Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 18:33, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть исследования по теме «Теоретический анализ проблемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте»
1.1. Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1.2. Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста.
Глава 2. Практическая часть исследования по теме: «Исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте».
2.1. Методы диагностики рефлексивных умений младших школьников.
2.2. Приёмы развития рефлексии в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Список использованной литературы.
Ученикам предлагается
выполнить любое учебное задание в письменной
форме. Уровень самооценки школьников
определяют на основе полученных данных
по следующим показателям:
- совпадение или не
совпадение самооценки с адекватной оценкой
учителя,
- характер аргументации
самооценки.
Уровень притязаний
обнаруживается в прогностической или
априорной самооценке, в которой оценивается
еще не полученные результаты.
Методика "Что мне
нравится в школе". Данная методика
предполагает систему вопросов и несколько
вариантов ответов к каждому вопросу.
Ребенку необходимо выбрать один ответ
из предложенных, по его мнению, верный.
В результате ребенок набирает определенное
количество баллов, по которым легко определить
уровень сформированности умений оценивать
себя и свои действия.
Как вариант данной
методики, ребенку необходимо нарисовать
то, что ему нравится в школе. Тогда результаты
будут оцениваться как в любой проективной.
Модификация методики
нахождения количественного выражения
уровня самооценки по таблице "полярных
профилей". Суть метода нахождения количественного
выражения уровня самооценки состоит
в том, что ребенку предлагается отметить
знаком + в таблице, в определенной графе,
степень выражения отдельного личного
качества. Для нахождения уровня сформированности
рефлексивных способностей лучше использовать
модификацию данной методики. В данной
методике необходимо изменить перечень
личностных качеств, подобранный в соответствии
с темой настоящей работы, т.е. подобрать
те качества, которые являются косвенным
проявлением рефлексивных способностей
младших школьников.
1-я степень – качество выражено очень
слабо;
2-я степень – качество выражено достаточно
ярко;
3-я степень – качество выражено очень
сильно.
Обработка результатов: число + каждого
столбика умножается на степень качества.
Затем находится сумма трех чисел – отдельно
по положительным и отрицательным качествам.
Находится среднее арифметическое этой
суммы, которое, в свою очередь, делится
на количество качеств (10), и таким образом
определяется коэффициент самооценки.
Интерпретация результатов: самооценка
адекватна, если коэффициент 0,4-0,6. Если
коэффициент по положительным качествам
приближается к 1, то самооценка завышена,
если к 1 приближается коэффициент по отрицательным
качествам, то самооценка занижена.
Данные методики имеют свои преимущества
и недостатки. Методики, которые предполагают
ответы на вопросы в виде тестов дают конкретные
числовые показатели уровня сформированности
способностей, однако эти данные могут
быть недостоверны из за неискренних ответов
детей.
Преимущество проективных методик состоит
в том, что здесь нет готовых ответов, которые
ребенок может расценивать как верные
и ошибочные, позволяют
ребенку быть искренним. Однако данные
методики не имеют четких критериев интерпретации,
что усложняет оценить результаты.
Исходя из этого, можно сделать вывод,
что при диагностике уровня сформированности
рефлексивных способностей необходимо
использовать, как проективные методики,
так методики с четкими критериями интерпретации.
Это позволит получить наиболее полную
и достоверную информацию. При выборе
диагностических методик важно учитывать
показатели их надежности и валидности,
а также сложность обработки диагностического
материала, поскольку большинство диагностических
методик предназначены для психологического
обследования и требуют дополнительной
подготовки специалиста.
2.2. Приёмы развития рефлексии младшем школьном возрасте.
В период преддипломной практики мною были использованы приёмы развития рефлексии в младшем школьном возрасте.
Первый прием.
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.
Рядом с каждым выполненным заданием выбрать вариант ответа:
Было трудно выполнить, не было трудно, легко выполнить.
Второй прием
Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников
Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.
Третий прием
Цель: оценка деятельности на уроке
Задается перечень вопросов, исходя из урока.
Четвертый прием
Цель: выявление самооценки детей
Расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка.
Пятый прием
Цель: выделение детьми критериев оценки
Как надо вести себя на уроке, чтобы учитель поставил “5” (устный или письменный ответ).
Шестой прием
Цель: развитие умений критериального оценивания
Оценочная лесенка. Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.
Седьмой прием
Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.
Незаконченные предложения. Детям нужно закончить предложения Например: Мне было легко выполнить задание, потому что... Я легко справлюсь с заданием, если ... Мне трудно оценить работу, потому что... Я выполнил задание...
Восьмой прием
Цель: самооценка своей работы на уроке
Оцените свою работу на уроке. Почему вы поставили себе такую оценку.
Приемы, направленные на развитие рефлексии, применялись в ходе учебного процесса на разных уроках.
Уроки русского языка. Тема: Упражнения в развитии умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Использованный прием: вариант ответа. Задавался перечень вопросов, на каждый вопрос нужно выбрать вариант ответа.
Цель: формирование уровня трудности и эмоционального отношения к заданиям путем использования варианта ответа:
Понравилось выполнять, было трудно, не очень понравилось, не очень было трудно, не понравилось вообще, не трудно.
Первый вопрос: понравилось ли вам выполнять задания.
16 человек +
9 человека -
Второй вопрос: было трудно вам списывать с печатного текста.
25 человек +
Третий вопрос: понравилось ли вам отгадывать загадки.
18 человек +
7 человек -
Четвертый вопрос: трудно было составить связный рассказ из отдельных предложений и записать его в тетрадь (с печатного текста).
15 человек +
10 человека -
Пятый вопрос: понравилось вам составлять слова из отдельных слогов.
20 человек +
5 человек -
В основном, дети справились с заданиями хорошо. Основные затруднения вызвало составление связного рассказа из отдельных предложений и запись его в тетрадь (с печатного текста). Десять детей еще не до конца хорошо связывают предложения, но запись их в тетрадь осуществляют хорошо. Следует проводить больше упражнений на развитие внимания, мышления, логики.
Тема: Письмо строчной буквы ю
Использованный прием: проверка работы соседа по парте. После выполнения работы детям было необходимо осуществить проверку работы соседа по парте. При этом предлагались вопросы, на которые им нужно было ответить: что получилось, что не получилось, какую поставили бы оценку.
Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников.
Проверку работ получилось осуществить. Но это первоклассники, и еще сами мало знают о том, аккуратно и правильно ли выполнено задание. После просмотра работ учителем, можно сказать, что детям удалось выявить не все ошибки и недочеты. Некоторые дети завышали оценки, а некоторые занижали. Возможно, это связано с тем, как дети относятся друг к другу, и какое у них общение с одноклассниками.
Тема: Письмо строчной буквы ц и щ
Использованный прием: расшифровать оценку учителя (письменно). За последние работы вам поставлены значки в тетради. Как вы думаете. Какую оценку они обозначают. Свой ответ напишите на листочке. Чтобы вы правильно определили, посмотрите на качество выполненной вами работы, на правильность в оформлении. Расшифровки значков даны на доске. Вам нужно определить к какой расшифровке относится ваш значок.
Цель: выявление самооценки детей.
Учителем были поставлены: (отлично) -10, (хорошо) - 11, (в следующий раз постарайся лучше) - 4.
правильно определили |
правильно определили |
правильно определили |
неправильно определили |
|
9 |
6 |
8 |
2 |
|
Два человека определили свою оценку неверно. Один из детей занизил себе оценку, расшифровав «В следующий раз постарайся лучше», а другой ученик завысил, определив оценку «хорошо». Данные ошибки детям были показаны.
Уроки чтения
Тема: Чтение слов, предложений с буквами Э э
Использованный прием: вопросы. Детям предлагались следующие вопросы: Какая тема урока была сегодня. С чем познакомились. Что повторили. Какое задание было самым трудным. Чтобы вы хотели повторить из заданий на следующем уроке. Хотели ли вы, чтобы этот герой пришел к нам еще.
Цель: оценка деятельности на уроке.
В начале каждого урока учитель сообщает тему урока. Благодаря этому, дети ответили правильно тему урока. Смогли правильно сказать, какой материал повторили и что узнали нового. Самым трудным заданием для детей было определение смысла рассказа и нахождение спрятанных слов. Суть задания: нужно было присмотреться к словам и ответить на вопросы. Например, какой цветок вручили чемпиону (чемпион). Детям очень понравились такие задания, как подбор слов, отгадывание загадок, работа по ленте букв. Дети высказали пожелание, чтобы эти задания повторить на следующих уроках. Детям очень понравилась белочка, которая потеряла орешки. Им нужно было выполнять задания и тем самым отыскивать орешки. Введение проблемной ситуации позволяет развивать интерес к уроку, желание выполнять задания, предложенные учителем. Дети попросили, чтобы этот герой пришел к ним еще. Каждый ребенок хотел высказать свое мнение и дать ответ на вопрос. Многие ответы детей совпадали.
Тема: Буквы Ю ю, обозначающие два звука [йу]
Использованный прием: незаконченные предложения. После урока детям нужно было закончить предложения.
1) Мне было легко выполнять задания, потому что ...
2) Я легко справлюсь с заданием, если ...
3) Мне трудно оценить работу, потому что ...
4) Я выполнял задания ...
Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.
Самые популярные ответы детей:
1) Они легкие, мне это интересно, люблю читать, нравится отвечать на вопросы учителя.
2) Буду больше читать, больше заниматься, буду внимательно слушать.
3) Не знаю, не все правильно сделал( а), не все понял.
4) Хорошо, нормально.
Все дети справились с заданием.
Уроки математики
Тема: Состав числа в пределах 10
Использованный прием: Рядом с каждым выполненным заданием выбрать вариант:
Было трудно выполнить, не было трудно, легко было выполнить.
Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.
Для оценивания были взяты задания, которые были запланированы на уроке. Основные затруднения вызвали решение задач и разбор по краткой записи. Это характерно для первоклассников, так как не все сразу понимают задачи. Все дети очень хорошо знают состав числа, с остальными заданиями неплохо справляются.
Тема: Связь между суммой и слагаемыми
Использованный прием: как надо вести себя на уроке, чтобы учитель поставил «5» (устный опрос). Дети должны были дать устный ответ.
Цель: выделение детьми критериев оценки.
Полученные ответы детей: нужно сидеть правильно, не отвлекаться, поднимать руку, выполнять все задания, отвечать на вопросы, правильно решать, выходить к доске.
В ходе данного приема дети смогли сами выделить критерии оценки, необходимой им для успешной учебной деятельности.
Тема: Перестановка слагаемых и ее применение для случаев + 5, 6, 7, 8, 9
Использованный прием: оценочная лесенка. Поставьте солнышко на той ступени, на которую бы вы поставили себя при выполнении заданий.
Цель: развитие умений критериального оценивания.
Из построенной диаграммы можно определить, что дети распределили себя по трем ступенькам: не совсем хорошо, хорошо, отлично. Судя по способностям детей можно отметить, что все дали верную оценку своей работы. Те дети, которые поставили солнышко на ступеньке «отлично» допустили некоторые недочеты при выполнении заданий.
Урок окружающего мира
Тема: Когда наступит лето? Когда придет суббота?
Использованный прием: оценить свою работу на уроке.
Цель: оценка своей работы на уроке.
Почему вы поставили себе такую оценку.
12 - не знаю месяцев года (не по порядку), запутываюсь в прошлом, настоящем, будущем.
13 - все получилось, отвечал на вопросы, хорошо работал, отгадывал загадки, читал вслух, выполнял задания в рабочей тетради.
Информация о работе Исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте