Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4
ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13
ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в педагогической литературе имеется ряд работ, в которых  предлагаются различные классификации  гражданских качеств подростков и старшеклассников. А.С. Гаязов выделяет такие гражданские качества, как  гражданская ответственность, активная гражданская позиция в труде, гражданская совесть и долг, добросовестное отношение к труду; В.Н. Иванов - коллективизм;  Е.В. Известнова — гражданскую ответственность, гражданскую активность, долг; В.И. Кожокарь — гражданскую ответственность, долг, социальную активность; В.М. Петухов  — самостоятельность, ответственность; Ю.А. Маринкина — отношение к  труду как к своему основному  гражданскому долгу; В.П. Сергеева —  чувство долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, интернационализм, уважение к Конституции государства, органам государственной власти, символам государственности, ответственность  за судьбу страны, за свои дела и поступки, честность, правдивость, интернационализм, гражданская ответственность, общественная активность, бережное отношение к  национальным богатствам страны, общественная дисциплина и культура общежития; В.В.Мартынова  — гражданское сознание; чувство  ответственности, долга, совести, честь, достоинство; Н.А. Шатунова — общественную активность, гражданскую ответственность, долг.

Каждое  из качеств личности характеризуется  не только суммой составляющих черт и  признаков, но и наличием системообразующего элемента. Применительно к гражданственности  как сложному интегративному образованию системообразующим компонентом выступает ответственность личности перед коллективом и обществом [10;176].

Гражданские качества личности являются и предпосылкой, и результатом поведения и  деятельности личности, так как, с  одной стороны, определяют избирательность  отношений учащихся к окружающей действительности и направленность его деятельности и поведения, а  с другой — ими же обусловлено  его дальнейшее гражданское развитие и формирование.

Таким образом, гражданственность оказывает влияние  на все сферы социальной жизни  учащихся, и, следовательно, на социально-психологическую  структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения  и гражданские качества, которые  предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям.

Следует констатировать, что в психолого-педагогической литературе отсутствуют труды, изучающие  содержание и специфику формирования единой совокупности гражданских качеств  личности учащихся. Вместе с тем  имеется ряд работ, посвященных  раскрытию сущностных характеристик  и особенностей развития отдельных  гражданских качеств в контексте  патриотического, идейно-политического, идейно-нравственного воспитания. В  них исследуются проблемы формирования коллективизма, исполнительности и  добросовестности, чувства долга, патриотизма, общественно-политических представлений  и понятий, общественных интересов, общественной активности, социальной активности, общественной направленности.

Исходя  из вышеизложенного, можно рассматривать гражданственность как совокупность позитивных гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности трудолюбия, гуманности, долга, активности, коллективизма, организованности, интернационализма, самостоятельности, законопослушности, достоинства, дисциплинированности и других качеств личности.

Таким образом, можно охарактеризовать понятие  гражданская культура как наиболее полное, расширенное понятие гражданственности, целостное интегральное качество, которое  включает в себя, в первую очередь, нравственную и правовую культуру личности, осознание своих прав и обязанностей, передающих связь человека со своим  народом, осознание гражданской  ответственности и определяющих его социальную направленность. 

 

2. ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕЗУЛЬТАТ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблема  гражданского воспитания личности всегда была в центре исследования философов, социологов, психологов, педагогов, которые  рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Методологические аспекты  гражданского воспитания раскрываются в работах философов и социологов Л.М.Архангельского,               Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, О.Г. Дробницкого, Э.И. Моносзона,                   Г.Н. Филонова и других. Психологическое  обоснование процесса формирования гражданственности личности - в исследованиях психологов Л.И. Божович, А.Б. Добровича, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.Э. Чудновского. Вопросам формирования отдельных гражданских качеств личности посвящены труды Ю.П. Маринкина,                      И.Н. Руссу, Г.С. Саволайнен (формирование гражданской зрелости у учащихся, в системе классных и внеклассных занятий), А.К. Нургалиева, В.М. Обухов, Ф.М. Ямалетдинова (формирование гражданской активности подростков), А.Н. Худин, Н.А. Шатунова (формирование гражданской ответственности старшеклассников), Л.Л. Хоружая (формирование гражданской позиции в процессе изучения общественно-политической литературы). Проблеме воспитания патриотизма как качества гражданина уделяют внимание Ю.С. Васютин, Д.И. Водзинский, А.И. Вырщиков,            Н.А. Иванов, Р.С. Пионова, И.Ф. Харламов и др.

В педагогической литературе проблема формирования гражданских  качеств личности квалифицируется  также в контексте различных  направлений гражданского воспитания: идейно-нравственного                           (Т.А. Гришина), идейно-политического (Н.Н. Загрязкина, А.Г. Конаныхина), политического (В.И. Бобрович, Б.Т. Лихачев), интернационального                 (Л.М. Симанина), правового (А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов,                                   З.К. Шнекендорф), патриотического (А.И. Вырщиков, Л.И. Мищенко,                   В.И. Перминова).

Следует отметить, что понятие «гражданское воспитание» прошло определенную трансформацию  за многие века существования системы  образования как общественного  феномена. В процессе формирования гражданина сочетались интересы личности и потребности общества.

В педагогической литературе представлены разные подходы  к трактовке сущности понятия  «гражданское воспитание».

Типологию взглядов исследователей на сущность понятия «гражданское воспитание»  можно классифицировать по следующим  направлениям: воспитание гражданско-правовой культуры личности (В.Варивончик, Е.В. Известнова, Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин); воспитание политической культуры личности (B И Бобрович, Б.Т.Лихачев); воспитание гражданской культуры личности (Л.Н.Боголюбов, А.А. Ермолин, А.С. Прутченков); процесс воспитания гражданственности личности (В.В. Мартынова, О.В. Рыжов, Л.С. Грегуль); процесс формирования гражданского самосознания личности (М.А. Шкробова). Важным становится рассмотрение сущности гражданского воспитания в контексте воспитания гражданской культуры личности. Гражданская культура личности – это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества. Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической и правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Гражданское воспитание изучается в русле  процесса, направленного на воздействие, способствующего формированию культуры гражданственности, или гражданской  культуры [2;104]. Так же изучается в  аспекте активного педагогического  влияния на формирование гражданской  культуры человека путем создания максимально благоприятных условий для взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения культурно-исторической традиции народа, формирующейся демократической культуры и молодежной субкультуры [12;4].

Понятие «гражданское воспитание» осмысливается  исследователями как формирование гражданственности личности, позволяющей  человеку ощущать себя социально, политически, юридически дееспособным и нравственно  защищенным; многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная  деятельность государственных органов, общественных объединений, учебных  заведений и гражданского общества в целом по формированию у учащихся гражданственности, правового сознания и гражданского долга, чувства верности Отечеству, критического и преобразующего отношения к социальной действительности, а также готовности к реализации своих прав и выполнению конституционных  обязанностей [14;21].

Рассмотрено так же гражданское воспитание как  деятельность образовательных учреждений и других служб по обеспечению  целенаправленного формирования гражданственности  на всех ступенях развития [6;4].

Белорусские исследователи под гражданским  воспитанием понимают процесс формирования гражданственности как интегративного качества личности, в котором отражаются наиболее существенные стороны отношений  между гражданином и государством, его членами, обществом; одно из основных направлений школьного воспитания, в процессе которого учащиеся получают основные понятия о гражданственности, гражданине, гражданском долге, своих  гражданских правах и обязанностях [14;21].

М.А. Шкробова решает эти вопросы в рамках следующей  процессуальности: формирование гражданского самосознания, социальных качеств личности, гражданских чувств и убеждений [22;15].

В педагогической науке сложились два подхода  к организации гражданского воспитания школьников: предметный и интегрированный. Предметный подход к гражданскому воспитанию означает преподавание в школах отдельного предмета «Граждановедение». По методике преподавания курса «Граждановедение»  наработан богатый опыт в странах  ближнего и дальнего зарубежья, имеются  учебники, учебные и методические пособия по гражданскому образованию  и воспитанию. Сторонники интегрированного подхода рассматривают реализацию идеи гражданского воспитания в рамках содержания учебных дисциплин.

Вышеизложенные  определения сущности гражданского воспитания ориентируют учителя  на формирование свободной и ответственной  личности гражданина Отечества. Вместе с тем, несмотря на ряд общих позиций  в определении понятия «гражданское воспитание», у исследователей нет  единой точки зрения.

В определении, данном О. В. Толкачевой «Гражданское воспитание школьников - это целенаправленный процесс формирования гражданственности как интегративного качества, представляющего совокупность социально значимых гражданских свойств и качеств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни» [20;10].

Цели  гражданского воспитания школьников достигаются  и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного  процесса. Прямое обращение к сознанию учащихся в целях гражданского воспитания не будет давать срывов в случае, когда школьники параллельно  вовлекаются в общественно-полезный труд и общественную деятельность [13;11].

По мнению О.В. Рыжова, цели гражданского воспитания реализуются при создании благоприятных  условий, способствующих формированию личности гражданина, его гражданского сознания, реализуемого в совокупности гражданских знаний и действий; развитии гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных качеств; в подготовке учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве гражданском обществе [17;3].

Цели  гражданского воспитания раскрываются в задачах. В педагогической теории задачи гражданского образования и  воспитания учащейся молодежи определяются следующим образом:

  • проведение научно обоснованной управленческой, организаторской, образовательной и воспитательной деятельности для эффективного гражданского образования учащихся;
  • утверждение в сознании учащихся гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей страны;
  • создание эффективной системы гражданского воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности Родине, готовности к достойному служению обществу, честному выполнению своих конституционных обязанностей;
  • формирование гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека [17;5].

Основополагающими принципами гражданского воспитания школьников, согласно О. В. Толкачевой, являются следующие:

-- гуманизации  и демократизации воспитательного процесса в школе — предусматривает равноправие, взаимоуважение участников педагогического процесса, диалогичность педагогического взаимодействия, открытость к восприятию общегражданских ценностей;

-- историко-культурный  — предполагает тесное единство гражданского воспитания с историей и национальной культурой белорусского народа; содействует формированию гражданина, способного приумножить культурное достояние отечества в контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций своей Родины;

-- активности  и саморегуляции — способствует развитию у воспитанника личностных характеристик, критичности и самокритичности, готовности к принятию самостоятельных решений, что постепенно формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности за ее реализацию в делах и поступках;

Информация о работе Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте