Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 18:33, курсовая работа
Актуальность исследования заключается в том, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть исследования по теме «Теоретический анализ проблемы развития рефлексии в младшем школьном возрасте»
1.1. Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
1.2. Рефлексия как новообразование младшего школьного возраста.
Глава 2. Практическая часть исследования по теме: «Исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте».
2.1. Методы диагностики рефлексивных умений младших школьников.
2.2. Приёмы развития рефлексии в младшем школьном возрасте.
Заключение.
Список использованной литературы.
Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж.Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний [8, с.160]. Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Но это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии -предметно-рефлексивные отношения.
Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Рефлексия помогает отстраниться, занять самые разные позиции, что позволяет осуществить глубокий и полноценный самоанализ. В младшем школьном возрасте способность к рефлексии отстает, развиваются лишь ее первоначальные основы. К концу младшего школьного возраста прибавляется способность к рефлексии, которая значительно расширяет возможности для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом возрасте.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Дать анализ чему-либо - это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
Общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная -ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Умение человека как кинопленку прокручивать свои мысли и действия, возвращая их назад или забегая вперед; это тот самый механизм, который осуществляет связь сознания с подсознанием. Как ранее было замечено, рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. В младшем школьном возрасте способность к рефлексии отстает, развиваются лишь ее первоначальные основы.
Рассмотрим рефлексию как механизм самопознания. Если попытаться выделить последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов будет шесть.
Рассмотрим действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности.
Возможен и несколько другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность сформировать о себе более адекватное и целостное представление.
В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности: признает данное качество как свою сильную сторону,
вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты,
в тоже время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе, отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста, обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексии может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром.
Возможен и несколько иной взгляд на рефлексию с педагогической точки зрения. С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности? С ревизии, осмысления этой самой деятельности, то есть с рефлексии. Допустим, учитель в качестве одной из целей своей работы определил развитие коммуникативных способностей учеников. Выбрал подходящий метод (например, регламентированную дискуссию), подготовил необходимые средства: парты расставил особым образом или видеомагнитофон принес на урок. Вроде бы все учел, а урок не получился, вместо регламентированной дискуссии - детский крик на лужайке. Словом, сорван урок!
И вот здесь, если учитель не умеет или боится рефлексии, он начинает искать причины своей неудачи во вне.
Урок сорван - завуч виноват! Ведь я же просил не ставить шестым уроком, ребята устали, да еще возбуждены после физкультуры, какая уж тут дискуссия.
Урок сорван - коллега из соседнего класса виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка, они под дверью шум-гам учинили, мешали работать.
Урок сорван - дети виноваты! У всех дети как дети, а моим только дай побеситься. Будет им теперь дискуссия, как же, дождутся, больше никаких экспериментов!
И ведь самое-то интересное, что такой учитель по-своему абсолютно прав. Да только правота эта опасная, потому что, в конце концов, приводит к самоуспокоению или к озлоблению, но ничего не дает для совершенствования своей работы. “А чего ее совершенствовать, у меня-то все в порядке, а что не получилось, моей вины тут нет”. А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь самой деятельности, пройдем в обратном порядке по всем ее элементам.
Средства. А так ли уж удачно они использовались? Видеомагнитофон, может быть, штука и неплохая, да только запись-то была не очень качественная, с последних парт вообще ничего не видно, да и звук - половину слов не разобрать. А может, парты неверно поставил? Так на курсах показывали? Так, да не так: там они стояли немного под углом, сидящие за столами и друг друга, и учителя видели, а у тебя половина класса спиной к доске оказалась. Обидно? Ничего, бывает! Зато теперь дефект обнаружен. Можно предположить, что в следующий раз все получится. А если и парты стояли правильно, и видеозапись качественная? Что же, с помощью рефлексии идем дальше. Что там следующее по порядку?
Метод. Да, регламентированная дискуссия - очень эффективный метод для развития коммуникативных способностей школьников. А ты вполне его освоил, владеешь ли этим методом? Ведь чтобы хорошо провести регламентированную дискуссию, надо многое уметь: читать невербальные сигналы, идущие от учеников, чувствовать время, улавливать ритм урока, его интонации, работать с возникающими паузами -использовать нужные и заполнять вредные, выстраивать мизансцены, многое, что приходит только с опытом. По крайней мере, теперь ты знаешь, во-первых, что в этой неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, а во-вторых, что знать о методе и владеть им - это разные вещи, и теперь, когда приедешь на курсы повышения квалификации, постараешься попасть не только на лекционный курс, но и на практикум или психологический тренинг. Владеешь методом? «Не раз проводил, и все получалось». Ну, что же, делаем еще шаг назад, внутрь схемы деятельности - содержание. А может быть, содержание не очень удачно подобрано? Ну, неинтересно ребятам дискутировать на эту тему! А может быть, и тема неплохая, да не подвел, не подготовил их учитель к активному обсуждению.
Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель производит рефлексию - это учитель растущий. Прекращающий применять рефлексию, избегающий рефлексии неминуемо приостанавливается в профессиональном росте.
Таким образом, мы рассмотрели действие двух взаимосвязанных механизмов самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия - как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей. Рефлексия-- это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Рассмотрены несколько видов рефлексии, которые традиционно различают в психологии: коммуникативная, личностная, интеллектуальная.
Также выделили и раскрыли суть этапов работы рефлексивного механизма. Этапы работы рефлексивного механизма: рефлексивный вывод, интенциональность, первичная категоризация, конструирование системы рефлексивных средств, схематизация рефлексивного содержания, объективизация рефлексивного описания.
Дается очень много определений рефлексии. Но общим во всех определениях является то, что рефлексия - это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Глава 2. Практическая часть исследования по теме: «Исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте»
2.1. Методы диагностики рефлексивных умений младших школьников.
Основными методами
диагностики рефлексивных способностей
являются: стандартизированное наблюдение,
беседа, психодиагностические методики
("Оцени себя", "Что мне нравится
в школе", "Автопортрет", методика
определения самооценки и уровня притязаний
Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Традиционно рефлексия
исследовалась посредством решения учащимися
специально сконструированных интеллектуальных
задач.
Диагностировать уровень
сформированности рефлексивных способностей
возможно как при помощи диагностик с
четкими критериями интерпретации, так
и с помощью проективных методов, которые
опосредствованно позволяют выявить и
установить уровень развития рефлексивных
действий. Рассмотрим основные из них.
Под наблюдением как
методом педагогического исследования
понимается целенаправленное, планомерное
восприятие воспитательных явлений, в
процессе которого исследователь получает
фактический материал. Этот метод, в отличие
от других, позволяет фиксировать события
в момент их осуществления и в меньшей
мере влиять на естественное поведение
испытуемых.
Методика "Автопортрет", авторы -
Е. С. Романова и С. Ф. Потемкин. Автопортрет
– это изображение человека, созданного
им самим. Суть методики состоит в том,
что детям предлагается нарисовать себя.
В результате проведенной диагностики
можно выявить уровень самооценки ребенка,
его представлений о себе, своей внешности,
личности и отношений к ней.
Методика "Оцени себя". С помощью
данной методики можно определить уровень
самооценки учащихся и умение адекватно
оценивать себя, что является косвенным
проявлением рефлексии. Суть методики
состоит в том, что ребенку необходимо
оценить себя. При этом уровень
самооценки определяется по сходству
и различиям с оценкой учителя, одноклассников,
родителей. Возможно также диагностировать
уровень самооценки, используя метод "волшебные
линеечки". При этом детям предлагается
отметить на линейке свой уровень успешности
в выполнении какого-либо задания, действия.
Уровень самооценки определяется в сравнении
с оценками учителя, родителей, одноклассников.
Методика определения
самооценки и уровня притязаний.
Информация о работе Исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте