа темперамента учащихся 11 класса в количестве 23 человек был использован тест Г. Айзенка «ЕРI».
В данном классе обнаружены следующие результаты:
- холериков - 12 человек;
- сангвиников - 9 человек;
- флегматиков - 5 человек;
- меланхоликов - 3 человека.
Но у некоторых учащихся выявлена склонность к двум типам
Информация о работе Исследование соотношения профессиональных предпочтений и типов темперамента