Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
Последний период развития метода проектов длится с 1965 г. по настоящее время, берет свое начало в Германии в трудах И. Бастиона, Б. Бутмара, X. Гудьенса, Г. Гейслера, Ф. Фрейя, Г. Краута, М. Кмолля и др. Этот период связан с переосмыслением проектной идеи и дальнейшим ее распространением в образовании. Исследователи в области истории педагогики отмечают, что в этот период метод проектов пережил свое второе
рождение, получив свое дальнейшее развитие в странах Западной Европы в 60–70-е гг. XX столетия. [10, с. 22]
В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов (Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, Г.М. Коджаспирова, Н.Ю. Пахомова, М.Л. Сердюк и т.д.). Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. В.Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [6, с. 76–77].
Г.М. Коджаспирова [3, с. 204] и М.Л. Сердюк придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [5, с. 20].
На сегодняшний день отечественными
учеными-педагогами проведено множество
исследований в области разработки
и внедрения метода проектов в
практику обучения, где он трансформировался
в педагогическую технологию, отвечающую
современным требованиям
Анализ литературы показал,
что в отечественной педагогике
метод проектов рассматривается
либо как самостоятельный метод,
либо как целая технология, включающая
в себя другие творческие методы. В
педагогической и методической литературе
можно встретить различные
включающую я себя многие методы (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.).
Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что
проектная технология имеет широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В основе метода проектов лежит:
• Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• Умение ориентироваться в информационном пространстве;
• Умение самостоятельно конструировать свои знания;
• Умения интегрировать свои знания из различных областей наук;
• Умение критически мыслить.
Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру
образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
1.2. Применение ПТ в системе начального образования
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.
Умение
управлять проектной работой
– показатель высокой
Опыт работы педагогов СШ № 23 города Костанай, занимающихся проблемами проектного обучения свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, в процессе проектной деятельности развивается социальная активность.
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной
деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
– готовность к познанию
и овладению основными
– готовность овладеть компьютерной грамотностью,
умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой
(по необходимости);
– владение коммуникативными навыками,
толерантностью;
– умение интегрировать ранее полученные
знания по разным учебным дисциплинам
для решения познавательных задач.
Специфика проектной работы в
младших классах,
окружающей среды (природной
и социальной). Педагогическое воздействие
осуществляется в совместной с ребёнком
деятельности, опирается на собственный
опыт школьника. Учитель осуществляет
педагогическое сопровождение ребёнка
в деятельности по освоению окружающего
мира, во взаимодействии с окружающей
средой. Творческая позиция учителя
одно из центральных условий
Приведем виды заданий для подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению проектной деятельности:
- постановка логических ударений; (чтение текста с логическим ударением)
краткий пересказ, письменное изложение текста, постановка вопросов к тексту;
- поиск литературы по заданной теме; (найти литературу по определенной тематике проекта)
конспектирование текста на слух;
- иллюстрирование текстов ( после изучения произведения, разделить детей на группы и дать задание – нарисовать к определенному моменту произведения иллюстрацию, составить диафильм с помощью рисунков).
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
1.3. Условия применения ПТ в школе
Возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, но начинать вовлекать учащихся надо обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и в последствии не удается достичь желаемых результатов в старших классах.
При работе по методу проектов
необходимо учитывать
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).
На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Логическая форма мышления еще не является характерной для детей этого возраста, наглядно-образное выражается в том, что представления приобретают гибкость, подвижность и ребенок пытается оперировать при решении умственных задач не предметами, а образами. Память ученика - его интерес. Школьник запоминает то, что вызвало интерес, привлекло внимание своей яркостью, динамизмом; запомнит лучше то, с чем активно действовал.
Проектная работа предусматривает по своей сути личностно - ориентированный, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки, способностей, задатков. Говоря о необходимости последовательной реализации такого подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной и духовной сферой.
В режиме проектной деятельности необходимо в начальной школе формировать и основные учебные действия. Инновационный режим проектной деятельности требует формирования системы целого набора действий, содержание которых не совпадает с содержанием действий, необходимых для реализации деятельности в режиме воспроизводства. Для
стимулирования
Учитывая возрастные и
психолого-физиологические
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.