Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность, содержание и особенности гражданской культуры в рамках процесса формирования гражданственности личности, как результат гражданского воспитания; рассмотреть гражданскую культуру личности как многоаспектное, интегративное качество человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Cущность понятия «гражданственность» и «гражданская культура»…………………………………………………………………....4
ГЛАВА 2. Гражданская культура как результат гражданского воспитания………………………………………………………………...13
ГЛАВА 3. Формирование гражданской культуры в социально-педагогическом аспекте…………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.02 Кб (Скачать)

-- системности — предполагает обусловленность процесса гражданского воспитания гармоничностью развития взаимосвязанных новообразований в структуре личности;

-- комплексности и междисциплинарной интегрированности — предусматривает активизацию воспитательного аспекта в преподавании всех учебных дисциплин, в видах деятельности школы, взаимодействие семьи, учреждений культуры и заинтересованных общественных объединений в гражданском воспитании личности;

-- постепенности и непрерывности -- предполагает многоэтапность организации гражданского воспитания (с учетом возрастной периодизации); содержание постепенно усложняется, корректируются направления развития гражданских качеств личности и обеспечивается их преемственность [20;42].

Содержание  гражданского воспитания в общем  плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом  своих гражданских обязанностей перед государством, обществом, народом  на основе соблюдения нравственно-правовых норм, а также высокого уровня сформированности гражданственности.

В качестве приоритетных сфер при рассмотрении содержания гражданского воспитания, исследователи выделяют политико-правовую, гражданственно-патриотическую, социально-экономическую.

Гражданственно-патриотическая сфера предусматривает любовь к Родине, народу, национальное самосознание, гражданский долг, готовность к достойному служению Отечеству [2;104].

Политико-правовая сфера предусматривает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе, государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан [19;23].

Социально-экономическая  сфера предусматривает направленность на формирование у учащихся основ экономического мышления, выработку умения выносить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптацию их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни [9;43].

Целенаправленная  организация процесса гражданского воспитания учащихся является важным этапом в освоении принятых в обществе ценностей и формировании гражданской  позиции личности.

Итак, сравнительно-сопоставительный анализ многообразия взглядов ученых на определение сущности гражданского воспитания позволил определить исследуемое  понятие как целенаправленный процесс  формирования гражданственности и  гражданской культуры личности.

Таким образом, воспитание гражданской  культуры личности можно рассматривать  как результат гражданского воспитания, направленного на формирование социально  значимых гражданских свойств и  качеств личности, способствующих формированию личности гражданина, развитие гражданственности  и патриотизма как важнейших  духовно-нравственных и социальных качеств.

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В                      СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Формирование гражданской культуры складывается из различных направлений гражданского воспитания: идейно-нравственного, идейно-политического, политического, интернационального, правового, патриотического.

Патриотическое  воспитание и формирование культуры  межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в  активный созидательный труд, привития бережного отношения к истории  отечества, к его культурному  наследию, к обычаям и традициям  народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое  и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных  форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов [18;354].

Большую роль в воспитании патриотизма и  интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию  культуры межнационального общения  способствует изучение иностранных  языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и  обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений  о достижениях нашей страны в  области науки, техники, культуры. Это  направление воспитательной работы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др. [18;355].

Правовая  культура направлена на предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи правового воспитания заключаются  в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели  для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении [18;355].

В концепции  национальной школы Беларуси гражданское воспитание призвано помочь ребенку осваивать демократические ценности свободы и прав человека, вступать в коммуникацию, организовывать кооперативные формы деятельности и на этой основе путем договора создавать новые общности. При этом важно, чтобы личность оставалась сама собой, сохраняя ту оптимальную степень зависимости от группы, которая позволяет эффективно реализовать цели своего самоопределения. Важно научить ребенка осознавать свой личный интерес и цивилизованными, культурными средствами его реализовывать, что и является необходимым условием существования демократии, рынка и правового государства [11].

Гражданское воспитание не сводится к смене ориентации с коллективизма на индивидуализм  – личность должна иметь опыт как  коллективного, так и индивидуального  существования. Мы ратуем не за индивидуализм, а за индивидуальную и, в то же время, социокультурную по содержанию самопределенность  личности, не за коллективизм (понимаемый как адаптивно-безличное существование  в группе), а за добровольную общность свободных людей.

Таким образом, выпускник национальной школы Беларуси, обретя навык гражданского самоопределения, окажется способным к следующим  действиям:

– анализировать  существующие социально-политические и социально-экономические явления  и процессы;

– вырабатывать свое отношение к ним и оформлять  его в устойчивую гражданскую  позицию;

– уметь  практически, и в цивилизованных формах, достигать своих целей (как личных, так и общественно значимых) [11].

Такого  рода воспитательные задачи реализуются  такими педагогическими средствами, когда ребенка учат выражать свои интересы публично и корректировать их в коммуникации, согласовывая их с интересами других, выращивая тем  самым общегрупповые цели.

Основными составляющими воспитания, кроме  прочих, в концепции определены:

  • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства,
  • привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • формирование этической, эстетической культуры;

Идеология в системе воспитания реализуется  в контексте идеологии белорусского государства, где особое место занимают государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние.  
Идеологическое становление личности включает следующие этапы: овладение знаниями – принятие ценностей – формирование убеждений – воля к действию – деятельность. Реализация названных этапов в соответствии с принципом непрерывности и преемственности воспитания обеспечивает развитие личности обучающегося в контексте государственной идеологии Республики Беларусь [11].

Идеологическое  обеспечение воспитания осуществляется на основе органичного единства учебного и воспитательного процесса, затрагивает  повседневную внеучебную и досуговую  деятельность. Последовательное ознакомление учащихся с основами научных знаний, прежде всего – с предметами социально-гуманитарного  блока, является предпосылкой присвоения ими общечеловеческих и национальных ценностей, формирования убеждений, волевых  качеств, норм поведения и деятельности, определяемых идеологией белорусского государства.

Реализация  воспитательной функции идеологии  способствует формированию целостной, политически грамотной, сознательно  участвующей в социальной жизни  общества личности. Условием эффективности  идеологической работы в учреждении образования является профессионализм, искренность и высокий уровень  идейной убежденности педагогических работников в процессе воспитания и  обучения[11].

Любому  обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо  и в случае необходимости встать на его защиту.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Кризис в сфере образования, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. По мнению современных ученых и педагогов, чувство патриотизма имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье [21].

Основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко  социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих  взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в  нравственном, патриотическом, гражданском  воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника  анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать  с иными позициями.

Решение этой важной задачи возможно через  интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного  образования, усиление роли уроков гуманитарного  цикла, обновление форм внеклассной  и внешкольной работы. Но особую эффективность эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространств урока, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).

Концепцией  модернизации Российского образования  на период до 2010 года была определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков [21].

В Концепции  модернизации российской системы образования  определена важность и значение системы  дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному  и профессиональному самоопределению  детей и молодежи. Дополнительное образование является сегодня одной  из самых динамических образовательных систем – постоянно обновляется его содержание, методы, формы с детьми и подростками. Работа учителя становится творческой и интересной, именно в этой системе учитель обретает надежных партнеров и помощников в деле воспитания детей и подростков [21].

Воспитательная  система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений  является актуальной, а главное в  этой деятельности - это объединение  усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Сотрудничество  – организация совместной культурно-досуговой, творческой, социально-значимой, спортивной, трудовой, шефской, поисковой деятельности. В современных образовательных  условиях важную роль играют различные  институты социального воспитания. Очень важно умело использовать потенциал их деятельности в совместной работе по гражданскому и патриотическому  воспитанию детей и подростков.

Информация о работе Гражданская культура в социально-педагогическом аспекте