Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4
ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13
ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Следует
отметить, что в педагогической литературе
имеется ряд работ, в которых
предлагаются различные классификации
гражданских качеств подростков
и старшеклассников. А.С. Гаязов выделяет
такие гражданские качества, как
гражданская ответственность, активная
гражданская позиция в труде,
гражданская совесть и долг, добросовестное
отношение к труду; В.Н. Иванов - коллективизм;
Е.В. Известнова — гражданскую ответственность,
гражданскую активность, долг; В.И. Кожокарь
— гражданскую ответственность,
долг, социальную активность; В.М. Петухов
— самостоятельность, ответственность;
Ю.А. Маринкина — отношение к
труду как к своему основному
гражданскому долгу; В.П. Сергеева —
чувство долга перед страной,
обществом, родителями, чувство национальной
гордости и патриотизма, интернационализм,
уважение к Конституции государства,
органам государственной
Каждое
из качеств личности характеризуется
не только суммой составляющих черт и
признаков, но и наличием системообразующего
элемента. Применительно к
Гражданские качества личности являются и предпосылкой, и результатом поведения и деятельности личности, так как, с одной стороны, определяют избирательность отношений учащихся к окружающей действительности и направленность его деятельности и поведения, а с другой — ими же обусловлено его дальнейшее гражданское развитие и формирование.
Таким образом,
гражданственность оказывает
Следует
констатировать, что в психолого-педагогической
литературе отсутствуют труды, изучающие
содержание и специфику формирования
единой совокупности гражданских качеств
личности учащихся. Вместе с тем
имеется ряд работ, посвященных
раскрытию сущностных характеристик
и особенностей развития отдельных
гражданских качеств в
Исходя из вышеизложенного, можно рассматривать гражданственность как совокупность позитивных гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности трудолюбия, гуманности, долга, активности, коллективизма, организованности, интернационализма, самостоятельности, законопослушности, достоинства, дисциплинированности и других качеств личности.
Таким образом,
можно охарактеризовать понятие
гражданская культура как наиболее
полное, расширенное понятие
Проблема
гражданского воспитания личности всегда
была в центре исследования философов,
социологов, психологов, педагогов, которые
рассматривали ее в соответствии
с общей тенденцией развития общества
и государства. Методологические аспекты
гражданского воспитания раскрываются
в работах философов и
В педагогической
литературе проблема формирования гражданских
качеств личности квалифицируется
также в контексте различных
направлений гражданского воспитания:
идейно-нравственного
Следует отметить, что понятие «гражданское воспитание» прошло определенную трансформацию за многие века существования системы образования как общественного феномена. В процессе формирования гражданина сочетались интересы личности и потребности общества.
В педагогической литературе представлены разные подходы к трактовке сущности понятия «гражданское воспитание».
Типологию взглядов исследователей на сущность понятия «гражданское воспитание» можно классифицировать по следующим направлениям: воспитание гражданско-правовой культуры личности (В.Варивончик, Е.В. Известнова, Я.В. Соколов, А.Ф. Никитин); воспитание политической культуры личности (B И Бобрович, Б.Т.Лихачев); воспитание гражданской культуры личности (Л.Н.Боголюбов, А.А. Ермолин, А.С. Прутченков); процесс воспитания гражданственности личности (В.В. Мартынова, О.В. Рыжов, Л.С. Грегуль); процесс формирования гражданского самосознания личности (М.А. Шкробова). Важным становится рассмотрение сущности гражданского воспитания в контексте воспитания гражданской культуры личности. Гражданская культура личности – это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества. Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической и правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Гражданское
воспитание изучается в русле
процесса, направленного на воздействие,
способствующего формированию культуры
гражданственности, или гражданской
культуры [2;104]. Так же изучается в
аспекте активного
Понятие
«гражданское воспитание» осмысливается
исследователями как
Рассмотрено так же гражданское воспитание как деятельность образовательных учреждений и других служб по обеспечению целенаправленного формирования гражданственности на всех ступенях развития [6;4].
Белорусские
исследователи под гражданским
воспитанием понимают процесс формирования
гражданственности как
М.А. Шкробова решает эти вопросы в рамках следующей процессуальности: формирование гражданского самосознания, социальных качеств личности, гражданских чувств и убеждений [22;15].
В педагогической
науке сложились два подхода
к организации гражданского воспитания
школьников: предметный и интегрированный.
Предметный подход к гражданскому воспитанию
означает преподавание в школах отдельного
предмета «Граждановедение». По методике
преподавания курса «Граждановедение»
наработан богатый опыт в странах
ближнего и дальнего зарубежья, имеются
учебники, учебные и методические
пособия по гражданскому образованию
и воспитанию. Сторонники интегрированного
подхода рассматривают
Вышеизложенные
определения сущности гражданского
воспитания ориентируют учителя
на формирование свободной и ответственной
личности гражданина Отечества. Вместе
с тем, несмотря на ряд общих позиций
в определении понятия «
В определении, данном О. В. Толкачевой «Гражданское воспитание школьников - это целенаправленный процесс формирования гражданственности как интегративного качества, представляющего совокупность социально значимых гражданских свойств и качеств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни» [20;10].
Цели
гражданского воспитания школьников достигаются
и реализуются благодаря
По мнению О.В. Рыжова, цели гражданского воспитания реализуются при создании благоприятных условий, способствующих формированию личности гражданина, его гражданского сознания, реализуемого в совокупности гражданских знаний и действий; развитии гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных качеств; в подготовке учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве гражданском обществе [17;3].
Цели гражданского воспитания раскрываются в задачах. В педагогической теории задачи гражданского образования и воспитания учащейся молодежи определяются следующим образом:
Основополагающими принципами гражданского воспитания школьников, согласно О. В. Толкачевой, являются следующие:
-- гуманизации
и демократизации
-- историко-культурный — предполагает тесное единство гражданского воспитания с историей и национальной культурой белорусского народа; содействует формированию гражданина, способного приумножить культурное достояние отечества в контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этнонациональных и культурно-исторических традиций своей Родины;
-- активности и саморегуляции — способствует развитию у воспитанника личностных характеристик, критичности и самокритичности, готовности к принятию самостоятельных решений, что постепенно формирует гражданскую позицию личности, чувство ответственности за ее реализацию в делах и поступках;
Информация о работе Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте