Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4
ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13
ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания относится, прежде всего, последовательная реализация принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение  к идее политехнического образования, организация производительного  труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических  колледжей и лицеев, создание в  школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными  технологиями.

Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.

Таким образом, можно заключить, что  формирование гражданской культуры личности, эффективность гражданского воспитания, конечно же, зависит  от эффективности системы образования. Так же немаловажна роль государства в идеологическом воспитании личности. Но в большей степени на формирование гражданственности, воспитание гражданской культуры личности влияет социальное окружение человека, психологическая атмосфера в его ближайшем окружении, все социальные институты воспитания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование  гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое  значение на ее становление оказывает  семья. Именно здесь ребенок постигает  первые уроки гражданственности, отношения  к своей стране, ее народу. Далее  процесс продолжается в школе, где  идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих  в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском  поведении человека.

Гражданская культура личности – это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества. Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как целенаправленный процесс формирования гражданственности личности. Понятие «гражданственность» определяется как интегральное качество, совокупность качеств, целостное интегральное качество, качество духовного мира человека, комплекс субъективных качеств личности, интегративное качество личности.

Формирование высоко гражданской культуры личности зависит не только от педагогических технологий, но в большой мере от, психологической атмосферы в ближайшем социуме, системы социальных отношений, в которых растет патриот. Важное значение имеет объединение усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бобрович, В.И. Воспитание гражданина: политическое и гражданское образование в переходный период / В.И. Бобрович. -  Вышэйшая школа. -- 1997. -- №5.           -  С. 19 -- 22.
  2. Боголюбов Л.Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. -- 1997. -- № 3. --           С. 104 -- 119.
  3. Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе зтнокультуры: Автореф.дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /Новочеркас. гос. мелиорат. акал.— 1999.
  4. Выговская В.Н. Условия эффективного воздействия школьных трудовых объединений на гражданское становление старшеклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Высшая комсом. школа при ЦК ВЛКСМ — М., 1986 — 24 с.
  5. Гаязов АС. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Челяб. гос. ун-т --  Челябинск, 1996  --  40 с.
  6. Грогуль Л. С. Региональный опыт вопреки всем трудностям // Граждановедение. --  2001. -- № 38. --  С. 4 -- 6.
  7. Зенченко В. А. проблемы формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи // 55 гадоў перамогi ў Вялiкай Айчыннай вайне: погляд праз гады, новыя канцэпцыi i падыходы: Матэрыялы навук.-практ. канферэнцыi. – Мн.,  2001. – С. 3-5
  8. Кабуш У.Т. Выхаванне у сучаснай школе.— Miнск: «Маладняк», 1995.  187 с.
  9. Канцэпцыя гуманiстычнай выхаваўчай сiстэмы // Праблемы выхавання. --  1997. --  № 9. --  С. 35 -- 45.
  10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.         --  М.: Изд. центр «Академия», 2001. --  176 с.
  11. Концепция национальной школы беларуси Мин-во образования РБ, Нац. Ин-т образования: М.А Гусаковский [и др.]. – Мн.: НИО, 1993.– 66 с.
  12. Левко А.И., Худенко Л.А. Модель воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях // Столичное образование.— 2002. --  № 10. --  С. 4 -- 9.
  13. Лихачев Д.С. Великая Русь: История и художественная культура X--XVII века / Д.С. Лихачев, Г.К. Вагнер, Г.И. Вздорнов,                         Р.Г. Сданников. -- М.: Искусство, 1994. --  488 с.
  14. Мартынова В.В. Формирование гражданственности подростков а процессе освоения социальных ролей: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Нац. ин-т образования. -- Минск, 1993. -- 21 с.
  15. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1997.
  16. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях// материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001.-100 c.
  17. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. --  2001. --  № 4. --  С. 3 -- 28.
  18. Рыжов О.В. Концепция гражданского образования и воспитания учащейся  молодежи // Граждановедение. --  2000. -- №  19. -- С. 3 -- 6.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. Пособие / И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: "Академия", 2002. - 576 с.
  20. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогичеких наук: 13.00.01): Автореф. дис.... д-ра пед. наук.  -- М., 2001. -- 43 с.
  21. Толкачева О.В. Гражданское воспитание учащихся начальной школы.  -- Минск: БГПУ, 2002
  22. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Баранов Е.А. / Концепция национальной школы Беларуси, Минск, 2010. – Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/konc/vnik.htm. - Дата доступа: 24.02.2011.
  23. Шкробова МЛ. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: Автореф. дис. ... канд.  пед. наук: 13.00.02 / Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и М-во труда и соц. развития РФ.— М., 2001. -- 15 с.

Информация о работе Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте