Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
выявить основные виды и методы контроля;
провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе
1.1. Характеристика основных видов и методов контроля…………...….7
1.2. Оценка результатов учебных достижений…………………..….…...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
2.1. Организация, цель и задачи исследования ……………….………..20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………22
2.3.Мероприятия для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования………………………………………………23
Выводы по второй главе……………………………………………….…..……29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………………...… 32
Приложения………………………………………………………………….....34

Файлы: 1 файл

курсовая 4..doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Поэтому для  студентов ВПО нами были разработаны  и предложены мероприятия по совершенствованию  оценивания и выбору различных форм контроля учащихся НПО.

Заключение

 

У преподавателя  профессиональной школы имеется  довольно широкий арсенал способов контроля, который выполняет важную задачу для проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний. Современные технологии обучения также заставляют педагога искать новые, отвечающие современным требованиям варианты проверки знаний, умений, навыков.

Сумма приобретенных  студентами знаний выступает как  обобщенный и присвоенный личностью  фрагмент коллективного  опыта, включающий в себя сведения об общих и специфических, существенных и второстепенных свойствах и отношениях вещей и явлений, об адекватных способах деятельности как в процессуальном, так и оценочном плане [6, 226]. В связи с этим уровень усвоения этих знаний и умение переносить их на разнообразные практические ситуации служат основой оценивания.

В качестве критериев  выступают объем усвоенных знаний, скорость, прочность, точность усвоения учебного материала.

Следует особо  отметить, что разработка и внедрение в практику педагогического контроля конкретных и адекватных заявленным целям обучения критериев и показателей представляется для преподавателя сложным процессом, поскольку система критериев должна обеспечивать достаточную степень объективности, т.е. давать целостную и всестороннюю оценку изучаемого явления во всем его многообразии и полноте. В этом смысле система критериев будет представлять собой идеальную модель, с которой сравнивается реальное явление и устанавливается степень его соответствия.

Весьма важное требование в системе контроля –  реализация стимулирующей функции, которая находит свое практическое воплощение в принципе открытых перспектив: создание на учебном занятии ситуации успеха; использование поощрения  как оценочной доминанты; предъявление разумного требования к студенту, а также применение таких видов контроля, как устный и письменный опрос, которые отражают уровень усвоения и характер получения студентами учебной информации.

 В процессе  выполнения курсовой работы была  достигнута основная цель исследования: изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.

В курсовой работе были также решены следующие задачи:

1.проведен анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;

2.выявлены основные виды и методы контроля;

3.проведен констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.

4.разработана программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

 

Применение  в учебном процессе различных  форм контроля и оценки знаний учащихся сделает процесс обучения более интересным и насыщенным.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ахматов А.Ф. Основы теории обучения. - Коломна, 2002.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Бережная И.А. Оценка знаний как элемент стратегии начального профессионального образования. – М., 1997.
  4. Бордовская Н.В., Реан А.А.  Педагогика. – СПб.: Питер, 2000. ¾ 304с.
  5. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики. – М.: Гардарики, 2005.
  6. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе. — М., 1993.
  7. Кабардин О. Ф. Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся. – М., 1991.
  8. Кан-Калик  В.А., Никандров Н.Д.  Педагогическое творчество. — М.,   1990.
  9.     Катханов М.В. Методика разработки и внедрения рейтинг - контроля умений и знаний студентов. - М., 1991.
  10.     Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Педагогика, 1994.
  11. Краевский В.В. Общие основы педагогики. -  М., 2003.
  12. Кузнецова Л.М. Оценка знаний студентов (опыт рейтинговой системы). – М., 1997.
  13. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М., 2005.
  14. Морева Н.А. педагогика среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2001.
  15. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.
  16. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
  17. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368с.
  18. Пидкасистый П.И. Опрос как средство учения. – М., 1999.
  19. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
  20.     Селезнева С. Д. Комплексная оценка качества подготовки выпускников и студентов высшей школы на базе компьютерных технологий.- М., 1995.
  21. Сластенин В.А. Педагогическое профессиональное образование. – М.: Academia, 2004.
  22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Е.Н.Шиянов. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
  23. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юристъ, 1997.
  24.     Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.
  25. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

      

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Анкета «Мое отношение к зачету»

 

Я считаю зачет удачной формой развития моего профессионализма.

I. Он позволяет мне:

    1. Проявить практические навыки;
    2. Проявить активность и творчество;
    3. Проявить свою индивидуальность;
    4. Убедиться в том, что я не хуже других;
    5. Другое…

 

II. Он помогает моему самообразованию, так как при подготовке к зачету:

    1. Я читаю, конспектирую дополнительную литературу;
    2. Работаю в библиотеке;
    3. Посещаю концерты, музеи, выставки;
    4. Чаще консультируюсь с педагогом индивидуально;
    5. Другое…

 

 III. Педагог на зачете:

11) Спрашивает  мнение других и уважает его;

12) Поддерживает  во мне чувство значимости;

13) Дает объективную  оценку моим знаниям;

14) Видит во  мне коллегу;

15) Не пользуется  эмоциональным шантажом;

16) Другое…

 

 

 

IV. Считаю главным на зачете для преподавателя:

17) Формирование  или выявление у студентов прочных знаний по   предмету;

18)Формирование  духовно-нравственных отношений  со студентами;

19) Развитие  мышления и других способностей  студента;

20) Организацию  работы студентов;

21) Активизацию  познавательной деятельности студентов;

22) Другое…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

№ респондента

n

k

 

I

II

III

IV

 

1

2

3

2

1

8

2

3

3

2

2

10

3

1

1

1

1

4

4

2

3

3

2

10

5

3

3

3

3

12

6

2

3

3

3

11

7

2

2

3

1

8

8

2

1

2

1

6

9

3

2

1

1

7

10

1

3

1

2

7

11

2

2

1

3

8

12

2

3

2

3

              10

13

2

2

2

2

8

14

1

1

2

1

5

15

2

3

3

3

11

16

1

2

3

1

7

17

3

2

3

2

10

18

1

2

3

3

9

19

1

1

3

1

6

20

3

3

3

3

12


Приложение 3

 

Уровни

Баллы

1.информативность  содержания урока

2.подготовленность  педагога, уровень его знаний

3.разнообразие  представленных контрольных

4.учет познавательной активности учащихся

5.осуществление  межпредметных связей

6.предъявление  отметки за выполненную работу, ее аргументация

7.интенсивность  предъявления задания студентами 

8.ощущение чувства  времени

25, 15, 10, 5

 

20, 15, 10, 5

20, 15, 10, 5

 

20, 15, 10, 5

 

20, 15, 10, 5

20, 15, 10, 5

 

20, 15, 10, 5

15, 10, 5, 0

140-160 баллов  – «5» (отлично)

100-115 баллов  – «4» (хорошо)

65-75 баллов –  «3» (удовлетворительно)

Менее 35 баллов – «2» (неудовлетворительно)

 

 

          Критерий рейтинговой оценки 

 


Информация о работе Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования