Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

       В целом работа над проектом прошла успешно, в ней приняли участие все обучающиеся класса. Каждый был вовлечён  в мыслительную и творческую деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания путём парной и групповой работы.

       В процессе творческой работы дети получали полное и глубокое

удовлетворение от сделанного, развивалась их творческая активность, социальная позиция ребёнка. Дети что-то делали, у них родилось множество  идей и замыслов, они столкнулись  с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

      Вся наша работа была направлена  на изучение способов повышения самостоятельности младших школьников посредством использования элементов проектной технологии.

     Исследование показало, что проектная работа – это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащихся начальной школы.

     Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

        Сказанное выше позволяет сделать вывод, что основная цель исследования - изучить возможности применения элементов проектных технологий в учебно-воспитательном процессе, достигнута. Анализ результатов проделанной в ходе исследования опытно-экспериментальной работы полностью подтвердил гипотезу исследования;

учебно-воспитательный процесс  в начальных классах средней  школы становится более успешным, если используются элементы проектных  технологий в процессе обучения младших  школьников.

         В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме был сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с основными задачами современного школьного образования:

•        сделать  преподавание более проблемно-ориентированным;

•        шире использовать рефлексивный подход в  обучении (анализ, синтез идей);

•        стимулировать  у обучаемых умение формулировать собственные суждения;

•        пересмотреть традиционную роль учителя и ученика  на уроке.

Однако  решение  данных задач школы является затруднительным  при

традиционном подходе  в образовании, направленном в большей  степени на

усвоение и воспроизведение  школьного материала и развитие необходимых

умений.

          В процессе исследования   использовались беседы и анкетирования

среди учащихся с целью  выявления эффективности проектного обучения

как новой педагогической технологии. (См.: Приложение 1).

Особая ценность данного метода состоит в том, что он развивает  у детей самостоятельность, творчество, активность в достижении поставленной цели.

        Практика показала, что метод проекта применим на уроках  в начальной школе, он вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность

развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно  учитывать следующее:

-        метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета;

-        следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием элементов метода проектов;

-        учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;

-        проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;

-        для начальной школы желательно использовать краткосрочные проекты;

-        для начинающего педагога желательно записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Это поможет быть более объективным при защите проектов;

       В ходе исследования мы убедились, что наибольший изначальный эффект методы продуктивной педагогики дают тогда, когда их

использование начинается уже  в начальной школе, ведь детское  мышление еще гибко, пластично и  открыто всему новому. И только при том условии, что эта работа будет системно и комплексно продолжена в среднем и старшем звене обучения, можно ожидать качественно новый образовательный продукт – личность глубоко нравственную, гуманную и креативную, способную не только мыслить, но и творить, созидать и сострадать.

         Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Белоусов С.Н. Этапы развития школьного самоуправления. М.: Работник просвещения, 1930. - 152 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 341с.
  4. Горлицкая С.И. Метод проектов в истории образования обзор и реализация. Электронный ресурс. // Вопросы Интернет образования. - 2002. - №3. -Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio03/cdsite/Articles/art44.htm
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -227 с.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  7. Извеков В.Ю., Работкина В.В. Класс-проект. Управление школьными проектами. М.: НП «Зеленая корпорация», 2001. - 64 с.
  8. Кагаров Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование». -2003.-Вып. 4.-С. 12.
  9. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -J1.: Брокгауз-Ефрон, 1925. С. 10.
  10. Крупская Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по методу проектов. Л.: гос. учеб. педагог, изд-во, 1931. - 22 с.
  11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
  12. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. - 368 с.
  13. Концепция 12-летнего образования Республики Казахстан.
  14. Лебедев O.E. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. №5. - С. 3-12.
  15. Матяш H.B. Психология проектной деятельности школьников : дис. д-ра психол. наук : 19.00.07 / Н.В. Матяш. Брянск, 2000. - 385 с.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред. Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999. – 275 с.
  17. Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. – № 3. – с.28–33.
  18. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. – № 4. – с. 93–96.
  19. Послание президента РК 2011г  - 2.
  20. Послание президента РК 2012г
  21. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80 с.
  22. Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. – № 4. – с. 9–11.
  23. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997. - 800 с.

 

 

 


Информация о работе Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников