Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
выявить основные виды и методы контроля;
провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе
1.1. Характеристика основных видов и методов контроля…………...….7
1.2. Оценка результатов учебных достижений…………………..….…...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
2.1. Организация, цель и задачи исследования ……………….………..20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………22
2.3.Мероприятия для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования………………………………………………23
Выводы по второй главе……………………………………………….…..……29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………………...… 32
Приложения………………………………………………………………….....34
Федеральное агентство по образованию
Филиал Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии
Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Миасс 2012
Введение
Существуют различные толкования понятия педагогической категории «контроль», но все же чаще под этим понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, оценивание их развития, знаний, умений и навыков [1, 9].
Обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях начального профессионального образования должны знать профессионально ориентированные теории и методики, иметь навыки выполнения приемов профессиональной деятельности, ориентирования в профессиональной литературе, а также обладать развитыми профессиональными интересами и потребностями совершенствования квалификации. Для оценки всех этих составляющих как раз и служит педагогический контроль.
Цель контроля заключается в установлении состояния качества образования на различных временных этапах учебно-воспитательного процесса, выявлении соответствия качества целям подготовки, использовании результатов контроля для управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
Различают четыре функции контроля: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую.
Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятия по итогам контроля соответствующего управленческого решения.
Обучающая функция служит задачам обеспечения обратной связи от обучаемых к педагогу, повышения уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения.
Организующая функция заключается во влиянии контроля на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировке программы обучения, поощрении обучающихся и педагогов.
Воспитывающая функция призвана обеспечить формирование необходимого представления о знании как самоценности, а не только как средстве достижения тех или иных прагматичных целей.
Все приведенные функции тесно взаимосвязаны, и вместе с тем каждая из них в разной степени проявляется в различных формах контроля.
Задачи педагогического контроля в общем виде сводятся к следующему:
Традиционно под «образованием» как результатом понимается характеристика системы знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических возможностей обучающихся, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовности к жизни и труду [5, 13] . Часто под «образованием» понимается характеристика определенной ступени интеллектуального и социального развития человека, а конечный результат выражается в «требованиях к выпускнику», «модели выпускника» [8, 30].
В то же время в педагогике содержание образования рассматривается как аналог содержания общественного опыта, который включает в себя систему знаний о природе, обществе, практические навыки и умения в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, а также уровня их психофизиологического развития (речь, память, мышление, работоспособность, здоровье) совершенно необходим. Однако средств, позволяющих обеспечить данный контроль, недостаточно, так как они не отражают всех требований внешней социально-профессиональной среды к будущему специалисту. Достаточность можно достичь, если использовать контроль социально-личностных и социально-профессиональных характеристик обучающегося, учитывающих современные социально-экономические отношения в обществе.
Исходя из вышесказанного, актуальность данной работы заключается в том, что она посвящена изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования, поэтому представляет значительный интерес для изучения.
Проблема: каковы формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Объект – образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования.
Предмет – формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
Методы данного исследования:
База исследования: ПЛ №38 г.Миасса.
1.1.Характеристика основных видов и методов контроля
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубежный), итоговый. Основанием для их выделения служит специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучаемых, чтобы использовать его как фундамент и как ориентир допустимой сложности учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Текущий контроль – один из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его главная задача – управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля являются стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы и создание условий для их формирования.
Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учетного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.
Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительное время и не по отдельным «дозам» учебного материала. При этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.
Рубежный контроль
охватывает учащихся всей группы и
проводится в виде устного опроса,
небольших письменных, графических,
практических работ. Проведение его
обычно предусматривается в
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.
Такой вид контроля позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Одновременно ярче проявляется развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно активно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Итоговый контроль осуществляется на переводных, семестровых и государственных экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), защите дипломного проекта. По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками [2, 237].
В профессиональных
образовательных учреждениях
Общее назначение
этих методов заключается в том,
чтобы наилучшим образом
Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.
Устный опрос требует от преподавателя предварительной подготовки, тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный устные вопросы.
Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и умений. Его достоинство состоит в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны подразумевать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом, расположенными в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить домашнее задание, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет оценить подготовленность учащихся к их выполнению.