Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
выявить основные виды и методы контроля;
провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе
1.1. Характеристика основных видов и методов контроля…………...….7
1.2. Оценка результатов учебных достижений…………………..….…...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
2.1. Организация, цель и задачи исследования ……………….………..20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………22
2.3.Мероприятия для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования………………………………………………23
Выводы по второй главе……………………………………………….…..……29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………………...… 32
Приложения………………………………………………………………….....34

Файлы: 1 файл

курсовая 4..doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования

 

2.1. Организация,  цель и задачи исследования 

 

Исследование  проводилось у учащихся третьего курса Профессионального  лицея №38.

Количество  респондентов составило 20 человек (10 девушек  и 10 юношей).

Целью исследования являлось выявление эффективности зачета-собеседования как формы контрольной проверки знаний.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности зачета-собеседования как формы проверки знаний;
  2. Определить отношение учащихся к данной форме контрольной проверки знаний;
  3. Разработать систему занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

 

Перед проведением  исследования каждому учащемуся была выдана карточка с описанием условий анкетирования:

 

 

 

Анкета «Мое отношение к зачету»

 

Уважаемый студент!

Мы проводим анкетирование, цель которого состоит  в том, чтобы выявить эффективность  зачета-собеседования как формы  контрольной проверки знаний и как средства, помогающего развитию нашего профессионализма. Полученные данные будут использоваться для совершенствования зачетов в системе профессиональной подготовки студентов высшего профессионального образования..

Анкета заполняется  просто – в каждом вопросе обведите кружком номера тех ответов, которые ближе всего к вашей точке зрения (от одного до трех), или допишите свой вариант ответа.

 

Предлагаемый тест состоит из 4-х вопросов и 22 – х вариантов ответов

( см. Приложение 1).

На выполнение работы отводилось не более 20 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ  результатов исследования

 

Обработка данных анкеты.

Результаты  определялись по формуле

n/k*100%=c , где

n – количество ответов по позициям;

k – общее количество ответов в анкете;

c – полученный результат.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Каждый из показателей  выражен в баллах (см. Приложение 2).

 

Выводы.

В результате тестирования было выявлено, что учащиеся под №№ 2, 4, 5, 6, 12, 15, 17, 20 (10-12 баллов)считают зачет-собеседование эффективной формой контроля проверки знаний.

Учащиеся под  №№ 3, 8, 14, 19 считают данную форму  контроля проверки знаний неэффективной.

Сравнивая количество ответов, данных на каждый вопрос отдельно, получаем:

I вопрос – 39 баллов.

II вопрос – 45 баллов   

III вопрос – 46 баллов

IV  вопрос – 39 баллов.

Следовательно, учащимися наибольшее количество выбранных  ответов было дано на вопрос II и III.

 

2.3. Мероприятия  для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

 

Семинарское задание.

Проблемы  совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности студентов высшего профессионального педагогического учебного заведения.

Форма проведения семинара «Творческая лаборатория преподавателя, составление методических рекомендация по контролю знаний студентов».

Цель занятия:

  1. Познакомить студентов с технологией проведения предложенного вида учебного занятия.
  2. Развивать умение корректировать свою деятельность и деятельность партнеров по обучению.
  3. В условиях конкретной темы составлять практические рекомендации.

Основной  метод – дискуссия в сочетании с игровым моделированием.

Структура семинара.

1 этап: актуализация знаний по теме «Проверка и оценка знаний студентов на учебном занятии».

Вопросы:

- функции и  виды контроля

- принципы построения  оценивания знаний

- этапы технологии  контроля

2 этап: организация работы «Творческой лаборатории преподавателей».

Выдвижение проблемы исследования проблема совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности студентов.

Реализации проблемы:

- пути внедрения  рейтинговой системы в учебный  процесс.

- современные  педагогические условия и психологизация  контрольной проверки знаний.

- новые подходы  в организации зачета.

- познавательная  активность студентов и традиционные  формы контроля знаний.

Цель работы творческой лаборатории: составить и обсудить методические рекомендации по выдвинутой проблеме в одном из представленных направлений.

Форма организации студентов – групповая.

Игровая ситуация: представим себя в роли преподавателя, работающего в одной из творческих лабораторий.

Определение функциональной позиции внутри группы:

Руководитель  группы:

- разбивает  членов группы по функциональным обязанностям;

- представляет  защиту своих методических позиций;

- публично выдвигает  вопросы, подлежащие обсуждению  по данному перспективному направлению.

Рецензент:

- оценивает  качество представленных рекомендаций;

- оценивает деятельность своих сотоварищей по группе;

- дает оценку-анализ  «творческой лаборатории» как  вариант проведения проблемного  семинара.

Преподаватель-оппонент – по ходу обсуждения задает вопросы  представителям групп для определения  позитивных и негативных сторон в составленной рекомендации.

Творческая  группа преподавателей – принимает  непосредственное участие в разработке рекомендаций.

Консультант –  уточняет и направляет работу всех групп.

3 этап: организация дискуссии-обсуждения.

Работа членов группы по составлению рекомендаций.

Обсуждение  рекомендаций, составленных каждой творческой группой.

Выдвижение  новых проблем в обсуждаемых  вопросах.

4 этап: подведение итогов занятия.

Выступление рецензентов, заключительное слово преподавателя  вуза.

5 этап: рефлексия проблемного семинара. Составление характеристики невербального поведения товарища «Ему нравиться общаться со мной».

Инструкция  к составлению характеристики.

Во время  диалога пронаблюдайте за эмоциями товарища, которые он проявляют по отношению к вашему выступлению. Отметьте это:

  1. По выражению лица: взгляд из-под прикрытых век, брови миролюбиво изогнуты, легкая, завуалированная улыбка или, наоборот, губы твердо сжаты, глаза широко открыты, брови нахмурены…;
  2. По жестам доверия: не делает жестов у лица, прикрывая рот, почесывая нос или голову, а пытается соединить пальцы наподобие купола храма;
  3. Позы слушания: сидит прямо, не облокачиваясь;
  4. Позы оценки: наклон головы набок, подбородок опирается на ладонь, почесывание подбородка, захватывание носа в щепоть…;
  5. Интонационные реплики…

 

Анализ занятия

Вопросы для обсуждения:

- какова цель  данного занятия?

- как сочетаются  дискуссия с игровым моделированием в деятельности студентов на занятии?

- нужен ли  этап актуализации знаний по  данной теме?

- в чем своеобразие  организации семинара в виде  «творческой лаборатории»?

- назовите позитивные  и негативные моменты данного  вида учебного занятия.

- какую предварительную  работу может предложить студентам  преподаватель для качественной  разработки методических рекомендаций?

 

 

 

 

Практическое занятие

Разработка  сценария и проведение урока контрольной проверки знаний студентов .

Цель 

  1. Формирование умений эффективно проверять знания обучаемых с учетом разных видов урока контрольной проверки знаний.
  2. Овладение на практике простейшими приемами организации рейтингового контроля.

Задание

- разработать  сценарий в виде опорного конспекта  разных видов учебного занятия по проверке и оценке знаний студентов

- провести один  из предложенных вариантов.

Предварительная подготовка к занятию:

  1. Обобщение наблюдаемых уроков на лабораторном практикуме
  2. Анализ учебно-методической литературы
  3. Выполнение самостоятельного задания
  4. Домашняя разработка сценария уроков в подгруппах из 2-4 человек (зачет, конкурс, урок контрольной проверки знаний, контрольная работа и т.д.).

Оборудование: карточки-задания; таблица «Критерии оценки»; карточки экспертизы.

Организация работы

Присутствующие распределяются на 2 группы: первая показывает фрагмент урока; вторая выступает в роли экспертов.

Основная форма контроля – рейтинговая оценка.

Оценка – сумма баллов, представленная мнением преподавателя вуза, студентов-экспертов, самооценкой выступающего.

Форма учебной деятельности – игровая.

Содержание  работы. По желанию студенты определяют, в какой группе они будут работать. Для тех, кто проводит урок, предлагается на выбор карточка-задание:

Тема урока: по выбору студента.

Вид учебного занятия.

Учебная группа.


 

 Затем каждый  участник получает таблицу «Критерий  рейтинговой оценки» (см. Приложение 3).

 

Итог подводится в рейтинговой таблице:

 

Фамилия студента, давшего урок

Оценка экспертов (баллы)

Оценка преподавателя (баллы)

Оценка претендента (баллы)

Общая сума баллов

Отметка

           

 

 

В рейтинговую  таблицу вносятся данные карточки –  экспертизы:

 

Фамилия студента, представлявшего урок

Баллы по позициям

Сумма баллов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 
               

Фамилия эксперта, подпись

 
     

 

 

 

 

 

Варианты контрольной проверки знаний, умений и навыков студентов педагогического колледжа на учебном занятии.

 

Задачи

  1. Показать разнообразие форм учебного контроля в учебном процессе учебного заведения, раскрыть его функции и назначение.
  2. Познакомить студентов педагогического университета с методикой уроков контрольной проверки знаний и зачетов в педагогическом колледже.

Содержание  работы

- беседа с  преподавателем по теме «Моя  оценка знаний студентов».

- наблюдение  зачетов и уроков контрольной  проверки знаний.

- самостоятельная работа студентов педагогического университета: разработать новый вариант урока контрольной проверки знаний или зачета как альтернативу к просмотренному;

 

 

 

 

 

Выводы  по 2-й главе:

В нашем исследовании мы поставили задачу изучить  особенности зачета-собеседования как формы проверки знаний и определить отношение учащихся к данной форме контрольной проверки знаний.

Для опытно экспериментального исследования был подобран тест на выявление эффективности зачета-собеседования  как формы контрольной проверки знаний. В ходе диагностики было выявлено, что только 8 респондентов из 20-ти тестируемых считают данный метод контроля эффективным.

Информация о работе Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования