Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все
большее значение в новых политических условиях, когда Российской
государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять
властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,
присущих государству.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
1.2. Эволюция функций государства
1.3. Классификация функций государства
1.4. Формы и методы осуществления функций государства
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
2.1. Политическая функция
2.2. Экономическая функция
2.3. Социальная функция
2.4. Экологическая функция
2.5. Налогообложение
2.6. Защита прав и свобод граждан
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
3.1. Функция обороны
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Правоведение 2 курс распечат.docx

— 62.97 Кб (Скачать)

критерием  функции  подразделяются  на  законодательные   (правотворческие),

управленческие  и судебные. Каждая из названных функций осуществляется, как  правило,   не   одним,   а   совокупностью   государственных   органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной,  исполнительной и судебной.

      Кроме  того,  существуют  классификации:  по  сферам  «приложения»   и

осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические),  по формам        реализации        (правотворческие,        правоохранительные,

правоприменительные), на основании  территориального  масштаба,  в  пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).

      По  важности  в  общественной  жизни  функции  делят   на  основные   и

неосновные  (подфункции).  К последним относят:  учет  и   координация

интересов различных групп  населения,  защита  меньшинств;  вмешательство  в экономику с целью  социальной  защиты  человека;  охрана  окружающей  среды; поддержание общественного порядка,  организация статистического учета. Однако данная классификация вызывает возражения  в  юридической  науке.  Ряд ученых полагает,  что  поскольку  функциями  государства  являются  основные направления  его  деятельности,  признание  каких-либо  функций  неосновными некорректно.

      Наиболее распространенной и  широко признанной  является  классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние. 

            1.4. Формы и методы осуществления функций государства 

      Государство осуществляет свои  функции  в  определенных  формах.  Формы

осуществления функций государства  -  это  однородная  деятельность  органов

государства, посредством которой реализуются  его функции.

      Формы  осуществления  функций   государства  делятся  на   правовые   и

организационные.

      К правовым формам относятся:

    - правотворческая форма (разработка  и принятие юридических норм, издание

      нормативно-правовых актов);

    - правоисполнительская форма (принятие  мер  по  исполнению  норм  права,

      издание индивидуальных актов  применения права (приговор суда  и др.));

    -  правоохранительная  форма  (контроль  и  надзор  за   соблюдением   и

      исполнением  норм,  а  также   применение  принудительных  мер   к   их

      нарушителям).

      Организационными формами осуществления   функций  государства  являются следующие:

    - организационно-регламентирующая (текущая  деятельность  государственных структур  по   обеспечению   функционирования   органов   государства, связанная  с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);

    -  организационно-хозяйственная  (оперативно-техническая   хозяйственная

      работа, связанная с бухучетом,  статистикой, снабжением и т.  д.);

    -  организационно-идеологическая  (повседневная  идеологическая  работа,

      связанная  с  разъяснением  вновь   изданных   нормативных   актов   и

      формированием общественного мнения).

      Государство  может  осуществлять  свои  функции  и  в   так  называемых

внеправовых формах, т. е. помимо права и  даже  вопреки  ему.  В  частности,

добиваться  своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая  и  не  реализуя

правовые  нормы.  Современным  демократическим  государствам  это,   однако, несвойственно.

      Другим  основанием  для  классификации   функций  государства  является

характер  государственного  воздействия   на   общественные   отношения.   В

соответствии  с ним все функции  могут  быть  разделены  на  охранительные  и

регулятивные.

      Охранительные функции - это деятельность  государства, направленная  на

обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана  прав  и свобод  граждан,  экологическая  функция,  защита  государства  от   внешней угрозы).

      Регулятивные функции - это деятельность  государства,  направленная  на

развитие  существующих  общественных   отношений   (экономическая,   функция взаимодействия с другими государствами). 
 

                       2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 

      Внутренние функции - это основные  направления деятельности государства

внутри  страны. К внутренним функциям государства  относятся:

   1. функция охраны  законности  и  правопорядка,  прав  и   свобод  граждан

      государства;

   2.  функция  легализованного   осуществления   принуждения   в   отношении

      различных социальных групп и  индивидуумов;

   3. политическая функция  (обеспечение   народовластия  и  государственного

      суверенитета);

   4. экономическая функция (выработка  экономической политики,  формирование   и контроль за  расходованием   государственного  бюджета,  установление  системы налогообложения, ценовой  политики, управление государственными

      предприятиями и т. д.);

   5. социальная функция  (создание  системы  социальной  защиты  населения,

      систем здравоохранения, образования,  пенсионного обеспечения и т.  д.);

   6.  экологическая  функция   (деятельность,   направленная   на   охрану,

      восстановление и улучшение природных  условий жизни людей);

   7. идеологическая функция (пропаганда  определенных  идей  и  ценностей   с

      помощью государственных средств  массовой информации, воспитание  в духе   официальной идеологии  подрастающего поколения и т. д.).

      Такой   набор   функций   государства    -    свидетельство    полного

огосударствления  общества,  характерное   для   тоталитарных   режимов.   С

изменением  социальной структуры общества  на  современном  этапе  насилие  в отношении многих социальных групп  перестает  быть  актуальным.  Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может  быть  признана  главной  и идеологическая   функция:   общество   должно   развиваться    в    условиях идеологического и политического плюрализма. На первый  план  выходит  охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности  государства  важны  также учет  и  координация  интересов  различных  групп  населения,  защита   прав меньшинств, охрана окружающей среды.

      Рассмотрим каждую из функций  государства подробнее. 
 

                          2.1. Политическая функция 

      Все  функции  государства   носят  политический  характер,   однако   в

политической  области  действует  целая  система  политических   институтов,

учреждений  государственных органов,  через  которые  осуществляется  функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые  народом и уполномоченные от  имени  народа  осуществлять  государственную  власть  в стране, органы местного  самоуправления,  а  так  же  осуществление  народом своей власти непосредственно, через референдум.

      Обладая   верховенством   в   системе   государственной   организации,

представительные  органы  сосредотачивают  в  своих  руках   государственное

руководство  обществом,   выполняют   функцию   публичной   власти,   защиты

конституционного  строя. Содержание данной функции составляют:

    -   реализация   волеизъявления   народа   в   форме    законодательства

      (правотворчества);

    -  обеспечение  государственного  суверенитета,  определение   правового

      положения конкретных территорий  и управление ими;

    -  официальное  представительство   общества,   т.е.   будучи   носителем

      политической  власти,  государство   представляет   собой   юридическую

      личность,  субъект  права.  Вместе   с   тем   осуществление   функции

      обеспечения  народовластия   предполагает  наличие  правовых  отношений

      между государством и обществом,  зависимость государства  от  общества,

      ответственность перед ним;

    - защита конституционного строя,  которая  реализуется  как   специальными

      органами (Конституционным судом), так  и непосредственно народом, путем

      осуществления права на  сопротивление   любой  попытке  насильственного

      изменения или устранения существующего  конституционного строя. 
 

                         2.2. Экономическая функция 

      Эта  функция  государства   сильно  изменилась  в  ходе   исторического

существования государства от полного невмешательства  в экономику  (концепция “государства - ночного сторожа”)  до  полного  контроля  всей  хозяйственной деятельности   и   регулирования   всех   вопросов    экономической    жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

      В современных условиях,  когда   неизмеримо  умножились  и   усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство  не  остается  наблюдателем

со стороны. Оно активно разрабатывает  и  проводит  экономическую  политику, которая   строится   на   принципах   свободного    рынка    и    свободного предпринимательства.

      Государство влияет на экономику  через  налоговую  политику,  кредитно-

финансовую  и валютно-денежную системы.

      В условиях развитых рыночных  отношений,  свободы  предпринимательской деятельности,   многообразия   и   равенства   всех   форм    собственности, добросовестной    конкуренции    экономика     развивается     на     основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:

    - выработке экономической политики;

    -    управлению    предприятиями    и    организациями,    составляющими

      государственную  собственность.  Их   круг   должен   быть   ограничен

      важнейшими отраслями, имеющими  общегосударственное значение,  например ядерной энергетикой,  деятельностью в космосе,  транспортом,  связью  и т.д.;

    - установлению правовых основ  рынка и  ценовой  политики,  в  частности,

      стимулированию  государственными  средствами   предпринимательства   и

      свободного труда, обеспечения   равноправия  всех  форм  собственности,

      правовой защите собственника, принятию  мер для пресечения  монополизма

Информация о работе Функции государства