Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:02, контрольная работа
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и
практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со
стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней
деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все
большее значение в новых политических условиях, когда Российской
государство начинает создавать свою политическую систему, укреплять
властную вертикаль. Цель данной работы определить перечень функций,
присущих государству.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки функций государства
1.2. Эволюция функций государства
1.3. Классификация функций государства
1.4. Формы и методы осуществления функций государства
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ
2.1. Политическая функция
2.2. Экономическая функция
2.3. Социальная функция
2.4. Экологическая функция
2.5. Налогообложение
2.6. Защита прав и свобод граждан
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ
3.1. Функция обороны
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и
международными организациями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие),
управленческие и судебные. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и
осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные,
правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).
По важности в общественной жизни функции делят на основные и
неосновные (подфункции). К последним относят: учет и координация
интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка, организация статистического учета. Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.
Наиболее распространенной и
широко признанной является
классификация функций государства по
объекту воздействия на внутренние и внешние.
1.4. Формы и методы осуществления
функций государства
Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы
осуществления функций государства - это однородная деятельность органов
государства,
посредством которой
Формы осуществления функций
организационные.
К правовым формам относятся:
- правотворческая форма (
нормативно-правовых актов);
- правоисполнительская форма (
издание индивидуальных актов
применения права (приговор
- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением и
исполнением норм, а также применение принудительных мер к их
нарушителям).
Организационными формами
- организационно-
- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная
работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);
- организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа,
связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и
формированием общественного мнения).
Государство может
внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности,
добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя
правовые нормы. Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.
Другим основанием для классификации функций государства является
характер государственного воздействия на общественные отношения. В
соответствии с ним все функции могут быть разделены на охранительные и
регулятивные.
Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на
обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).
Регулятивные функции - это деятельность государства, направленная на
развитие
существующих общественных
отношений (экономическая,
функция взаимодействия с другими государствами).
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ
ФУНКЦИИ
Внутренние функции - это основные
направления деятельности
внутри страны. К внутренним функциям государства относятся:
1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан
государства;
2. функция легализованного осуществления принуждения в отношении
различных социальных групп и индивидуумов;
3. политическая функция (обеспечение
народовластия и
суверенитета);
4. экономическая функция (
предприятиями и т. д.);
5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,
систем здравоохранения,
6. экологическая функция (деятельность, направленная на охрану,
восстановление и улучшение
7. идеологическая функция (
помощью государственных
Такой набор функций государства - свидетельство полного
огосударствления общества, характерное для тоталитарных режимов. С
изменением социальной структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в экономике. Не может быть признана главной и идеологическая функция: общество должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На первый план выходит охрана интересов, прав и свобод человека. В деятельности государства важны также учет и координация интересов различных групп населения, защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.
Рассмотрим каждую из функций
государства подробнее.
2.1. Политическая функция
Все функции государства носят политический характер, однако в
политической области действует целая система политических институтов,
учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.
Обладая верховенством в системе государственной организации,
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
- реализация волеизъявления народа в форме законодательства
(правотворчества);
- обеспечение государственного суверенитета, определение правового
положения конкретных
- официальное
политической власти, государство представляет собой юридическую
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции
обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений
между государством и
ответственность перед ним;
- защита конституционного строя,
органами (Конституционным судом), так
и непосредственно народом,
осуществления права на сопротивление
любой попытке
изменения или устранения
2.2. Экономическая функция
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Государство влияет на
финансовую и валютно-денежную системы.
В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы:
- выработке экономической
- управлению предприятиями и организациями, составляющими
государственную
важнейшими отраслями,
- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,
стимулированию государственными средствами предпринимательства и
свободного труда, обеспечения
правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма