Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
Глава I. Теоретические основы сюжетно - ролевой игры…………..…….6
1.1 Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов …………………………………….......6
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...….9
1.3 Педагогические принципы организации сюжетной игры………………..13
Глава II. Развитие сюжетно - ролевой игры в разные периоды дошкольного детства…………………………………………………………..16
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста…………………………….16
2.2 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста…….....20
2.3 Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Изучив и проанализировав тему данной курсовой работы,  сделала следующие выводы:

      Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

      Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

      Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

      Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

      Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

      Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: Фолио, 2007. 

2.      Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336с.

3.      Воспитание и обучение детей в детском саду./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2006.

4.      Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.

5.      Детская психология. /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2005.

6.      Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.

7.      Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 2003.

8.      Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1999.

9.      Запорожец А. В. Психология. - М.: Просвещение, 2003.

10. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. 284с.

11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005.

12. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. - М.: Высшая школа, 2000.

  1. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М.: АСТ, 2007.

14. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87

15. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85

16. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87

  1. Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для художественно-графических педучилищ. - М.:  Высшая школа, 2008.

18. Куковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Просвещение, 1993.

19. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95

20. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210с.

21. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.

  1. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО  «ЭКСМО-Пресс», 2007.
  2. Обухова Л. Ф. Детская психология. — М.: Просвещение, 1995.
  3. Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Наука, 2007.

25. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.

26. Подласый И.П. Педагогика. – М.:ВЛАДОС, 2006.

27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109с.

28. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74

29. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78с.

30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996.

31. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2003.

32. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: «Вентана-Граф», 2009.

33. Харламов И.Ф. Педагогика. – Издательский  центр «ВЛАДОС», 2007.  

34. Швейцер И. Воспитание ребенка: пер. с чешск. – М.: Просвещение, 2009. 

35. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М.: Просвещение, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте /В кн.:

Психология личности и деятельности дошкольников. - М.: Просвещение, 1995.

37. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение,  1998

 

 

 

2

 



Информация о работе Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства