Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, курсовая работа
Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
Опыт работы учителей-практикантов свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к
долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста.
Выводы по первой главе.
Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у школьников того набора компетентности, который необходим для успеха их будущих профессиональных занятий.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
образования.
В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках математики, что оказывает положительное влияние на познавательную активность школьников.
При изучении проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики нами было проведено экспериментальное исследование с целью подтверждения теоретических положений. Это исследование проводилось в три этапа на базе школы №23 г. Костанай имени М. Козыбаева в течение периода с января по февраль 2012 года. Эксперимент проводился в 1 «Б» классе.
На первом этапе нашего исследования мы провели первый констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации познавательной деятельности и самостоятельности младших школьников в 1 «Б» классе. На этом этапе констатирующего эксперимента использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке.
Программа наблюдения:
- Включение школьников в работу в начале урока.
- Активность при проведении устного счёта.
- Деятельность школьников при работе в группах.
- Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
- Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
На этом этапе констатирующего эксперимента учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 1), используя варианты ответов “да” или “нет”.
Обработав данные, полученные при проведении наблюдений и анкеты,
получили следующие результаты: из 30 учащихся 2 “Б” класса 9 имеют
высокий уровень познавательной активности, 12 – средний, 9 – низкий. (Приложение №2)
Проанализировав работы детей,
мы провели формирующий
познавательной деятельности и самостоятельности младших школьников на уроках математики, используя элементы проектной технологии. Для достижения этой цели в 1 классе “Б” были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: проведение нестандартных уроков; применение заданий нешаблонного характера; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание “состязательной” мотивации. Формирующий эксперимент продолжался три недели.
“Устный счёт” (Приложение №3)При использовании на этом этапе дидактических игр, задач в стихах, заданий в занимательной форме количество отвечающих детей возрастает. (Приложение № 4)
Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность и самостоятельность школьников возрастает с применением элементов проектной технологии.
На третьем этапе нашего исследования был проведён второй констатирующий эксперимент. Цель эксперимента: выявление уровня активизации самостоятельности и познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 1 «Б» классе.
Эксперимент проводился по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям.
Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, получили следующие результаты:
из 30 учащихся 1 класса “Б” 12 имеют высокий уровень, 14 – средний, 4 - низкий. (Приложение №5)
По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что в 1классе “Б” количество школьников с высоким уровнем активизации познавательной деятельности увеличилось на 10%, со средним – на 7%, с низким уровнем познавательной активности уменьшилось на 17%.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений, используя элементы проектной технологии, будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию самостоятельности и познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.
2.2. ПТ как одна из форм активизации самостоятельности мл школьников.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Метод проектов, широко используемый сейчас на всех ступенях школьного образования на уроках и во внеурочной деятельности, способствует развитию предметных, общеучебных, коммуникативных умений и навыков, а также формированию учащегося, готового к сотрудничеству, обладающего компетенциями самостоятельной конструктивной работы и целенаправленной интеллектуальной деятельности. Однако в начальной школе можно говорить только о создании предпосылок для овладения учащимися этого метода работы в виде организации продуктивной практической деятельности учащихся под руководством учителя.
Познавательная активность и самостоятельность являются признанным средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, неотъемлемой частью умственного развития, определяющей степень его сформированности (Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, И.Я.Лернер и др.)
Анализ литературы по активизации познавательной самостоятельности свидетельствует о широком исследовании данной проблемы в различных направлениях,
Анализ работ учащихся показал, что дети в основном владеют знаниями, необходимыми для выполнения познавательных заданий обобщающего характера. Однако в условиях стихийного формирования опыта познавательной самостоятельности большинство детей испытывают значительные трудности в оперировании этими знаниями на уровне самостоятельного обобщения. Как правило, этот процесс носит интуитивно-практический характер, что выражается в неумении младших школьников
самостоятельно выразить главную мысль, установить существующие связи, при сравнении объектов распознавать признаки общности некоторой группы объектов, классифицировать их, формулировать вывод.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности.
В активизации познавательной самостоятельности учащихся начальных классов большую роль играет система познавательных заданий. Разрабатывая их, мы учитывали содержание материала, предусмотренного
учебной программой для начальной школы и содержание деятельности учащихся при их выполнении в соответствии с возрастными особенностями детей. Система познавательных заданий с использованием элементов проектных технологий по русскому языку предполагает формирование и совершенствование умения находить общность однотипных объектов, группировать их по признакам общности, в единичном заметить проявление общей закономерности, по отдельным существенным признакам распознать определенное понятие.
Проект - это самостоятельное исследование, которое требует от ребёнка определённых исследовательских умений.
Для подтверждения гипотезы моего эксперимента в период практики мы провели урок познания мира с использованием элементов проектной технологии. Темой моего урока была «Животные». (Приложение №6)
Предварительно мы разбили класс на микрогруппы по три человека. Каждая микрогруппа должна была подготовить сообщение о жизни одного из диких животных. Также им надо было найти наглядный материал и 3 загадки об этом животном.
Из наглядного материала, который нашли учащиеся, мы оформили стенд «животные», на котором отразили выступление каждой микрогруппы.
После выступления детей мы всем классом подвели итоги. Каких животных мы называем дикими? Чем они отличаются от домашних? Кому сложнее пережить зимний период? Почему? Чем мы им можем помочь?
После проведения урока с использованием элементов проектной технологии, мы сделали вывод, что учащиеся лучше осознают материал, им намного интересней самим находить какую-либо информацию, чем воспринимать от учителя уже готовую.
Формирование самостоятельности младших школьников требует так организовать процесс обучения, чтобы целенаправленно приобщать учащихся к добыванию знаний, вырабатывать у них способность и потребность действовать независимо.
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Начальная
школа обязана научить детей
не только осознанному чтению,
письму и счёту, правильной
и полноценной речи, но и привить
учащимся ответственное
В основу учебно-воспитательного процесса
начальной школы положены
принципы гуманно-личностного
образования, создание благоприятной
образовательной среды для
Для подтверждения гипотезы нашего эксперимента в период практики мы способствовали организации реализации учебно-воспитательного плана с использованием элементов проектной технологии.
В целях повышения самостоятельности учащихся 1 «Б»класса мы организовали работу по оформлению классного уголка с применением элементов проектной технологии.
Данная работа осуществлялась в период с 16 по 30 января 2012 года.
На первом этапе нашей работы (16 января 2012 года) мы провели
беседу с учащимися о том, для чего нужен классный уголок и что они хотели бы там видеть. Подводя итоги беседы мы сделали вывод, что классный уголок отражает активную жизнь класса, в нем собрана общая информация об учащихся и их достижениях.
На втором этапе нашей работы мы разделили класс на микрогруппы, каждая из которых должна была найти определенную информацию для классного уголка. Определили сроки данного этапа – с 17 января до 25 января 2012 года.
Задания которые получили учащиеся.
На третьем этапе (с 26 по 28 января) проводились корректировка материала и оформление учащимися классного уголка. Также мы определили ответственного за дальнейшим оформлением классного уголка. (Хиль Екатерина)
Также в период практики мы проводили кружок по оригами.
На одном из занятий мы организовали работу детей для изготовления подарка на 8 марта своим мамам, бабушкам и сестрам. Мы с детьми изготавливали тюльпан в технике оригами. Детям очень понравилась эта поделка, и мы решили оформить полянку тюльпанов для классного руководителя. (Приложение №7)
В
работе участвовал весь класс.
В течение двух занятий мы
изготавливали тюльпаны и
По окончанию работы мы сделали вывод, что
- коллектив стал сплочённее
- ребята учатся самостоятельно находить пути решения проблемы;
- у учащихся повысился интерес
к проектному методу обучения;
- дети с удовольствием работают
в группах;
- в работе над проектами ребята
учатся анализировать, сравнивать, обобщать;
- учатся отстаивать свою точку зрения;
- повышается рост уровня
- у ребят появилось желание творить, узнавать и разгадывать новые «тайны» и делиться своими результатами с другими.