Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

       Последний период развития метода проектов длится с 1965 г. по настоящее время, берет свое начало в Германии в трудах И. Бастиона, Б. Бутмара, X. Гудьенса, Г. Гейслера, Ф. Фрейя, Г. Краута, М. Кмолля и др. Этот период связан с переосмыслением проектной идеи и дальнейшим ее распространением в образовании. Исследователи в области истории педагогики отмечают, что в этот период метод проектов пережил свое второе

рождение, получив свое дальнейшее развитие в странах Западной Европы в 60–70-е гг. XX столетия. [10, с. 22]

       В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов (Е.С. Полат, В.Н. Стернберг, Г.М. Коджаспирова, Н.Ю. Пахомова, М.Л. Сердюк и т.д.). Так, Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая  должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. В.Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу учащихся в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения» [6, с. 76–77].

        Г.М. Коджаспирова [3, с. 204] и М.Л. Сердюк придерживаются сходной точки зрения о методе проектов как системе обучения, «при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [5, с. 20].

На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество  исследований в области разработки и внедрения метода проектов в  практику обучения, где он трансформировался  в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы  образования.

Анализ литературы показал, что в отечественной педагогике метод проектов рассматривается  либо как самостоятельный метод, либо как целая технология, включающая в себя другие творческие методы. В  педагогической и методической литературе можно встретить различные термины: метод проектов, проектный метод, проектная технология. Все сказанное  выше позволяет сделать вывод: метод  проектов как дидактическое понятие  нужно рассматривать не в узком  смысле как самостоятельный метод, а в широком смысле – как  педагогическую проектную технологию,

включающую я себя многие методы (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Н.Ю. Пахомова, С.А. Красносельский, Л.Б. Переверзев, И.Д. Чечель, И.С. Сергеев и др.).

        Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что

проектная технология имеет  широкие педагогические возможности, способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

        Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В основе метода проектов лежит:

• Развитие познавательных умений и навыков учащихся;

• Умение ориентироваться  в информационном пространстве;

• Умение самостоятельно конструировать свои знания;

• Умения интегрировать  свои знания из различных областей наук;

• Умение критически мыслить.

        Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру

образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать  интерес учеников к знанию и научить  практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Применение ПТ в системе начального образования

 

       Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

        Умение  управлять проектной работой  – показатель высокой квалификации  преподавателя, его прогрессивной  методики обучения и развития  учащихся. Недаром эти технологии  относят к инновационным технологиям,  предусматривающим, прежде всего,  умение адаптироваться к стремительно  изменяющимся условиям жизни  человека постиндустриального общества.

       Опыт работы педагогов СШ № 23 города Костанай, занимающихся проблемами проектного обучения свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, в процессе проектной деятельности развивается социальная активность.

         Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной

деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

       Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск  источников информации, сбор и обработка  данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов  их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей; 
– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); 
– владение коммуникативными навыками, толерантностью; 
– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

            Специфика проектной работы в  младших классах, соответственно, заключается в том, что педагогический  процесс сосуществует с процессом  взаимодействия ребёнка с окружающим  миром, освоением учеником 

окружающей среды (природной  и социальной). Педагогическое воздействие  осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный  опыт школьника. Учитель осуществляет педагогическое сопровождение ребёнка  в деятельности по освоению окружающего  мира, во взаимодействии с окружающей средой. Творческая позиция учителя  одно из центральных условий формирования творческой интеллектуальной способности  учащихся начальной школы. Поэтому  для младших школьников очень  важна позиция учителя, определяемые им рамки учебной деятельности личностными  тенденциями.

        Приведем виды заданий для подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению проектной деятельности:

-   постановка логических ударений; (чтение текста с логическим ударением)

краткий пересказ, письменное изложение текста, постановка вопросов к тексту;

-   поиск литературы по заданной теме; (найти литературу по определенной тематике проекта)

конспектирование текста на слух;

-   иллюстрирование текстов ( после изучения произведения, разделить детей на группы и дать задание – нарисовать к определенному моменту произведения иллюстрацию, составить диафильм с помощью рисунков).

Эффективность использования  технологии проектной деятельности в начальной школе зависит  от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения  его типа, структуры и степени  участия учителя в координации  деятельности учащихся при работе над  проектом.

 

 

 

 

 

 

1.3. Условия применения  ПТ в школе

 

 

         Возраст младшего школьника накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, но начинать вовлекать учащихся надо обязательно.  Именно в  младшем школьном возрасте закладывается ряд

ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это  обстоятельство не учитывать, если этот возраст  рассматривать как  малозначимый для метода проектов,  то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся  и в последствии не удается достичь желаемых результатов в старших классах.

         При работе по методу проектов  необходимо учитывать психолого-физиологические  особенности младших школьников.

        Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

        Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

        Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

         Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

         Логическая форма мышления еще не является характерной для детей этого возраста, наглядно-образное выражается в том, что представления приобретают гибкость, подвижность и ребенок пытается оперировать при решении умственных задач не предметами, а образами. Память ученика - его интерес. Школьник запоминает то, что вызвало интерес, привлекло внимание своей яркостью, динамизмом; запомнит лучше то, с чем активно действовал.                  

         Проектная работа предусматривает по своей сути личностно - ориентированный, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, его подготовки, способностей, задатков. Говоря о необходимости последовательной реализации такого подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо всегда иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной и духовной сферой.

        В режиме проектной деятельности необходимо в начальной школе формировать и основные учебные действия. Инновационный режим проектной деятельности требует формирования системы целого набора действий, содержание которых не совпадает с содержанием действий, необходимых для реализации деятельности в режиме воспроизводства. Для

стимулирования самостоятельности  и инициативы учащегося необходимо придавать учебным заданиям игровую  или проблемную форму.

Учитывая возрастные и  психолого-физиологические особенности  младших школьников, при организации  проектной деятельности в начальной  школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.     

     Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

-         успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;

-         знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;

-         выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;

-         проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;

-         детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

         Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Информация о работе Использование элементов проектной деятельности, как средство активизации самостоятельности младших школьников