Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

В наши дни особое значение приобретает нравственно-эстетическое отношение человека к природе. Сохранение здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сбережение генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 123.92 Кб (Скачать)

В результате проведенной опытно-экспериментальной  работы у   58,8 % детей сформировалось эстетическое отношение. У части  испытуемых сохранился утилитарный (29,4 %) или эгоистический (11,8 %) тип отношения младших школьников к природе.

Соотношение полученных результатов отражены в  диаграмме «Типы отношения к природе у младшихшкольников» (см. рис. 3)

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Типы отношения к природе у  младших школьников

 

Полученные  результаты показали, что наблюдается  положительная динамика в отношении к природе у детей экспериментальной группы. В сравнительной таблице отражены результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментов (см. табл. 3).

Таблица 3

Типы отношения к природе  у младших школьников

(констатирующий и контрольный  эксперименты)

Типы отношений

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Кол-во

%

Кол-во

%

Эгоистический

9

52,9

2

11,8

Утилитарный

6

35,3

5

29,4

Эстетический

2

11,8

10

58,8


 

У младших  школьников на этапе контрольного эксперимента значительно повысилась частота нравственно мотивированных положительных высказываний и действий, касающихся животных и растений, уменьшилось количество


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Динамика показателей

 

объектов, к которым они испытывали негативные чувства. Динамика показателей констатирующего и контрольного экспериментов представлена в диаграмме (см. рис. 4).

Эти изменения  указывают на то, что у детей  с другим типом отношения часть качественных характеристик приобрела более позитивную окраску. Результативность проведённой работы несомненна: средства природы действительно могут оказывать  на  младшего  школьника  свое  неограниченное воздействие. Правильно организованная, нацеленная на ребенка работа, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребёнка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к природе отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. Таким образом, средства природы при правильной организации и подаче их ученику действительно способствует его нравственно-эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

 

 

Заключение

 

В I разделе нашей курсовой работы «Теоретические подходы к проблеме формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников» мы рассмотрели различное отношение к природе в истории человечества, выяснили роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе вообще и экологическое воспитание как составная часть нравственно-эстетического воспитания младших школьников в частности.

II раздел «Экспериментальная работа по формированию нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников» посвящён описанию организации, проведению и анализу результатов экспериментальной работы по теме исследования. Исследование проходило в 3 этапа (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). Для определения типа отношения младших школьников к природе на начальном этапе с учащимися (17 человек) была проведена беседа, в ходе которой мы пытались определить отношение младших школьников к природе; меры по борьбе за сохранность природных богатств; за что можно любить животных; вопросы детей на уроках природоведения; правила и нормы поведения в природе. Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

С младшими школьниками была проведена соответствующая  работа, направленная на формирование у них нравственно-эстетического  отношения к природе.

Цель  контрольного эксперимента — проверить  эффективность целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования у младших школьников нравственно-эстетического отношения к природе. С младшими школьниками с целью выявить динамику в отношении к природе была проведена повторная беседа, которая помогла увидеть положительную динамику показателей.

Таким образом, целенаправленное педагогическое влияние способствует формированию нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников. Материал о природе обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путём проникновения в детское сознание, и средством формирования нравственно-эстетических качеств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: «Питер», 2000.
  2. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. Асвета, 2002. — 231 с.
  3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Пособие для учителей. / Сост. Л.Ф. Мельчаков. — М.: Просвещение, 2001. — 125 с.
  4. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. // Философские проблемы глобальной экологии. — М.: Просвещение, 1983. — 145 с.
  5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 2004. — 412 с.
  6. Григорьянц А.Г., Малкина Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. — Ташкент: Учитель, 1987. — 152 с.
  7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. — М.: Просвещение, 2003. — 362 с.
  8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности. — М.: Школа здоровья, 2005. — т. 1, 2. — С. 28-90.
  9. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. — М.: Просвещение, 2000.
  10. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. — М.: Просвещение, 2004. — 422 с.
  11. Ильин, B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). / В.С. Ильин. — М.: Педагогика, 2004. — 144 с.
  12. Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. — № 3, 2003. — С. 23-26.
  13. Киселёва Г.М. Ребёнок в мире природы (уч. Пособие по курсу Теория и методика экологического образования детей). — Шадринск: Природа, 2001. — 112 с.
  14. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя. // Под ред. М.Ф. Овсянникова. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  15. Курочкина Н.В. Знакомство детей с пейзажной живописью. — М.: Просвещение, 2001.
  16. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях. — Мн.: Аскар, 2002. — 221 с.
  17. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. — Пермь: Детство, 2004. — 68 с.
  18. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. — М.: Новая школа, 2003. — 115 с.
  19. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 336 с.
  20. Синюкова В.С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам. — М.: АСТ, 2002.
  21. Созонов В.П. Как измерить результат воспитательной работы // Народное образование. 2001. — № 9.
  22. Степанов Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 128 с.
  23. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. — М.: Просвещение, 2000.
  24. Фархшатова И.А. Мир добра и красоты. / Учеб. пособ. — Оренбург: Пресса, 2003.
  25. Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников. / Под ред. Г.Н. Филонова. — М.: Просвещение, 1983. — 103 с.
  26. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. / Под ред. Л.П. Печко. — М.: Просвещение, 1984. — 81 с.
  27. Экологическое образование школьников. / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. — М.: Просвещение, 1983. — 100 с.
  28. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики — М.Д. Таборидзе, Д.К. Бусурамвили, О.Г. Алавидзе и др. / Под ред. М.Д. Таборидзе. — М.: Педагогика, 1988. — 101с.
  29. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя. / Н.И. Кнященко, Н.Л. Лейзеров, М.С. Каган и др. — М.: Просвещение, 1983. — 303 с.

 

 


Информация о работе Формирования нравственно-эстетического отношения к природе у младших школьников