Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
выявить основные виды и методы контроля;
провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе
1.1. Характеристика основных видов и методов контроля…………...….7
1.2. Оценка результатов учебных достижений…………………..….…...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
2.1. Организация, цель и задачи исследования ……………….………..20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………22
2.3.Мероприятия для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования………………………………………………23
Выводы по второй главе……………………………………………….…..……29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………………...… 32
Приложения………………………………………………………………….....34
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы учащихся на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления.
Чтобы сделать
такую проверку более глубокой, необходимо
ставить перед учащимися
Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы вызывают для ответа конкретного учащегося.
Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, можно использовать специальные приемы. Например, учащимся предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать), прокомментировать (или прорецензировать) или дополнить ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно использовать и такой прием, как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.
Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, т.е. использовать комбинированный опрос.
Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывается его правильность и полнота, сознательность, логичность изложения, культура речи, умение связывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех обучаемых. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени проконтролировать работу большего количества учащихся. Так, пока одни работают у доски, другие решают задачи на доске, выполняют письменную работу, отвечают на поставленные вопросы с места.
Письменная проверка наряду с устной – важнейший метод контроля знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения.
Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе (выполнение домашних заданий).
Письменные работы в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными по содержанию и по форме: диктанты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов.
По продолжительности письменные контрольные работы делятся на кратковременные (7-15 мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала и более длительные, но не свыше одного академического часа.
Для обеспечения
большей самостоятельности в
выполнении контрольных работ
После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и воспитания имеет анализ контрольных работ, выполненных на «4» и «5», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного ответа или решения.
Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты, самоконтроль и взаимопроверка.
Самостоятельную работу можно проводить для текущего и периодического контроля. При текущей проверке самостоятельные работы невелики по объему, содержат задание в основном по теме учебного занятия. При периодическом контроле самостоятельная работа обычно больше по объему и времени выполнения.
Диктанты (предметные и технические) широко используются для текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к усвоению и применению нового материала, к формированию умений и навыков, провести обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Для диктантов подбирают вопросы, не требующие длительного обдумывания и подразумевающие очень краткий ответ. Часто содержание диктантов заранее записывается на магнитофон, иногда по вариантам. При этом преподаватель имеет возможность наблюдать за работой всей группы, предупреждать списывание.
Сочинения и рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют систематизировать знания учащихся, проверить умение раскрыть тему, но и играют особую роль в формировании мировоззрения. В процессе подготовки сочинения и реферата учащийся мобилизирует и актуализирует имеющиеся знания, приобретает самостоятельно новые, необходимые для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным опытом, четко уясняет свою жизненную позицию. При проверке этих работ преподаватель обращает внимание на соответствие работы теме, полноту раскрытия темы, последовательность изложения, самостоятельность суждений.
Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования. Перед самостоятельной работой учащиеся получают инструкцию о выполнении работы и ключ для самопроверки. Инструкция должна показать учащимся, какие знания и умения контролируются, а ключ содержит правильные ответы, по которым учащиеся сверяют результаты работы и вносят необходимые исправления. При этом либо учащиеся работают по обучающим программам, либо правильные ответы проецируются на экран или записываются на доске. Для показа образца нужного ответа можно использовать магнитофон, кодоскоп, диапроектор.
Взаимопроверка осуществляется по той же схеме.
Учебными планами, программами профессиональных образовательных учреждений предусматриваются следующие формы организации контроля знаний и умений обучающихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защита курсовых и дипломных проектов (работ), семестровая и итоговая аттестация.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля, позволяет выявить умение учащихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийся обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений, т.е. одновременно с проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Этот метод используется при изучении общеобразовательных и общетехнических предметов, но наиболее широко – специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.
Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное изделие, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.
Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ – последовательностью, самостоятельностью, уверенностью в действиях – выявляется устойчивость навыков обращения с приборами, умение производить измерения, выполнять расчеты, анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчеты о проделанном.
Для контроля широко используются профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, педагогические), деловые игры, подобранные в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специалиста.
Практическая проверка – это ведущий метод контроля в период производственной практики. Основные критерии оценки деятельности учащихся следующие: правильность применения приемов работы, рациональная организация труда и рабочего места, выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей – задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного или безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.
При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений – шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной его недостаток – ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся, поэтому он эффективнее в процессе текущего контроля.
1.2. Оценка результатов учебных достижений
Оценка профессиональных знаний и умений осуществляется по пятибалльной системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - посредственно, «2» - плохо, «1» - очень плохо [2 c.243].
При теоретическом обучении:
«5» - изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме полное, в соответствии с требованиями учебной программы; самостоятельное применение знаний в практической деятельности.
«4» - изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме полное, в соответствии с требованиями учебной программы; допускаются отдельные незначительные ошибки; в практической, самостоятельной деятельности возможна небольшая помощь преподавателя.
«3» - изложение
полученных знаний в устной, письменной
или графической форме
«2» - изложение учебного материала неполное, бессистемное; неумение производить простейшие операции синтеза и анализа, делать обобщения и выводы.
«1» - полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
При производственном обучении:
«5» - уверенное и точное владение приемами работ, самостоятельное выполнение работ и самоконтроль за выполнениями действий; соблюдение требований безопасности труда.
«4» - возможны отдельные несущественные ошибки при применении приемов работ, исправляемые самим учащимся; соблюдение требований безопасности труда.
«3» - недостаточное владение приемами работ и контроля качества продукции; соблюдение требований безопасности труда.
«2» - неточное выполнение приемов работ; нарушение требований безопасности труда.
«1» - неумение выполнять приемы работы, осуществлять контроль качества продукции и самоконтроль.
Выводы по 1-й главе:
Содержание контролируемой информации должно соответствовать целям обучения, трансформированным в содержание образования.
Цели (для чего учить) и содержание обучения (чему учить) определяют качество профессиональной подготовки.
Таким образом,
подход к определению содержания
образования, а следовательно, и к содержанию контролируемой
информации имеет много аспектов. В то
же время все эти аспекты можно включить
в единое понятие готовности к будущей
профессиональной деятельности, которая
основывается на личностно-компетентностно-