Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

Введение

 

        Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

        В настоящее время в Республике Казахстан для усовершенствования системы образования разработаны государственные программы.

Основной задачей Государственной  программы «Образование» является повышение    качества    образования    в    школах    путем усовершенствования  содержания  и  методов  обучения,  введения объективных критериев и подходов к оценке знаний учащихся и деятельности педагогов.

        Также, согласно Закона Республики Казахстан об образовании, главными задачами системы образования являются внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, дистанционной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

        В своем Послании народу Президент страны Назарбаев Н. А. отмечает, что к 2020 году образовательная система РК должна полностью перейти на 12-летнеее образование, главной целью которого является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой

самоактуализации как  в своих собственных интересах, так и в интересах общества. [19, 2.1]

        Современная образовательная система требует инноваций, которые обусловлены переходом на образование для устойчивого развития. Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования, которая  предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. [13, с.1]

        Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится  малоэффективным.  Намного важнее уметь работать  с этой информацией, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т. е. самому формировать свой образ мироощущения, применять полученные знания на практике, в повседневной жизни.

        Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти

изменения влияют и на ситуацию в сфере образования. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. Одно известно точно, что  в  любом тысячелетии способность самостоятельно мыслить и действовать будет всегда оставаться самой важной  и необходимой.

        Задача современного учителя состоит в том, чтобы научить приобретать знания, научить работать, научить жить, научить мыслить творчески, уметь работать в коллективе. Мы считаем, что значение происходящего велико, так как определяет интеллектуальный потенциал завтрашнего дня.

        Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования образования.

Образование для устойчивого  развития  - это изменение подхода  к самой сути образования. Для  учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для  активного познания и получения  детьми практического опта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению, использованию  на практике. Выдающийся мыслитель  древности  Демокрит утверждал, что лучше думать, перед тем, как действовать, чем после того. [15, с. 380] Образование для устойчивого развития как раз и направлено  на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения четкого понимания о существующей взаимосвязи любого действия.

        Проблема развития творческой активности  личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, О.Г.Сущенко, А.Энгельбрехт и др.); в процессе эстетического воспитания (Н.Е.Воробьев, В.Г.Кухаронак, Г.П.Новикова, Е.Ю.Романова, Н.М.Сокольникова, Е.А.Солнцева, Л.Н.Шульпина и др.); в ходе развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е.И.Еремина, Г.И.Щукина и др.); через использование средств изобразительного искусства (Р.А.Гильман, В.Плюхин и др.); через применение разнообразных методов воспитания и обучения (Г.В.Безюлева, С.Н.Дорофеев, В.Д.Путилин, В.П.Ушачев и др.) 
        О важности информации, полученной в процессе учебного исследования, Рубинштейн С. Л. писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом» [16, с. 234]. Следовательно, чтобы школьники «доподлинно» овладели определенными  знаниями, их необходимо научить «добывать» эти знания «собственным трудом». Одной из современных технологий, способствующих формированию познавательной самостоятельности и самоорганизации учащихся, является технология проектного обучения.   

        Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

-  особое внимание к  индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления

обучающихся.

        Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Анализируя современные  тенденции в образовании, Р.П. Мильруд [3, с. 17]

подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной  практике преобладает тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более активное использование проектных приемов». Главное различие, как утверждает Р.П. Мильруд[3, с. 17], заключается в том, что «с помощью тренировочных приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его».

        Проблемой внедрения проектных технологий в учебный процесс начального звена занимаются педагоги-практики, такие как учителя-практики средней школы №23 имени Монаша Козыбаева города Костанай – Богатырева Е. В. и Остроухова Н. А., которые считают, что проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано.

         Еще Л.Н.Толстой [17, с. 28] в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того,

 

чтобы он учился охотно, нужно:

  1. чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;

2) чтобы душевные силы  его были в самых выгодных  условиях”.

Думаем, что эти условия  выполнимы при применении метода проектов в своей работе.

        Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется тем, что наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Актуальность проблемы возрастает в связи с переходом казахстанской  системы образования на 12-летнее обучение. Одной из актуальных проблем  казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой  не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и  активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи  с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий  уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.

        Проектные технологии, к внедрению которых так активно призывают современных учителей, направлены на стимулирование интереса учеников к

новым знаниям, на развитие ребёнка через решение проблем  и использование их в конкретной практической деятельности. Особенно актуально применение метода проектов сегодня, когда современное образование  переориентируется на профильное обучение.

         Исходя из вышесказанного, мы считаем, что тема нашего исследования «Использование элементов проектной технологии для активизации

самостоятельности обучаемых» актуальна и на данный момент недостаточна изучена.

         Исходя из актуальности проблемы изучения данного вопроса сформировали цель исследования, которая состоит в том, чтобы — изучить возможности применения элементов проектных технологий в учебно-воспитательном процессе.

          Для реализации данной цели исследования определены следующие задачи:

- изучить литературу, проанализировать;

- разработать урок с элементами проектной технологии;

выявить условия и требования к использованию проектных технологий в учебно-воспитательном процессе;

- экспериментально проверить эффективность применения проектных технологий на занятиях;

- разработать методические рекомендации по проведению занятий с применением элементов проектных технологий в начальных классах средней общеобразовательной школы.

        Для полного осмысления задач исследования и раскрытия актуальности проблемы мы выдвигаем следующую гипотезу — учебно-воспитательный процесс в начальных классах средней школы может быть более успешным в плане развития творческой личности, если будут использованы проектные технологии в процессе обучения младших школьников.

         Решение данной гипотезы определено объектом исследования - процессом обучения младших школьников в средней общеобразовательной школе.

         Объект исследования предполагает предмет исследования — возможности использования проектных технологий в условиях начальной школы.

         Исследование проходило на базе 1 «Б» класса Костанайской средней школы №23 имени Монаша Козыбаева.

         Для эффективности исследования,  достижения определенных результатов, мы будем использовать следующие методы исследования: наблюдения, констатирующий эксперимент, формирований  эксперимента, изучение и анализ литературы.

        Определена структура курсовой работы – курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической  части, заключения, списка литературы, приложения.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Использование проектной технологии в системе образования Республики Казахстан

 

    1.  Проектные технологии как форма обучения.

 

         Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.  
        В конце XIX в. процесс демократизации образования предусматривал воспитание нового типа личности, самостоятельно мыслящей, способной работать творчески. Метод проектов явился средством для достижения новых целей образования. Яркими представителями педагогики этого времени явились И.Г. Песталоцци, А. Дистервег. С. Робинсон, Д.Д. Рулкель, К.М. Вудворт и т.д. Благодаря Д.Д. Рункелю и К.М. Вудворту, понимавшему проект как «синтетическое упражнение… обучения через делание» [4], в 1879 г. метод проектов был перенесен в среднюю школу.

        К началу ХХ в. метод проектов получает распространение во всем мире, появляется множество экспериментальных школ, в которых обучение строится как по методу проектов, так и на основе других его разновидностей (Дальтон-план, Иена-план и др.). М. Кнолль определяет этот период 1915–1965 гг. Именно в это время интерес к методу проектов возникает и в

отечественной педагогике (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, И.К. Крупская и т.д.).

В основу построения новых  программ обучения предлагалось положить принцип организации познавательной деятельности учащихся при овладении  учебным материалом («Положение о  единой трудовой школе», 1918 г.), где метод проектов декларировался как инновационный путь приобретения знаний.

         В дальнейшем, 5 сентября 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) «О начальной и средней школе» метод проектов был запрещен. Отечественные педагоги, в числе которых были А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин, и др., подвергли метод проектов резкой критике.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:  
• не было учителей, способных работать с проектами;  
• не было разработанной методики проектной деятельности;  
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;  
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;  
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

        В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно.

Информация о работе Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников