Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 10:09, курсовая работа
Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
Глава I. Теоретические основы сюжетно - ролевой игры…………..…….6
1.1 Проблема развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов …………………………………….......6
1.2 Характеристика сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...….9
1.3 Педагогические принципы организации сюжетной игры………………..13
Глава II. Развитие сюжетно - ролевой игры в разные периоды дошкольного детства…………………………………………………………..16
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста…………………………….16
2.2 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста…….....20
2.3 Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Изучив и проанализировав тему данной курсовой работы, сделала следующие выводы:
Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: Фолио, 2007.
2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
3. Воспитание и обучение детей в детском саду./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2006.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2001.
5. Детская психология. /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 2005.
6. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.
7. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 2003.
8. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1999.
9. Запорожец А. В. Психология. - М.: Просвещение, 2003.
10. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989. 284с.
11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005.
12. Колоцца Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. - М.: Высшая школа, 2000.
14. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 87
15. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 - 85
16. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 - 87
18. Куковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М.: Просвещение, 1993.
19. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 - 95
20. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210с.
21. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
26. Подласый И.П. Педагогика. – М.:ВЛАДОС, 2006.
27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109с.
28. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 - 74
29. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78с.
30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996.
31. Усова А.П. Обучение в детском саду. /Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2003.
32. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: «Вентана-Граф», 2009.
33. Харламов И.Ф. Педагогика. – Издательский центр «ВЛАДОС», 2007.
34. Швейцер И. Воспитание ребенка: пер. с чешск. – М.: Просвещение, 2009.
35. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. — М.: Просвещение, 1999.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте /В кн.:
Психология личности и деятельности дошкольников. - М.: Просвещение, 1995.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1998
2
Информация о работе Генезис сюжетно-ролевой игры в период дошкольного детства