Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4
ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13
ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4 

ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13

ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития Республики Беларусь как суверенного демократического государства возникает необходимость  в усовершенствовании воспитания гражданственности  на всех уровнях функционирования национальной системы образования. Гражданское воспитание становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, образцов поведения. В связи с этим воспитание гражданственности является одной из задач современной системы образования, которая нашла отражение в законах, «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка»; в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции национальной школы Республики Беларусь и других государственных документах.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного  развития человека и общества, в  том числе — школы и педагогики, без учета современного положения  в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего  и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных  стран, но и лучше раскрыть собственные  потенциальные возможности и  стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных  проблем. Гражданственность — важнейший  духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости  и безопасности государства.

Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской  культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.  
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ» И «ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА»

Понятие «гражданственность» как научная  категория широко представлено в  философских (Л.Н. Боголюбов, В.М. Петухов, Г.Н. Филонов) и психолого-педагогических исследованиях (Е.В. Известнова, В.Т. Кабуш, Л.В. Кузнецова, В.В. Мартынова) конца  XX в.

Педагогическая категория «гражданственность» представляет собой осознание и реализацию учащимися своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, к своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля. Процесс формирования гражданственности ученые рассматривают как приобщение человека к гражданским ценностям через включение в реальные гражданские отношения. Определения и характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного наполнения и предполагают наличие иных элементов: дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности — гражданской культуре.

Понятие «гражданская культура» органично  связано с понятием «гражданское общество» и рассматривается  как особая сфера социума, область  частной жизнедеятельности, совокупность внегосударственных общественных отношений  и институтов, выражающих разнообразные  ценности, интересы и потребности  относительно независимых друг от друга  членов общества [15;3].

Гражданскую культуру характеризуют также как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности и государства.

В Концепции  воспитания и образования в Беларуси подчеркивается, что все учреждения системы образования и воспитания должны опираться в своей деятельности на достижения мировой культуры общечеловеческие ценности и воспитывать уважение к правам людей, их культурно-этническим и религиозным особенностям [8;137].

Для достижения цели воспитания гражданственности  учащихся необходимо обогатить содержание воспитательной работы национальной культурой. Эта работа предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

Содержание  понятий «гражданственность», «гражданин»  включает три главных признака: юридический  признак (исполнение своих гражданских  прав и обязанностей в силу требований закона и государства), социально-политический признак (выражается в идентификации  личности с определенным комплексом идей, принципов, взглядов, убеждений, чувств, поступков, обусловленных общественно-политическим строем общества), нравственный признак [15;4].

Выбор способов и средств формирования гражданственности личности во многом зависит от господствующих в обществе представлений о принципах организации жизни человека вообще и гражданского образования в частности.

Содержание  понятия «гражданственность» на основе синтеза различных научных  подходов раскрывает разнообразные  проявления этого качества личности. Как видно из таблицы 1, в науке  нет единого мнения относительно содержания исследуемого нами понятия  «гражданственность». Анализ и обобщение  приведенных в таблице 1 содержательных характеристик понятия «гражданственность», представленных в работах российских и отечественных философов и  педагогов, позволяет сделать вывод  о том, что «гражданственность»  рассматривается как интегративное  качество личности, предполагающее осознание  и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к государству, обществу, народу.

 

Таблица 1. Содержательная характеристика понятия «гражданственность»

Авторы

Определения понятия «гражданственность»

В.И. Кожокарь (1975)

Гражданственность — это интегральное качество, предполагающее осознание  личностью своих прав и обязанностей по отношению к государству, своего долга и личной ответственности  перед обществом, проявляющееся  в общественно значимой преобразующей  деятельности, высокой социальной активности, непримиримости к негативным проявлениям  и направленное на реализацию

И.Н. Руссу (1976)

«Советская гражданственность» —  совокупность идеологических, политических, юридических и моральных качеств  и свойств личности, которые интериоризируются  в личности, характеризуют ее как  гражданина, обусловливая его характер, степень проявления отношений к  советскому обществу, государству... и  представляют собой

Л.М.Архангель

ский (1978)

Гражданственность — это осознание  человеком своего общественного  долга, моральной личной ответственности  за порученное дело коллектива, всего  общества

С.Н. Иконникова В.Т. Лисовский (1982)

Гражданственность — сознательное и  добросовестное отношение человека к своим обязанностям; чувство  ответственности перед Родиной

Е.В. Известнова

(1988)

Гражданственность — это целостное  интегральное качество, отражающее осознание  личностью своих прав и обязанностей, своего долга и гражданской ответственности  перед обществом и проявляющееся  в деятельности, направленной на реализацию своих убеждений

А.Ф. Никитин (1990)

Гражданственность — это определенный уровень сформированности духовной культуры человека, способность убежденно  и ответственно руководствоваться  своими правами и обязанностями, действовать на пользу Родине, народу

Я. В. Соколов (1992)

Гражданственность — это сложнейшее личностное образование, основными  элементами которого являются гармоническое  сочетание патриотических и интернациональных  чувств; нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе  личности, ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти

В. В. Мартынова (1993)

Гражданственность — это реальная возможность воплощения в жизнь  совокупности социальных, политических и гражданских прав личности, ее интеграция в культурные и социальные структуры общества

В.М. Петухов  (1994)

Гражданственность — это качество духовного мира человека, ориентированного на гуманистические ценности свободы, демократии; это осознание личностью  своих прав и обязанностей в отношениях к демократическому государству  и государства в отношениях к  нему; рациональная составляющая и  ценностный фундамент морально-патриотических чувств.

В.Т. Кабуш (1995)

В широком смысле гражданственность  — это неразрывная связь человека со своим народом, осознание своей  ответственности за Отечество и  весь мир. В узком понимании —  осознание и реализация своих  прав и обязанностей перед самим  собой, своей семьей, близкими и далекими людьми

В.В. Чечет (1998)

Гражданственность ребенка --  осознанное воплощение им самим в реальную жизнь  своих прав и обязанностей, отношений  к родителям, родственникам, соотечественникам  и к себе как представителю  своего народа, нации, государства

Г.Н. Филонов (1999)

Гражданственность -- это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся  в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые  функции — осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего Отечества, в подлинно свободной  и честной приверженности к ориентациям  на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных, межличностных отношений

В.Н. Власова (1999)

Гражданственность — это осознанное чувство причастности к судьбам  всей страны, своего народа, ко всему,

И.В. Суколенов (2001)

Гражданственность — это интегративное  качество личности учащегося, где прежде всего определяется его нравственная и правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, внутренняя свобода личности учащегося, дисциплинированность, уважение и доверие  к другим гражданам и к государственной  власти, способность выполнять свои обязанности, гармоничное сочетание  патриотических, национальных и интернациональных  чувств

ГМ Коджаспирсва А.Ю. Коджаспиров (2001)

Гражданственность — это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских  обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование  своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны


 

Понимание гражданственности как фундаментального духовно-нравственного качества, мировоззренческой  и психологической характеристики личности свидетельствует об определяющей роли мировоззрения, на основе которого формируется система ценностных ориентаций личности, взглядов, убеждений; осознается место в обществе; определяются обязанности и ответственность  перед Отечеством, государством, народом.

В данном определении целостно представлены сферы проявления гражданственности, но не раскрываются ее сущностные признаки как личностного образования. Гражданственность  прежде всего содержательно определяет отношения человека к социальной общности через призму этого отношения  обусловливает отношение к себе, родным, другим людям, человечеству.

Человек, начиная с детского возраста, ощущает  свою принадлежность к социальной сущности. Как отмечается в социально-философской  литературе, внутренне зафиксированное  ощущение, восприятие, осознание своей  сопряженности с социальной общностью  усиливает эту общность.

Сущностной  характеристикой гражданственности  является чувство принадлежности к  социальной общности, осознание своих  обязанностей по ее прогрессивному преобразованию, активное участие в деятельности на благо социума.

Вместе  с тем «гражданственность» как  интегративное понятие конкретизируется в различных аспектах процесса гражданского воспитания подрастающего поколения: в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом; рациональном, чувственно-эмоциональном, практическом; социально-политическом, нравственном и правовом. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что понятие «гражданственность»  исследуется учеными не только как  интегративное, но и как многоаспектное понятие (табл. 2).

Таблица 2. Содержательная характеристика гражданственности как многоаспектного понятия

Авторы

Аспекты

Содержание понятия

И.Н. Руссу

(1976)

рациональный

включает совокупность качеств, с  помощью которых личность осознает свое положение в обществе

чувственно-эмоциональ

ный

представляет собой оценку своего положения в обществе, прав и обязанностей гражданина, выражающихся в чувствах любви и преданности государству

практический

представляет собой преломление  в практических отношениях своего осознанного  положения гражданина.

Е.В. Извест-

нова(1988)

социально-политический

сочетание общественных и личных интересов, умение видеть и оценивать значение происходящих в стране событий, осознание  их политического содержания, активное участие в решении социально-политических проблем государства

нравственный

ориентация личности на развитие высоких  моральных, гуманистических отношений  в коллективе

правовой

уважительное отношение к закону, сознательное неуклонное выполнение человеком  конституционных обязанностей, разумное использование своих гражданских  прав, точное соблюдение законов, непримиримое отношение к правонарушениям

И.В.Суколе

нов

(2001)

социально-правовой

достаточный уровень развития демократического сознания, принятия будущими гражданами демократических ценностей, опыта  демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством; определяет кормы, принципы социально-правового взаимодействия государства и власти с институтами  гражданского общества

морально-этический

уровень нравственной культуры общества, оценивающий степень приближения  общества к таким идеалам, как  долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие

социально-психологи

ческий

чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к Родине, решительность и стойкость в  преодолении жизненных трудностей, участие в созидательном труде, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость

педагоги

ческий

интегративный комплекс качеств личности учащегося, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально  необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми  и моральными нормами


 

Таким образом, понятие «гражданственность» определяется как интегральное качество, совокупность качеств, целостное интегральное качество, качество духовного мира человека, комплекс субъективных качеств личности, интегративное качество личности учащихся. Процесс воспитания гражданственности требует педагогического руководства, поскольку его цель — формирование гражданина владеющего определенным типом социально обусловленного поведения в обществе. Как справедливо отмечает Н.А. Шатунова, «воспитание гражданских качеств личности — процесс сложный, длительный» [22;9].

Необходимо  констатировать, что он рассматривается  и с позиции приобщения учащегося  к гражданским ценностям через  включение его в реальные гражданские  отношения; через осознание и  постижение начал общечеловеческой морали: человечности  и справедливости.

Особую  группу составляют гражданские ценности: Родина, ее история; национальная и  мировая культура; гражданский долг; гражданский гуманизм; гражданская  ответственность; гражданское мужество; самоуважение, дружба, честность, гражданственность.

Усвоение  личностью гражданских ценностей  осуществляется в процессе образования, через приобретение необходимой  информации для оптимальной реализации своих гражданских функций и  социальных ролей. Приобщение человека к гражданским ценностям происходит в процессе реального включения  личности во все многообразие общественных отношений и институтов общества, в процессе духовного общения  поколений [7;4].

По мнению В.Н. Выговской, гражданские качества личности определяют способность и  готовность личности выполнять требования общества и руководствоваться в  своей деятельности и поведении  побуждениями долга, ответственности, общественной значимости [4;7].

Под формированием  гражданских качеств личности А.С.Гаязов понимает целенаправленную деятельность учителя «подчиненную цели, имеющую  свою методику, содержание и организационные  формы, условия содержания и организации [5;14].                   

В.Н. Власова  гражданские качества личности рассматривает  как «воспитательную, развивающуюся  категорию, неразрывно связанную с  процессами этнокультурной самоидентификации и личностно-ориентированного образования «гражданина мира» [3;7].

Вышеизложенное  дает основание рассматривать процесс  воспитания гражданственности с  позиции формирования гражданских  качеств личности, хотя единой точки  зрения на их совокупность в педагогических исследованиях не сложилось.

Информация о работе Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте