Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
Поставленная цель реализуется путем решения поставленных задач:
провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
выявить основные виды и методы контроля;
провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1.Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе
1.1. Характеристика основных видов и методов контроля…………...….7
1.2. Оценка результатов учебных достижений…………………..….…...18
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Практическая работа по изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования
2.1. Организация, цель и задачи исследования ……………….………..20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………22
2.3.Мероприятия для студентов высшего профессионально-педагогического образования по совершенствованию оценивания и выбора различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования………………………………………………23
Выводы по второй главе……………………………………………….…..……29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………………………...… 32
Приложения………………………………………………………………….....34

Файлы: 1 файл

курсовая 4..doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

 Филиал Государственного  образовательного учреждения

 высшего  профессионального образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального  образования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                                 Пичугина И.В.  

                                                                              Выполнил: студент 4 курса

                                                                         Шарипова В.П. гр. 409/5

 

 

Миасс 2012

                                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Существуют  различные толкования понятия педагогической категории «контроль», но все же чаще под этим понимают выявление и измерение результатов учебной деятельности обучаемых, оценивание их развития, знаний, умений и навыков [1, 9].

Обучающиеся в  профессиональных  образовательных  учреждениях начального профессионального  образования должны знать профессионально  ориентированные теории и методики, иметь навыки выполнения приемов профессиональной деятельности, ориентирования в профессиональной литературе, а также обладать развитыми профессиональными интересами и потребностями совершенствования квалификации. Для оценки всех этих составляющих как раз и служит педагогический контроль.

Цель контроля заключается в установлении состояния  качества образования на различных  временных этапах учебно-воспитательного  процесса, выявлении соответствия качества целям подготовки, использовании  результатов контроля для управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.

Различают четыре функции контроля: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки, принятия по итогам контроля соответствующего управленческого решения.

Обучающая функция служит задачам обеспечения обратной связи от обучаемых к педагогу, повышения уровня знаний и навыков в процессе контроля, индивидуализации темпа обучения.

Организующая функция заключается во влиянии контроля на организацию всего учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. В зависимости от результатов контроля принимаются решения о необходимости проведения дополнительных занятий, консультаций, корректировке программы обучения, поощрении обучающихся и педагогов.

Воспитывающая функция призвана обеспечить формирование необходимого представления о знании как самоценности, а не только как средстве достижения тех или иных прагматичных целей.

Все приведенные  функции тесно взаимосвязаны, и вместе с тем каждая из них в разной степени проявляется в различных формах контроля.

Задачи педагогического  контроля в общем виде сводятся к  следующему:

    • проверка хода и результатов обучения;
    • диагностика ошибок и результатов обучения;
    • анализ;
    • коррекция;
    • формирование заданий;
    • формирование знаний, умений и навыков;
    • развитие мышления, речи и памяти;
    • развитие интереса к контролю и учению;
    • развитие воли;
    • воспитание коллективизма;
    • воспитание ответственности и дисциплинированности;
    • воспитание критичности и самокритичности;
    • формирование умения самоконтроля.

Традиционно под  «образованием» как результатом понимается характеристика системы знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных и физических возможностей обучающихся, формирование у них научного мировоззрения и морали, готовности к жизни и труду [5, 13] . Часто под «образованием» понимается характеристика определенной ступени интеллектуального и социального развития человека, а конечный результат выражается в «требованиях к выпускнику», «модели выпускника» [8, 30].

В то же время  в педагогике содержание образования  рассматривается как аналог содержания общественного опыта, который включает в себя систему знаний о природе, обществе, практические навыки и умения в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся, а  также уровня их психофизиологического  развития (речь, память, мышление, работоспособность, здоровье) совершенно необходим. Однако средств, позволяющих обеспечить данный контроль, недостаточно, так как они не отражают всех требований внешней социально-профессиональной среды к будущему специалисту. Достаточность можно достичь, если использовать контроль социально-личностных и социально-профессиональных характеристик обучающегося, учитывающих современные социально-экономические отношения в обществе.

Исходя из вышесказанного, актуальность данной работы заключается в том, что она посвящена изучению форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования, поэтому представляет значительный интерес для изучения.

Проблема: каковы формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.

Объект – образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования.

Предмет – формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.

Цель данной курсовой работы – изучение форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.

Поставленная  цель реализуется путем решения  поставленных задач:

  1. провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. выявить основные виды и методы контроля;
  3. провести констатирующий эксперимент по использованию различных форм контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования.
  4. разработать программу занятий для студентов высшего профессионального образования по совершенствованию оценивания и выбору различных форм контроля учебной деятельности учащихся начального профессионального образования.

 

Методы данного исследования:

    • Изучение и анализ литературных источников по проблеме;
    • Наблюдение, анкетирование, тестирование;
    • Изучение и описание опыта работы;
    • Систематизация и обобщение материала.

 

База  исследования: ПЛ №38 г.Миасса.

Глава 1.  Теоретический анализ форм контроля и оценки знаний в целостном образовательном процессе

 

1.1.Характеристика  основных видов и методов контроля

 

Различают следующие  виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубежный), итоговый.  Основанием для их выделения служит специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового проекта, защите дипломного проекта). Таким образом, все эти виды в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений обучаемых, чтобы использовать его как фундамент  и как ориентир допустимой сложности учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль – один из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Его главная задача – управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля являются стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы и создание условий для их формирования.

Периодический (рубежный) контроль  позволяет определить качество изучения учащимися учетного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность  усвоения полученных знаний и приобретенных  умений, так как он проводится через  продолжительное время и не по отдельным «дозам» учебного материала. При этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и  проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ. Проведение его  обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.

Такой вид контроля позволяет судить об общих достижениях  учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала. Одновременно ярче проявляется развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно активно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Итоговый контроль осуществляется на переводных, семестровых и государственных экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), защите дипломного проекта. По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной шкале.

 

Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися знаниями, умениями, навыками [2, 237].

В профессиональных образовательных учреждениях основными  методами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль и др.

Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения учащимися учебного материала.

Устный опрос  требует от преподавателя предварительной  подготовки, тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания  вопросов, задач и примеров, которые будут  предложены, путей активизации деятельности всех учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный  устные вопросы.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для  закрепления знаний и умений. Его достоинство состоит в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы должны подразумевать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически связанными друг с другом, расположенными в такой последовательности, чтобы ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить домашнее задание, выяснить готовность группы к изучению нового материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового учебного материала, который только что был разобран на занятии. Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением лабораторных и практических работ, так как он позволяет оценить подготовленность учащихся к их выполнению.

Информация о работе Формы контроля и оценки знаний учащихся в системе начального профессионального образования